Первые детские сады в России - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первые детские сады в России

* Поделиться

Фото: Piqsels

Детские сады появились России ещё в середине XIX века. Самый первый открылся при императоре Александре Втором, в 1859-м году в финском городе Гельсингфорсе — современном Хельсинки. Финляндия в то время была частью Российской империи. Четыре года спустя, в 1863-м, появился детский сад и в тогдашней столице России, Санкт-Петербурге. В последующие десять лет по всей стране работали уже более пятидесяти детских садов. И с каждым годом их количество стремительно росло. Такая популярность легко объяснялась: в детских садах малыши находились в кругу сверстников, их обучали опытные педагоги. А главное, уже тогда детские сады помогали работающим матерям. Вот как об этом говорилось в объяснительной записке Министерства народного просвещения от 1912-го года: «В настоящее время в больших центрах России, где женщины должны нести двойную тягость — зарабатывать хлеб и воспитывать детей, учреждение детских садов представляется необходимым». «Садики» стали появляться при крупных промышленных предприятиях. Так, например, в Москве успешно работали детские сады при фабрике товарищества Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, при Музее прикладных знаний. Как правило, они были бесплатными, и находились на содержании у государства, органов местного самоуправления, владельцев предприятий. К примеру, бесплатным был детский сад имени Ольги Кельиной — он работал для малоимущих семей за счет благотворительных средств. В этом детском учреждении проходили педагогическую практику слушатели дошкольного отделения при Московском обществе учительниц и воспитательниц.

Кстати, весьма интересно, что долгое время работниц детских садов называли не воспитательницами, а... садовницами. А само название — «детский сад» — придумал в 1840-м году немецкий педагог Фридрих Фрёбель. В России последовательницей и преобразователем педагогических идей Фрёбеля была талантливый педагог Аделаида Семёновна Симонович. Она ввела в дошкольное образование особую дисциплину — «родиноведение». На уроках детей знакомили с русской историей. В подвижные игры малышей добавляли элементы народного труда и быта, русского фольклора. Знаменитый художник и искусствовед Александр Бенуа, который был воспитанником одного из петербургских детских садов, вспоминал, что игры, в которые играли с детьми педагоги, непременно имели какой-нибудь полезный, назидательный смысл.

К 1917-му году, по приблизительным подсчётам, в России работало около трёхсот детских садов, в том числе бесплатных. Они и стали базой для современной системы дошкольного детского образования. Конечно, детские сады не могут заменить детям воспитание в семье. Такая цель изначально и не ставилась. Главное предназначение детских садов, которое остаётся неизменным — помощь и подспорье для работающих родителей.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем