
Когда в июле 2021 года средства массовой информации сообщили о кончине поэта, рок-музыканта, актёра и радиоведущего Петра Мамонова, я, как и многие, почувствовал себя осиротевшим. ...Да, именно осиротевшим, несмотря на то что суровые ковидные дни, недели и месяцы тех времён приносили горькие известия о дорогих мне людях одно за другим. Коротко говоря, я знал и знаю, что для многих из нас этот человек был родным. Думаю, пройдут годы, и он — Пётр Николаевич Мамонов — постепенно откроется многим и многим — в полноте своего духовного подвига, какими бы подходящими или неловкими словами, вроде «миссионерства» или «юродства», последние десятилетия его жизни не пытались обозначать.
В нашей программе мы прикоснёмся к, вероятно, главному делу его творческой судьбы — к его поэзии, тем более, что с осени 2021 года из печати — одна за другой — выходят издания из серии «Книги Петра Мамонова». Они издаются благодаря усилиям жены и соратницы Петра Николаевича — Ольги Ивановны Мамоновой.
К небу прижму ладонь я
И отпечаток мой,
Словно крыло воронье,
Станет твоей судьбой.
Тайну дактилоскопий
Я в забытьи постиг.
Мой, весь из ломких копий,
Яркий, как вспышка, стих.
Пётр Мамонов, из цикла «Книга 1-ая. Ранее»
Не всё бумага стерпит,
не всё бумага может.
То, что достойно смерти
и то, что жизнь итожит,
не надо, иногда, записывать. Молчанием
скрепить железо солнца
и блеск реки случайный.
Петр Мамонов, из
И вечер в полвосьмого
его застанет снова
за записью былого,
и будет его слово
подчас и бестолково,
но искренне и нужно.
Пусть будут бури вьюжно
стучать в его окно,
он будет всё равно
жить в предвкушеньи лета.
Храни Господь поэта!
Пётр Мамонов, из цикла «Книга 8-ая. Дальняя сторона»
...Первый мамоновский сборник стихотворений, изданный после того, как поэт отошёл к Господу, назван по последнему циклу, входящему в него: «Книга 9-ая. На плотной земле». Вот — стихотворение из этого цикла, вероятно, оно — из самых последних:
И отказавшись от всего,
раскину руки я, как крылья,
и станет силой всё бессилье.
И незапятнанность его
дрожащей рябью обратится
в соломенном потоке слёз.
И будет биться в небе птица,
о камни биться быстрый плёс,
шуршать песок и ненароком
ступлю я снова в старый след.
И будет длиться одиноко,
мерцать и стынуть белый свет.
Вослед сборнику «На плотной земле», в том же 2022-м вышла книга «Ясность», «ранее не изданные — цитирую аннотацию — стихотворения Мамонова». Рядом с типографским набором тут встречаются и фотографии машинописных страниц из архива (Пётр Николаевич печатал на старой машинке «Ундервуд»), с авторской правкой — зачёркнутыми строфами и переправленными строчками.
Лишь бы утром встать и улыбнуться
и не корчить недовольное лицо.
В водоём холодный окунуться,
выйти осени навстречу на крыльцо.
И не видеть недруга в прохожем,
не ворчать на то, чего уж нет.
Быть на этот светлый день похожим,
хоть чуть-чуть за всё дадим ответ.
Пётр Мамонов, «Светлый день», из книги «Ясность»
Все выпуски программы Рифмы жизни
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема