Когда-то моя знакомая старушка рассказывала мне о своих планах. Я, говорит, скоро обязательно книжку напишу. Ну, думаю, о своих родственниках. Или о внуках. Правда, они в тот момент все уже совсем разбежались по своим жизням. Навещали на праздники. Я напишу, говорит книжку, о своих собаках. Я немного огорчилась. Столько всего вокруг описать, а тут - итог жизни: о собаках… Мне всегда было забавно смотреть, как встречаются владельцы собак в парке и начинают обсуждать подробности жизни своих подопечных. А иногда мне встречаются в парке бабушки или дедушки. Они гуляют с собачками, хорошо причесанными. Иногда, одетыми в пальтишки. Видно, что они заботятся о своих питомцах. В детстве дети спрашивали меня, мам, а попадают ли звери в рай? Но я говорила: нет, мои дорогие. У них же нет бессмертной души… дети плакали: Ну зачем тогда в рай, если там нет ни кошечек, ни собачек, ни хомячков? Глупая я мамашка! Я рассказала об этом мудрой подруге. Она говорит: да ты что! Конечно, попадают! Ведь изначально рай был населен зверями! А как же! Представляешь, как грустно там было бы – без зверюшек? Без птичек? Господи, прости меня, когда я начинаю умничать! Я просто сразу представила и поверила – без всяких логических выкладок! Рай населен зверюшками и птицами!
Потом я начала понимать, что многие из бабушек и реже – дедушек – которые выгуливают своих питомцев – одиноки. Этот песик, который приходит со старенькой хозяйкой домой, которому моют лапки и варят мясное рагу – он единственный, кто ляжет в ноги хозяйке, когда она погасит в спальне свет. Она поговорит по телефону перед сном со своими внуками и как обычно услышит: «Ба, ну ты давай, это, там… не скучай, мне пора, ладно? Я завтра опять позвоню!» -- «Конечно, деточка, ты не беспокойся, дело молодое, ты беги, дай маму только!» -- «Мам! Ну я побежала, ладно? Ты норм? Ну все, до связи!» И бабушка кладет трубку. И смотрит на своего питомца. Ему бежать некуда. Он преданно лежит и греет ноги. Как много я не замечаю, как многих людей сужу неправильно или посмеиваюсь – не зная их ситуации !А почему меньше дедушек гуляет с собаками, спросите вы? Да потому что дедушки как правило уходят к Богу раньше. Видимо для того, чтобы построить ТАМ дом для бабушек. И может быть будку – для их любимых собак…
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема