
Фото: Piqsels
Детские сады появились России ещё в середине XIX века. Самый первый открылся при императоре Александре Втором, в 1859-м году в финском городе Гельсингфорсе — современном Хельсинки. Финляндия в то время была частью Российской империи. Четыре года спустя, в 1863-м, появился детский сад и в тогдашней столице России, Санкт-Петербурге. В последующие десять лет по всей стране работали уже более пятидесяти детских садов. И с каждым годом их количество стремительно росло. Такая популярность легко объяснялась: в детских садах малыши находились в кругу сверстников, их обучали опытные педагоги. А главное, уже тогда детские сады помогали работающим матерям. Вот как об этом говорилось в объяснительной записке Министерства народного просвещения от 1912-го года: «В настоящее время в больших центрах России, где женщины должны нести двойную тягость — зарабатывать хлеб и воспитывать детей, учреждение детских садов представляется необходимым». «Садики» стали появляться при крупных промышленных предприятиях. Так, например, в Москве успешно работали детские сады при фабрике товарищества Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, при Музее прикладных знаний. Как правило, они были бесплатными, и находились на содержании у государства, органов местного самоуправления, владельцев предприятий. К примеру, бесплатным был детский сад имени Ольги Кельиной — он работал для малоимущих семей за счет благотворительных средств. В этом детском учреждении проходили педагогическую практику слушатели дошкольного отделения при Московском обществе учительниц и воспитательниц.
Кстати, весьма интересно, что долгое время работниц детских садов называли не воспитательницами, а... садовницами. А само название — «детский сад» — придумал в 1840-м году немецкий педагог Фридрих Фрёбель. В России последовательницей и преобразователем педагогических идей Фрёбеля была талантливый педагог Аделаида Семёновна Симонович. Она ввела в дошкольное образование особую дисциплину — «родиноведение». На уроках детей знакомили с русской историей. В подвижные игры малышей добавляли элементы народного труда и быта, русского фольклора. Знаменитый художник и искусствовед Александр Бенуа, который был воспитанником одного из петербургских детских садов, вспоминал, что игры, в которые играли с детьми педагоги, непременно имели какой-нибудь полезный, назидательный смысл.
К 1917-му году, по приблизительным подсчётам, в России работало около трёхсот детских садов, в том числе бесплатных. Они и стали базой для современной системы дошкольного детского образования. Конечно, детские сады не могут заменить детям воспитание в семье. Такая цель изначально и не ставилась. Главное предназначение детских садов, которое остаётся неизменным — помощь и подспорье для работающих родителей.
Все выпуски программы Открываем историю
16 мая. О мировоззрении и вкладе в историческую науку Ивана Гревса

Сегодня 16 мая. В этот день в 1860 году родился русский историк Иван Гревс.
О его мировоззрении и вкладе в историческую науку — протоиерей Артемий Владимиров.
Вклад Ивана Михайловича в науку заключается в том, что экскурсию он признавал образовательным проектом, помогающим войти участникам экскурсии в пространство истории. В частности, Иван Михайлович разработал семинар как жанр преподавания, соединенный с лекционным курсом. Житель Васильевского острова Иван Михайлович, отдав молодости дань либерализму, будучи кадетом, жестоко разочаровался в революционных смутах в связи с большевизмом и подвергался в советское время гонениям. Его критиковали за идеализм. Между тем, как человек большой внутренней культуры, он не мог игнорировать внутренний мир личности как исходную точку в изучении исторического прошлого. Одна из любимых тем Ивана Михайловича — это архитектура и план Васильевского острова с птичьего полета. Любя, как религиозный человек, праздник Воздвижения Креста, Иван Михайлович много времени уделил осмыслению плана Васильевского острова. В основе плана лежал крест, а в центре этого креста знаменитый Андреевский собор. Чуткое сердце христианина Ивана Михайловича признавало крест как источник духовной и нравственной силы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 мая. О важности труда биографов

Сегодня 16 мая. День биографа.
О важности труда биографов — протоиерей Игорь Филяновский.
Жанр биографии остается одним из самых востребованных в мировой литературе. Одним из первых биографов можно назвать древнегреческого философа Плутарха. Он автор «Сравнительных жизнеописаний», уникального произведения о ярких исторических фигурах своего времени. В средние века в Европе, и особенно в Византии, расцвел жанр церковной агиографии. Это биографии христианских святых, которые рассказывали историю жизни человека и давали оценку его подвига в свете духовных свершений на пути служения Господу Иисусу Христу и Его Церкви. В новое время жанр биографии выдающихся личностей расширил свой литературный канон и мог быть представлен как историко-философскими исследованиями, так и билиторизированными рассказами о жизни героев. В русской культуре бережно хранят память о первом издателе и биографе Пушкина Анненкове, о биографе Льва Толстого Бирюкове. В XX веке многие крупные писатели издавали биографии выдающихся людей разных эпох. Ромен Роллан и Цвейг, Андрей Моруа и Ирвинг Стоун. А в нашей литературе в этом жанре работали Юрий Тынянов, Михаил Булгаков, Сергей Дурылин. Была основана целая литературная серия «Жизнь замечательных людей», которая существует и поныне. Ведь жизнеописания выдающихся личностей всегда будут ценным литературным наследием любой страны и неиссякаемым материалом для новых исследований.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 мая. О жизни и творчестве Ольги Берггольц

Сегодня 16 мая. В этот день в 1910 году родилась поэтесса Ольга Берггольц.
О её жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
«Никто не забыт, ничто не забыто». Знаменитая фраза принадлежит ей, поэтессе Ольге Фёдоровне Берггольц. Она называла себя представительницей запоздавшего поколения. Если бы она родилась лет на 15 раньше, была бы в числе лучших поэтов Серебряного века. Но на её жизнь пришлись революция, гражданская война, репрессии, блокадный Ленинград. Смерть, страдания и самопожертвования — эти темы стали стержневыми в её ленинградской поэме. Её нежный голос из радио каждый день давал сил жителям бороться за жизнь. Сквозь голод и холод пробивалась воля к жизни. Однажды, идя по улице, Ольга Фёдоровна упала без сил, споткнувшись о тело умершего человека и уже не могла встать из-за голода. Вдруг, по громкоговорителю, она услышала свой собственный бодрый голос. «Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды, но мы не забыты с тобой, не одни, — и это уже победа». Тогда она встала и смогла идти дальше. В 1942 году блокада — это образ Голгофы. Заколоченных крест-накрест окнах домов видится крест человеческих страданий. «Вот женщина стоит с доской в объятьях; угрюмо сомкнуты её уста, доска в гвоздях — как будто часть распятья, большой обломок русского креста». Вот женщина стоит с доской в объятиях, угрюмо сомкнуты её уста. Доска в гвоздях, как будто часть распятия. Большой обломок русского креста. Последняя просьба умирающей поэтессы состояла в том, чтобы над ней прозвучала молитва «Ныне отпущаеши».
Все выпуски программы Актуальная тема