
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Тим., 287 зач., V, 22 - VI, 11.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Искреннее служение в Церкви, безусловно, приносит радость. Но мир наш так устроен, что даже самое хорошее дело испытывает на себе влияние зла, существующего не само по себе, а как неправильное проявление свободной воли человека. И огромная мудрость состоит в том, чтобы бороться именно со злом, а не с людьми. Об этом в отрывке из 5-й и 6-й глав первого послания к Тимофею рассуждает апостол Павел. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
Глава 6.
1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
Святой Тимофей, первый епископ малоазийского города Эфеса, был одним из самых верных учеников апостола Павла. И Павел, видя искренность Тимофея, его горячее желание служить Церкви Божией, поставил его руководить очень непростой, но в миссионерском плане перспективной общиной Эфеса. Тимофею тут, конечно, пришлось несладко. Молодому епископу нужно было постоянно преодолевать трудности, улаживать нестроения в жизни порученной ему церкви.
Кто только ни доставлял беспокойств Тимофею! Среди эфесских христиан имелись: любители устраивать споры и ссоры, греховные мечтатели, желавшие вернуть прежние языческие порядки жизни, капризные вдовы, тщеславные проповедники. Список можно продолжать и дальше. И, конечно, от такой нагрузки немудрено было впасть в уныние. Апостол Павел понимал, что верного ученика необходимо поддержать. Поэтому направил ему послание, в котором даёт много полезных советов Тимофею.
Призывает Павел молодого епископа не поставлять новых служителей Церкви без предварительного испытания. Сам апостол неоднократно сталкивался с тем, как люди, загоревшись сначала верой, потом быстро угасали. Разочаровавшись в собственном служении, они затем начинали вредить общей репутации Церкви. И Павел призывает Тимофея смотреть больше не на слова, а на поступки людей. И поставлять на служение только тех, кто больше делает, а не говорит.
Среди эфесских христиан были люди различного происхождения. В том числе, и рабы. Апостол, безусловно, выступал за здоровую общественную свободу, но он понимал также, что отмены рабства можно добиться только мирным, постепенным образом. Революция же приведёт к раздраю и появлению новых, ещё более серьёзных изъянов общественной жизни. Потому Павел и призывает рабов-христиан уважать хозяев. Даже язычников. А господ-христиан апостол просит заботиться о рабах и, если есть такая возможность, отпускать их на свободу.
Ещё одна проблема, терзавшая изнутри Эфесскую церковь, состояла в том, что некоторые из местных христиан любили спорить, ссориться. Эту свою страсть они прикрывали стремлением защитить веру от различных искажений. Однако апостол прямо говорит, что скандальное поведение не только никого и ничего не защищает, но только разрушает всё вокруг. Потому что нельзя отстаивать чистоту веры, если ты не любишь людей.
Призывает Павел Тимофея, а через него и всех эфесских христиан, удаляться от роскоши, довольствоваться необходимым. И дело не только в том, что большие деньги часто служат источником для различных страстей. Так бывает, что богатство одного человека существует за счёт многих окружающих его людей. Один богатеет, а другие из-за него беднеют. Павел не выступал против того, чтобы люди жили достойно, если они зарабатывают деньги честно. Он обличал богатство, нажитое греховным образом и служащее источником для порочного образа жизни.
Приведённые советы апостола Павла актуальны и для наших дней. Давайте же учиться мудрости у великого ученика Христова. И благодать Божия будет неотступно присутствовать в наших жизнях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
10 декабря. О добрых делах

В 5-йглаве 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Добрые дела Явны; а если и не таковы, скрыться не могут».
О мотивации доброделания — протоиерей Максим Первозванский.
Господь нам однозначно говорит, что мы должны наши добрые дела делать не на показ. Мы должны это делать не для того, чтобы получить похвалу от людей, а для того, чтобы получить похвалу от Господа. И сам апостол Павел тоже об этом говорит в разных местах неоднократно.
Здесь же апостол имеет в виду, что Господь Сам сделает явными наши дела, и противоречия никакого нет, поскольку Сам Господь упоминает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И поэтому не стоит выпячивать свои добрые дела самостоятельно и повторять, когда вдруг нам выпадает счастье сделать что-то доброе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»

Сегодня 10 декабря. Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — протоиерей Василий Гелеван.
Название этой иконы восходит к строчке из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя: Еммануил». Еммануил, напомним, на русский переводится как «с нами Бог». И Еммануилом мы называем Младенца Христа. Значит, здесь пророчество о Рождестве Христовом.
Наиболее известные в России иконы такого типа все имеют географическую привязку: Новгородская, Курская, Царскосельская, Корчемная, Павловская, Верхнетагильская икона и так далее. Вот все эти иконы «Знамение» похожи внешне, потому что на каждой мы встречаем поясное изображение Богородицы и в области живота круг, как чрево непраздной женщины, и внутри этого круга — Младенец, Господь Еммануил.
Икона «Знамение» Новгородская, которую мы чтим именно сегодня, имеет некоторые свои иконографические особенности. По четырём углам возле Божией Матери располагаются святые: великомученик Георгий Победоносец, мученик Иаков Персиянин, преподобные Пётр, Онуфрий Афонский. Важно ещё подчеркнуть, что когда мы молимся, мы молимся не иконе, а самой изображённой на иконе Богородице. И в молитве к иконе «Знамение» отражено событие 1170 года. Она составлена в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Новгород.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О правах человека в Ветхом и Новом заветах
Сегодня 10 декабря. Международный день прав человека.
О правах человека в Ветхом и Новом заветах — протоиерей Михаил Самохин.
Несмотря на то, что светский гуманизм претендует на монополию в формулировании и интерпретации теории прав человека, основы, предопределившие появление самой идеи неотъемлемых прав любого из нас, имеют библейские, христианские корни. Разберём основные категории достоинства человека.
Библия учит, что человек создан по образу и подобию Божию, что наделяет каждого человека неотъемлемым достоинством. Справедливость и правосудие. Многие книги Ветхого Завета, включая законы, данные Моисею, подчеркивают необходимость справедливого отношения ко всем людям, особенно к обездоленным и уязвимым.
Заповедь любви к ближнему. Господь и Спаситель Христос учил, что самая важная заповедь — «любить ближнего своего, как самого себя». Это подразумевает уважение к правам и потребностям других людей.
Право на жизнь и свободу. Библия содержит заповедь «Не убей», которая является основой для защиты права на жизнь. Также в ней есть положения, защищающие свободу и достоинство личности.
К сожалению, очень часто в число прав человека сейчас записывают право на богохульство и даже богоборчество. Право на разврат и нарушение заповедей. Это типичный пример того, как благой дар Бога человеку используется им против самого себя, становясь поводом ко греху.
На самом деле, любое право и любой закон, чтобы иметь силу, должен опираться на авторитет. Единственный такой бесспорный авторитет — Сам Господь, Который и вынесет Свой суд о том, как мы пользовались своими правами, исполняли обязанности и реализовали возможности.
Все выпуски программы Актуальная тема











