
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 74 зач., IV, 20 - V, 21.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые отрывки Священного Писания кажутся настолько ясными по своему содержанию, что комментировать их нелегко, ведь и так всё понятно. Однако теоретическая понятность часто разбивается о непонимание того, как исполнить конкретные заповеди на практике. И, конечно, в первую очередь — это касается заповеди о любви. Её важность очевидна, но как быть, если исполнить её в полноте никак не получается? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й и 5-й глав первого соборного послания апостола Иоанна Богослова, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Глава 5.
1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
2 Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили,- знаем и то, что получаем просимое от Него.
16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
21 Дети! храните себя от идолов. Аминь.
Итак, перед нами невероятно насыщенный в богословском отношении отрывок, первая часть которого заключает в себе внешне простую мысль: Мы существа не просто духовные, но духовно-телесные и жизнь нашего духа, его желания и решения, всегда отражаются в жизни всего нашего естества. И так как дух невидим, о его состоянии свидетельствуют поступки. Призывая учеников не обольщаться, апостол Иоанн утверждает, что любовь к Богу не может существовать без любви к людям, то есть без видимого соблюдения заповедей. Причём апостол подчёркивает, что это совсем не сложно.
Человеку, начинающему христианскую жизнь, необходимость деятельной любви должна быть более-менее очевидна. Но лёгкость исполнения этой заповеди, не очевидна совсем. В действительности, всякий кто пробовал, знает, что жить по-христиански непросто. Но апостол объясняет, что сама вера во Христа как Сына Божьего — первое, что помогает на этом пути. Ведь с таким союзником, как Бог, всё оказывается возможно. Господь не просто пришёл, чтобы диктовать условия, но через воды крещения взял на Себя наши немощи, омыл их кровью во время крестной смерти и дал нам дары Духа Святого. И тот, кто верит во Христа, получает с верой возможность победить мир.
Но как же реализуется эта победа? Возможна ли она на практике? Если вернуться к началу послания апостола Иоанна, может показаться, что ответ будет отрицательным, ведь он уже в первой главе пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас». Да и в сегодняшнем тексте говорит, что всякая неправда есть грех. Но кто сможет сказать о себе, что в нём нет никакой неправды? Грешат все. Значит ли это, что у нас нет надежды? Не значит. Чтобы ученики не отчаялись, апостол Иоанн вводит разделение грехов. Он говорит, что есть грех, ведущий к духовной смерти, что в традиции понималось, как тяжёлый сознательный грех, в котором человек не раскаивается и не желает исправляться. И есть грех, хоть и не позволяющий ощущать себя совершенным, но к смерти не ведущий, позволяющий надеяться на милость Божию. То есть мир мы побеждаем в борьбе, переживая взлёты и падения... Совершенства в исполнении заповедей достичь мы не можем, однако не унываем, ведь недостающее восполняет Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как правильно выйти из поста. Клим Палеха

Как правильно выйти из поста, чтобы не растерять пользу, накопленную за время духовного и телесного воздержания? Для меня этот вопрос стал актуальным в начале воцерковления, во время первого поста.
Сразу скажу, я совершил ошибку ещё на старте — не посоветовался со священником. Решил, что самое важное — это выполнить предписания, которые касаются пищи. Я не задумывался о главной цели воздержания — об отказе от всего того, что мешает быть с Богом.
В тот период жизни чревоугодие легко укладывало меня на лопатки, и я решил, что во время поста смогу его победить. Все ограничения, касающиеся еды, были выполнены. Но страсть почему-то стала только сильнее. Сразу после Пасхи я расслабился и совсем перестал себя сдерживать. Ел много. Очень много! О последствиях думать вообще не хотелось. Появились мысли о том, что пост оказался бесполезным.
Помог батюшка, к которому я пришёл на исповедь, когда стало совсем тяжело на душе. Он объяснил моё положение отступлением благодати. И произошло оно из-за неправильно поставленных целей.
— Такое часто происходит по самонадеянности, — сказал священник, — люди, которые борются с чревоугодием, соблюдают ограничения в течение всего поста, а во время светлой седмицы срываются и начинают есть ещё больше. А потом делают неверный вывод о том, что пост им только навредил.
Батюшка дал совет, который помог мне в будущем. Не нужно ставить цели — победить свои страсти. Нужно просить Господа, чтобы в итоге появились навыки борьбы. Для этого и нужен священник. Он должен помочь человеку определить его духовную меру с учётом личных обстоятельств.
В следующий пост каждое моё утро начиналось с молитвы о том, чтобы Бог послал мне хорошее настроение. Да, в моём случае, именно настроение позволяло вовремя пресекать помыслы, приводящие к чревоугодию. И это была вполне конкретная задача на каждый день. А её выполнение, в свою очередь, давало ощутимую энергию. Конечно, бывали дни, когда я всё-таки срывался и объедался, но это были лишь неудачные эпизоды, которые не обесценивали весь пост.
В итоге, пятидесятидневная борьба сформировала первые навыки, которые я применяю и сейчас. Да, страсть до сих пор не исчезла. И это тоже важный урок — понять, что сам я победить вредную привычку не могу, только Бог может освободить от неё. Конечно, это не значит, что не нужно противостоять вредным желаниям. Именно в процессе борьбы, я научился вовремя замечать и отсекать помыслы чревоугодия. Срабатывает что-то вроде духовной сигнализации, сообщающей мне, что опасность близка. Тогда я автоматически начинаю молиться.
Думаю, что в этом и есть ответ на вопрос — как правильно выходить из поста? Во-первых, нужно изначально принять тот факт, что победа над страстями — это прерогатива Бога. Мы можем только бороться и не опускать руки. Во-вторых, важно адекватно оценить свои возможности, обсудив их со священником. К воздержанию нужно подходить, как к процессу развития: мы учимся противостоять вредным привычкам и не требуем от себя невозможного. В-третьих, навыки борьбы в нас не заложены. В послании к Ефесянам говорится: «приимите всеоружие Божие дабы вы могли противостать в день злой». Апостол Павел пишет «приимите», то есть, у нас у самих нет этого оружия. Оно даётся свыше. Но только тем, кто не сдаётся. А значит, что после каждого падения мы должны вставать и снова вступать в бой.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Заступничество святого. Нина Юркова

Нина Юркова
Совсем скоро будет годовщина со дня смерти моего отца. И захотелось мне поделиться удивительной историей заступничества за него святого Игнатия (Брянчанинова).
Из жития святого Игнатия мы знаем, что несколько лет он подвизался на Северном Кавказе, куда был назначен епископом. Кафедра епископа тогда была в Ставрополе — моем родном городе, и там святитель служил в старейшей нашей церкви — Крестовоздвиженской.
Со святым Игнатием связана также кладбищенская церковь нашего города, освященная во имя святителя. Так вышло, что с этими двумя церквями оказался связан и священнический путь моего папы.
В Крестовоздвиженской церкви, где служил, и при которой жил святитель Игнатий, мой папа — отец Лука — был рукоположен во священники. Довольно быстро ему в настоятельство дали сельский приход, где он и прослужил до самого своего выхода за штат из-за тяжелой болезни.
Эта ситуация — вынужденное оставление служения — далась папе очень непросто, его тянуло в алтарь. И поэтому иногда он сослужил своим друзьям-священникам на Литургии, либо просто молился в алтаре.
В последние годы жизни папе особенно полюбился второй храм из моего рассказа — кладбищенская церковь во имя святителя Игнатия, настоятеля которого тоже зовут Игнатий.
За стенами этого храма обычно хоронят священников нашей епархии. Иногда, собираясь на службу, папа шутил по поводу места, где находится храм: «Ну а что, такой развалине, как я, туда и дорога!» Если бы он знал, что слова эти окажутся пророческими.
Папы не стало внезапно, в результате автокатастрофы. Помню нашу растерянность перед всеми необходимыми для похорон священника процедурами. Мы не знали, благословят ли в епархии похоронить папу именно на участке для священников. Наконец, благословение на захоронение было получено и, о радость, — нам позволили хоронить папу именно на Игнатьевском кладбище за той самой Игнатьевской церковью, куда в последние годы он так любил приезжать для сослужения.
Начался процесс подготовки к отпеванию. Нужно было привезти все необходимое для облачения, а мы никак не могли найти его фелонь — это такая длинная накидка, которая надевается поверх остальных священнических облачений. На просьбу пожертвовать для папы фелонь, откликнулся настоятель той самой Крестовоздвиженской церкви, в которой папа начинал пасторский путь, и где в свое время служил Святитель Игнатий.
В итоге хоронили отца на Игнатьевском кладбище, за Игнатьевской церковью, и отпевание возглавлял настоятель, отец Игнатий!
Сорок дней с кончины папы выпали на Рождество. Мы с мамой были на службе в храме, молились. К радости и ликованию от прихода в мир Спасителя, примешивалась грусть: папы нет рядом! Мне так хотелось от него весточки, или какого-то утешения. Я обняла маму и не знаю, зачем, посмотрела наверх. Над головой мамы, очень высоко и от этого неприметно для глаз, была икона святого Игнатия! Я улыбнулась. «Вот и утешение от святителя подоспело».
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Жизель. Ольга Цой

Я очень люблю балет. Люблю это искусство за тяжёлый труд, самоотречение, одухотворённость. «Душой исполненный полёт» — лучше Пушкина не скажешь о классическом танце. И среди балетных спектаклей мой самый любимый — «Жизель».
Шедевр девятнадцатого века. Чудесная музыка Адольфа Адана, задушевная и понятная всем история по мотивам легенды, пересказанной Генрихом Гейне, о девушке, которая была обманута своим возлюбленным, но сумела простить его. И о юноше, который прошёл путь покаяния, чтобы понять, что значит настоящая любовь. Я пересмотрела это произведение много раз, пока не поняла, чем же оно меня покорило. «Православная линия в русском искусстве» — так назвали «Жизель» искусствоведы.
Интересный факт: этот балет был впервые поставлен в Париже, но, перенесённый на русскую сцену, совершенно изменился благодаря трактовкам исполнителей главных партий. Наших замечательных балерин Ольги Спесивцевой, Анны Павловой, Галины Улановой, в разные годы танцевавших «Жизель». И они наделили героиню глубоко духовными чертами: жертвенностью, целомудрием, умением любить и прощать. Исполнители мужской партии переосмыслили образ главного героя, который проходит путь покаяния и духовного очищения, полностью меняется благодаря искупляющей жертве своей погибшей возлюбленной.
Когда я начала писать серию публикаций, посвящённых «Жизели», изучала рецензии прошлых лет. В них прочла, что многие русские критики писали, как на спектакле ощущали подобие «молитвенной атмосферы храма». Их восхищал бестелесный, почти монашеский, образ главной героини. Красивая и незатейливая история, попав на почву русской ментальности, зазвучала гимном христианской любви.
Во многих произведениях искусства — литературе, музыке, кино, балете — я снова и снова встречаю поиск человеком Бога, стремление ко Господу, утверждение христианских ценностей. Ведь подлинная цель искусства, как мне кажется, это прославление Бога и соединение с Ним.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение