
1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.
Глава 4.
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Думаю, что очень многие люди, которые имеют тяжёлые болезни, захотят поспорить с апостолом Петром. Да и многие священники тоже с ним не согласятся. Апостол пишет: «Страдающий плотию перестаёт грешить». Но и больные, и священники, которые по долгу службы имеют дело с самыми разными людьми, вряд ли согласятся с этим утверждением в полной мере. Более того, если послушать рассказы людей из паллиативных служб, то можно немало изумиться тому, какие грехи умудряются совершать их пациенты, зачастую это бывает какая-то невероятная и почти инфернальная квинтэссенция человеческой злобы.
Вряд ли апостол Пётр не знал о том, что, лишаясь возможности грешить с помощью тела, человек способен усугубить грехи другого рода — мелочность, раздражительность, коварство, недоверие и так далее, то, что можно назвать грехами не телесными, а духовными. Когда тело оказывается в немощи, то на первый план выходит совсем иное, то, что очень удобно маскировать всепоглощающим благодушием физически здорового человека.
Конечно, апостол Пётр обо всем этом знал не хуже нашего. Но он писал не про грехи вообще, он описывал конкретную ситуацию, ситуацию языческого мира, в котором нравственные нормы были — и есть! — весьма размыты. Апостол перечисляет то, что он имеет в виду, и говорит, что люди языческого мира жили «предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению», и несомненный факт, что всё это отходит на второй план, или же и вовсе отпадает тогда, когда тело подвергается болезням и страданию. Проповедовать Христову истину людям, которые погрязли в перечисленных апостолом Петром грехах, почти бесполезное занятие, они, будучи ослеплены и оглушены своими пороками, вряд ли смогут услышать и понять слова евангельского благовестия. Но тем не менее, апостол Пётр говорит здесь о проповеди мёртвым, многие толкователи понимают под мёртвыми как раз тех, кто в силу глубины своего телесного греховного падения не может услышать голос проповедника.
Одним из таких толкователей был Беда Достопочтенный, он писал: «Столь велика забота Божия, столь велика любовь, столь велико желание, чтобы мы были умерщвлены по плоти, но ожили духом, что даже и для тех, кто предался тяжким прегрешениям и по праву заслуживает смерти, а именно за похоти, пьянство, излишество в пище и питии и нелепое идолослужение, Он велел благовествовать слово веры».
Но какой смысл обращаться к этой аудитории, если она не способна воспринять сказанное? А смысл, по мнению апостола Петра, таков: да, сейчас они не могут услышать, но если Бог попустит им впасть в болезнь, то они станут способны увидеть своё бедственное положение, и тогда услышанный ранее евангельский голос Христа Спасителя зазвучит в полную силу, ведь в состоянии тяжёлой болезни человек не только не способен совершать телесные грехи, он ещё и не может в полноте воспринимать новую информацию, но в нём начинает действовать услышанное ранее слово и накопленный ранее опыт, пусть и не осознаваемый до определённой поры.
5 июня. Об обетованиях Господа

В 16-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам».
Об обетованиях Господа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Если Бог что-то обещает, то Он обязательно исполнит, кроме тех случаев, когда Его слова побуждают к изменению нравственного состояния людей, используются как педагогический приём.
Например, пророк Иона объявил ниневитянам: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Это были слова Господа, которые передал грешникам Божий пророк. Однако покаяние жителей Ниневии изменило гнев Божий на милость.
Здесь же, во время беседы Христа с учениками, Спаситель двойным повторением слова «истинно» усиливает обещание, придавая ему абсолютное значение.
Почему Господь готов исполнить любую просьбу Своих учеников? По двум причинам. Во-первых, эта просьба будет во имя Отца, то есть она не будет носить праздный характер, а направлена на проявление Божьей заботы о людях. Просьбы учеников будут полностью согласны с волей Божественной, отображением небесной любви. Во-вторых, просьбы апостолов будут исходить от чистого сердца. Ведь мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
Поэтому Христос готов выполнить и наши любые просьбы, лишь бы они касались спасения души и исходили от чистого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июня. О почитании преподобного Давида Гареджийского

Сегодня 5 июня. День памяти преподобного Давида Гареджийского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Великие просветители грузинской земли, 13 сирийских отцов, возглавлялись преподобным Иоанном Зедазнийским.
Однако на Руси более всего известен один из его учеников, причём не самый значимый в плане церковного сана, потому что были ученики Иоанна Зедазнийского и епископы. Но тем не менее, можно сказать, главный чудотворец — преподобный Давид Гареджийский.
Человек, который жил рядом с людьми, проповедовал, старался их наставить, и только потом, когда понял, что ожесточение сердца человеческого достигает некоторых крайностей, что невозможно проповедь вести, удаляется в самую дальнюю из всех 13 ассирийских отцов пустыню. И там в не меньшей степени помогает людям.
Мы смотрим, про преподобного Давида ходит такая зачастую очень страшная легенда, что вот он якобы женщину, которая ложное обвинение возвела, что он помолился, и у неё вместо ребенка камень родился. Тут, конечно, в день его памяти надо развеять такую настоящую клевету. Тут некоторая путаница случилась. Мы знаем, что преподобный Давид ходил в Святую Землю и унёс с собой не три, а по ограничению божественному лишь один камень, но который хранил благодать всей Святой Земли.
Поэтому тоже в народном сознании один элемент жития преподобного смешался с другим, с историей о вразумлении женщины-клеветницы, и получился уже некоторый такой языческий вывод. Поэтому точно так же, дорогие друзья, помолимся преподобному Давиду не только, чтобы он помог своим чудотворным заступничеством перед Богом, но и чтобы мы, читая «Жития святых», могли отделить какое-то человеческое, наносное, легендарное от того, что действительно нас приблизит к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 мая. О творчестве Петра Клодта

Сегодня 5 июня. В этот день в 1805 году родился скульптор Пётр Клодт.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Пётр Карлович Клодт. Замечательный российский скульптор немецкого и итальянского происхождения, русский человек по духу.
Получив военное образование, несомненное призвание нашёл в рисунке, в художестве, и предметом его внимания были лошади. Поступив в Академию художеств, стал любимцем государя Николая Павловича I, который и начал делать ему заказы, и вплоть до своей кончины отличал Петра Карловича, мало-помалу возведя его в достоинство одного из первых скульпторов России.
Главным памятником творчества Петра Карловича являются фигуры спешившихся наездников, которые держат под уздцы лошадей у Аничкова моста. Вглядываясь в эти шедевры, вы понимаете, какого искусства достиг художник, соединил в своём творчестве два призвания — собственно, скульптора и литейщика.
Впрочем, не только лошади были предметом его внимания. Мраморный дворец, храм Христа Спасителя в Москве, фигура князя Владимира в Киеве — это действительно плоды классического образца, свидетельствующие о высоком уровне художественного мышления.
И сегодня, посещая Санкт-Петербург, знакомясь с шедевральными работами этого скульптора, мы чувствуем потребность и познавать, и творить самим, не в отрыве от тысячелетнего развития России под знаком веры, православия и христианских ценностей.
Все выпуски программы Актуальная тема