Пётр Александрович Дубовицкий — профессор медицины, хирург — написал свыше 50 научных работ в рамках своей исследовательской деятельности.
Хирургическая практика Петра Александровича прекратилась внезапно в 1838 году из-за несчастного случая, но благодаря этому обстоятельству профессор наконец-то смог реализовать свою давнюю мечту — открыть в своем рязанском имении Стенькино бесплатную больницу для крестьян, где он служил на скромной должности ординатора — помощника главного врача. Через три года Петра Александровича пригласили в Петербург — на место президента Императорской медико-хирургической академии. Президентское жалованье тратил на свое рязанское детище — больницу, богадельню, школу и храм.
Что о Дубовицком Петре Александровиче говорили его коллеги и друзья?

Осенним днём 1838 года профессор медицины, хирург Пётр Александрович Дубовицкий работал в университетской библиотеке. Доктору понадобился том, который хранился на самом верхнем стеллаже. Он решил воспользоваться лестницей-стремянкой. Но неудачно повернулся, нога соскользнула со ступеньки. Он упал вниз с довольно внушительной высоты и сломал левую руку. Перелом оказался сложным. Кость никак не хотела правильно срастаться. Рука на всю жизнь осталась неподвижной. О хирургической практике теперь не могло быть и речи.
Но падать духом Дубовицкий не собирался. Как говорится — не было бы счастья, да несчастье помогло. У профессора наконец-то появилась возможность реализовать давнюю мечту — открыть в своём рязанском имении Стенькино бесплатную больницу. Конечно, в середине 19 века бесплатная медицина в России уже существовала. Но далеко не везде, и качество её оставляло желать лучшего. Пётр Александрович понимал, что в корне изменить ситуацию вряд ли получится. Но хотел сделать всё, что зависело конкретно от него. Однако хирург был постоянно занят. Научная деятельность, преподавание и медицинская практика занимали всё его время практически без остатка. Теперь у него появилось время. И вот, в небольшой деревеньке открылась амбулатория с самым современным оборудованием и стационар и трёхразовым питанием. Приём вели высококвалифицированные специалисты. Поговаривали, что есть среди них доктора даже из самого Петербурга! Со всей округи потянулись в больницу крестьяне. Робко входили в чистое, просторное помещение. И долго не верили, что за лечение здесь с них не возьмут ни копейки. Но работники уверяли: всё действительно бесплатно. Сам Дубовицкий служил в своей больнице на скромной должности ординатора — помощника главного врача. Вряд ли кто-то из пациентов догадывался, что доброжелательный, внимательный и скромный доктор — и есть тот самый человек, на средства которого содержится лечебница.
Там, в Стенькино, Дубовицкий сосредоточился на исследованиях. За свою жизнь Пётр Александрович написал свыше 50 научных работ. Многие из них были по тем временам новаторскими — например, доктор утверждал, что почечно-каменную болезнь можно вылечить без операций. И оказался прав. Помимо больницы Пётр Александрович открыл в селе ещё и богадельню для одиноких стариков и школу для крестьянских детей. Разобрался с долгостроем — Покровским храмом, который в течение вот уже многих лет находился на стадии фундамента. На средства Дубовицкого его быстро возвели.
Однако через три года Петра Александровича снова пригласили в Петербург — на место президента Императорской медико-хирургической академии. Дубовицкий не смог отказать коллегам. И снова активно включился в научный и образовательный процесс. Президентское жалованье тратил на своё рязанское детище — больницу, богадельню, школу и храм. Неутомимая деятельность истощила здоровье Петра Александровича. В 1868 году доктор скончался. Ему было всего 53 года. «Он жил по принципу «всё для всех, и ничего для себя», — говорили о Дубовицком его коллеги и друзья.
Все выпуски программы Жизнь как служение
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема