
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 74 зач., IV, 20 - V, 21.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Некоторые отрывки Священного Писания кажутся настолько ясными по своему содержанию, что комментировать их нелегко, ведь и так всё понятно. Однако теоретическая понятность часто разбивается о непонимание того, как исполнить конкретные заповеди на практике. И, конечно, в первую очередь — это касается заповеди о любви. Её важность очевидна, но как быть, если исполнить её в полноте никак не получается? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й и 5-й глав первого соборного послания апостола Иоанна Богослова, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Глава 5.
1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
2 Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили,- знаем и то, что получаем просимое от Него.
16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
21 Дети! храните себя от идолов. Аминь.
Итак, перед нами невероятно насыщенный в богословском отношении отрывок, первая часть которого заключает в себе внешне простую мысль: Мы существа не просто духовные, но духовно-телесные и жизнь нашего духа, его желания и решения, всегда отражаются в жизни всего нашего естества. И так как дух невидим, о его состоянии свидетельствуют поступки. Призывая учеников не обольщаться, апостол Иоанн утверждает, что любовь к Богу не может существовать без любви к людям, то есть без видимого соблюдения заповедей. Причём апостол подчёркивает, что это совсем не сложно.
Человеку, начинающему христианскую жизнь, необходимость деятельной любви должна быть более-менее очевидна. Но лёгкость исполнения этой заповеди, не очевидна совсем. В действительности, всякий кто пробовал, знает, что жить по-христиански непросто. Но апостол объясняет, что сама вера во Христа как Сына Божьего — первое, что помогает на этом пути. Ведь с таким союзником, как Бог, всё оказывается возможно. Господь не просто пришёл, чтобы диктовать условия, но через воды крещения взял на Себя наши немощи, омыл их кровью во время крестной смерти и дал нам дары Духа Святого. И тот, кто верит во Христа, получает с верой возможность победить мир.
Но как же реализуется эта победа? Возможна ли она на практике? Если вернуться к началу послания апостола Иоанна, может показаться, что ответ будет отрицательным, ведь он уже в первой главе пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас». Да и в сегодняшнем тексте говорит, что всякая неправда есть грех. Но кто сможет сказать о себе, что в нём нет никакой неправды? Грешат все. Значит ли это, что у нас нет надежды? Не значит. Чтобы ученики не отчаялись, апостол Иоанн вводит разделение грехов. Он говорит, что есть грех, ведущий к духовной смерти, что в традиции понималось, как тяжёлый сознательный грех, в котором человек не раскаивается и не желает исправляться. И есть грех, хоть и не позволяющий ощущать себя совершенным, но к смерти не ведущий, позволяющий надеяться на милость Божию. То есть мир мы побеждаем в борьбе, переживая взлёты и падения... Совершенства в исполнении заповедей достичь мы не можем, однако не унываем, ведь недостающее восполняет Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 94 зач., VII, 1-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Как часто мы поступаем не по любви, а исходя из желания сделать что-то в пику другому человеку или жизни как таковой! Кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то превзойти, за чей-то счёт самоутвердиться. И от всего перечисленного нам становится плохо, тоскливо и очень одиноко. Об этом пишет, в частности, апостол Павел в своём послании к христианам Рима. Отрывок из 7-й главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Прозвучавший текст, безусловно, требует разъяснения. И с богословской, и с исторической точек зрения. Апостол Павел, принадлежа к еврейской среде, проповедовал, тем не менее, не только иудеям, но и язычникам. В задачу апостола входило объяснить и тем, и другим, в чём состоит смысл искупительной жертвы Христовой. В конечном счёте, апостол обращается к образу смерти как явления, абсолютно понятного каждому человеку. В чём же состоит значение смерти? Оно (это значение), с точки зрения Павла, не сводится исключительно к горю утраты. Смерть может проявить себя и как освобождение. Не только от каких-то общественных обязательств.
Христос, умерев и воскреснув, подаёт человеку свободу от власти мира, который во зле лежит. Христианину, верящему в бессмертие души и грядущее воскресение мёртвых, нечего бояться. Чудо Пасхи становится источником удивительной храбрости и неиссякаемой радости. А ещё Христово учение открывает для нас удивительную перспективу бытия, которую закон Моисея дать был не в состоянии. Поэтому Павел и противопоставляет Ветхий завет Евангелию, говоря, что прежняя религия была причиной тех или иных духовных бед.
Неужели Павел полагает, что закон Моисея плох? Нет. Речь об ином. Ветхий завет строится на запретах. В нём фактически не было никакой перспективы духовного возрастания, и возможности настоящего покаяния тоже не существовало. Потому даже праведники древности вынуждены были в печальном смысле смиряться перед совершёнными ошибками, не имея никакого средства избавления от греха. Искупительная жертва Христа не просто освободила людей от власти зла.
Спаситель вознёсся на Небо и не закрыл этот путь для тех, кто с ним в Таинстве Крещения соединился. Теперь важны не столько запреты и ограничения, а жертвенный, возвышенный подвиг служения любви. Любви к Богу через любовь к людям. При таком понимании ветхозаветные заповеди из вершины превращаются в фундамент, опираясь на который, мы призываемся Христом к творчеству духа. А именно — к построению в сердце обители нашей верности, жертвенной преданности Богу. И при таком подходе становится понятно, что христианское представление о святости, праведности значительно превосходит всё то, что мог бы предложить ветхозаветный закон.
И ещё один немаловажный аспект. Когда-то ветхозаветный закон представлял собой точку опоры для противостояния древнего Израиля с языческим миром. Но ко времени Христа это здоровое противостояние праведности греху прошло через обидную метаморфозу, превратившись скорее в самопревозношение и даже презрение — ветхозаветных иудеев к идолопоклонникам. Но, как известно, даже самая великая праведность без любви к Богу и людям превращается в нечто тёмное, Господу неугодное. Вот почему евангельское учение Христа Спасителя было просто необходимо — и эллинам, и иудеям. Ведь прежнее положение дел себя изжило и настало время для завета Нового — не менее чистого и принципиального, чем Ветхий, но имеющего под собой в качестве основания не гнев, но любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны и о развитии военной техники, в частности о танкостроении.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
- «Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев
- «История Киева». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Личная история». Наталья Дмитриевская

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была член Общественной палаты Российской Федерации, сопредседатель международной общественной организации «Союз православных женщин», член совета фонда «Жизнь как чудо», многодетная мама Наталья Дмитриевская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере и о том, как в тяжелых жизненных ситуациях ей удавалось сохранять надежду на Бога и видеть во всём Его Промысел.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья