Пётр Петрович Кащенко — автор уникальной методики лечения психиатрических заболеваний «терапией души», основанной на принципах «нестеснения» пациентов суровыми мерами. Благодаря Петру Петровичу Алексеевская больница в Москве приобрела славу одной из лучших в Европе.
О том, что он станет медиком, Пётр знал всегда. Врачом был его отец, и маленький Петя в детстве интересовался не сказками, а анатомическими атласами. Уже в 12 лет он умел квалифицированно оказывать первую помощь. В 1885 году он с отличием окончил Казанский университет. А спустя 4 года приехал в Нижний Новгород, обладая солидным практическим опытом. Именно Кащенко впервые разработал научную методику в области психиатрии, которая позволяла во многих случаях избегать изоляции и принудительных мер для душевнобольных.
Какие условия пребывания обустраивал для душевнобольных Пётр Петрович Кащенко?

В 1889 году по Нижнему Новгороду разлетелась молва о новом докторе, который недавно возглавил Нижегородскую психиатрическую больницу. Он распорядился повесить в палатах шторы и картины. Начал устраивать для пациентов воскресные чаепития в больничном саду, с бубликами и конфетами. Необыкновенным доктором, который отважился на большие перемены, был Пётр Петрович Кащенко.
О том, что он станет медиком, Пётр, кажется, знал всегда. Врачом был его отец, и маленький Петя в детстве интересовался не сказками, а анатомическими атласами. Уже в 12 лет он умел квалифицированно оказывать первую помощь. Поэтому, когда настало время выбора высшего образования, Пётр без всяких сомнений выбрал медицину. В 1885 году он с отличием окончил Казанский университет. А спустя 4 года, с солидным практическим опытом, приехал в Нижний Новгород. Кащенко были хорошо знакомы принципы лечения душевнобольных того времени. Они, в основном, заключались в применении ограничительных мер: строгая изоляция от общества, смирительные рубашки, ледяные ванны, цепи и наручники. Другими словами, психиатрическая клиника 19 века, по сути, мало чем отличалась от тюрьмы. Подобные методы преобладали тогда в психиатрии, прежде всего, потому, что эта отрасль медицины была развита ещё очень слабо. Не было ни масштабных исследований, ни медикаментов.
Именно Кащенко впервые разработал научную методику в области психиатрии, которая позволяла во многих случаях избегать изоляции и принудительных мер для душевнобольных. В Нижегородской больнице Пётр Петрович впервые применил свои идеи на практике. Кащенко позволял свободно гулять пациентам по территории больницы. Играл с ними в шахматы и шашки. Со стороны могло показаться, что это просто некие странности характера нового доктора. Однако это была часть научных разработок Кащенко. Он называл такой подход «терапией среды». Доктор считал, что больным, прежде всего, необходима благоприятная атмосфера. И что в спокойной, дружелюбной обстановке шансов выздороветь гораздо больше, чем в состоянии постоянного стресса от изоляции и физического воздействия.
Эту теорию подтвердил случай. В Нижегородской больнице Кащенко увидел больного в наручниках. Доктор потребовал немедленно его освободить. Но санитары отказались, и доктору посоветовали не приближаться к мужчине — по их мнению, тот мог повести себя непредсказуемо. Тогда Пётр Петрович взял у служителя ключи и сам снял цепи и наручники с пациента. Освобождённый больной заплакал и повалился Кащенко в ноги. Он признался доктору, что больше не мог выносить такого своеобразного лечения. Пытался протестовать — за что его и заковали в цепи. После того, как наручники были сняты, пациент быстро пошёл на поправку и вскоре его выписали. Прошло около года, и в кабинет Петра Петровича вошёл прилично одетый мужчина. С трудом доктор узнал в посетителе недавнего «непредсказуемого больного». Он приехал поблагодарить Кащенко и поделился радостными новостями: чувствует себя прекрасно, работает и содержит семью. Методика Петра Петровича давала свои плоды. Больные действительно гораздо быстрее шли на поправку, когда не чувствовали постоянного страха.
Те же самые принципы «нестеснения» пациентов суровыми мерами Пётр Петрович успешно применял в стенах ещё одного своего детища — Московской Алексеевской психиатрической больницы, известной как Канатчикова дача. Кащенко активно внедрил в лечебный процесс свои разработки — созданную им самим систему упражнений и диетического питания, трудотерапию и терапию творчеством. Он организовал из пациентов больницы театральную труппу и духовой оркестр. В клинике появилась студия живописи. Эти методики Кащенко с успехом используются и в современной психиатрии. Благодаря Петру Петровичу, Алексеевская больница приобрела славу одной из лучших в Европе. В честь выдающегося русского психиатра названа больница в Нижнем Новгороде, где Кащенко впервые воплотил свою уникальную методику в жизнь.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер