
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Тим., 285 зач. (от полу́), V, 1-10.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Жизнь древней Церкви не имела столь чёткого разделения на клириков и мирян, которое мы сегодня можем наблюдать. У каждого члена церковного собрания в ту далёкую эпоху имелось какое-то служение. Например, имело место существование так называемых вдовиц. Об этом служении нам расскажет отрывок из пятой главы первого послания апостола Павла к Тимофею. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
Апостол Павел, рассуждая о служении вдовиц, не имеет в виду исключительно общественный или семейный статус. К числу особых церковных вдовиц принадлежали далеко не все христианки, по той или иной причине потерявшие мужей. На служение вдовицы епископом через чтение особой молитвы поставлялась овдовевшая женщина, достигшая возраста 60 лет и имевшая самую лучшую репутацию не только в церковной среде, но и за её пределами. Церковной вдовицей могла стать только добрая, умудрённая жизненным опытом, гостеприимная и отзывчивая христианка.
И в чём же заключалась обязанности данного служения? Они делились на храмовые и общественные. Вдовицы заботились о поддержании порядка в местах, где совершались древнехристианские богослужения. Далеко не всегда в условиях языческих гонений это были храмы в нашем понимании. Службы совершались по домам или вообще в катакомбах — особых подземных туннелях, где погребали мертвецов. Вдовицы могли петь на богослужении псалмы. Из их числа поставлялись диаконисы, участвовавшие в богослужении непосредственно. В храме Софии Константинопольской они, например, прислуживали в алтаре, причащали больных на дому. Вдовицы тоже помогали ухаживать за недужными, кормили бездомных, посещали заключённых. Иными словами — любовь, которую они не успели в полной мере выразить в браке, эти женщины адресовали всем тем, кто нуждался в утешении. В каком-то смысле это были добрые церковные бабушки, оказавшиеся способными не озлобиться из-за неудач в личной жизни и относившиеся к более молодым членам Церкви как к детям и внукам.
Всё вышесказанное не означает, впрочем, что раннехристианские времена представляли собой идиллию. Вовсе нет. Святитель Иоанн Златоуст называл некоторых женщин, помогавших в алтаре упомянутой уже Софии Константинопольской, фуриями. Думаю — не без обоснованных причин. Таким образом, сердитых бабушек и в древности в храмах тоже можно было встретить. И, конечно, жизнь часто не совпадает с нашими представлениями о том, как всё должно быть. Но стремиться к высоким идеалам, безусловно, нужно. И речь не только о вдовах, а о каждом из нас.
Если мы будем соответствовать высокому званию христиан, жить в строгости к себе и милости к окружающим, то это будет лучшей формой миссии. Окружающие нас люди будут видеть, как гармонично сочетаются в нашей жизни добрая принципиальность и милосердие. И вдохновляясь подобным примером, многие из тех, кто пока не переступил порог Церкви, смогут данный шаг осуществить. И будущее нашей Церкви, в том числе благодаря нашему служению, окажется благим и плодотворным. Потому будем следовать заветам апостола Павла, которые мы только что с вами услышали, стремясь не на словах, а на деле явить миру, что значит жить по правде и любви Христовым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сиротки

Жил когда-то один человек. Жена у него умерла, и остался он с двумя маленькими сыновьями. Человек этот кормился тем, что ставил верши — рыболовные снасти, сделанные из бамбука, да ловил на них рыбу в реке.
В лес и на рыбалку он всегда брал с собой старшего сына, а младшего оставлял присматривать за домом. Мальчику очень хотелось узнать отцовское ремесло, и однажды он упросил, чтобы его тоже взяли в лес.
Во все глаза он смотрел и запоминал всё, что делает отец, пока его старший брат только об обеде думал.
Через какое-то время отец заболел умер. Остались братья круглыми сиротами, все припасы съели и обнищали вконец.
— Бедные мы сиротки! Мы с тобой ещё слишком малы, и сами не можем заработать на кусок хлеба,— сказал тогда старший брат. — Остаётся нам с тобой ходить по белу по свету и подаяние просить.
— Не по мне это,—возразил младший брат. — Руки и ноги у нас целы, голова на плечах есть. Покуда отец был жив, не знали мы с тобой ни забот, ни печали. Пора нам тоже заняться отцовским ремеслом.
— Сказать по правде, я ничего не умею, — признался старший, — Лучше будем просить милостыню: кто-нибудь да подаст корочку.
— В нашем роду никто никогда не побирался, и мы не будем, — сказал младший брат, — Отец оставил нам нож для рубки бамбука. Я видел, как он делал верши и ловил рыбу в реке. Не вешай голову, у нас тоже получится!
На следующий день младший брат нарубил в лесу бамбука, сделал вершу, наловил рыбы, а старший брат её вкусно пожарил. Хорошо стали жить наши сиротки! Часть рыбы они продавали соседям, а на вырученные деньги покупали рис и соль.
Но вот как-то младший брат начал размышлять вслух:
— Наш отец умел только рыбачить. А почему бы нам с тобой и зверя не ловить? В лесу водятся олени и дикие кабаны. Я видел, как охотники в лесу ловушки на зверя делают, и постарался всё запомнить.
Отправились братья в дальний лес, куда и человеческая нога не ступила. Соорудил младший брат ловушку на крупного зверя из бамбука и диких лиан. И что вы думаете? Попался в его ловушку слон — запутался, никак выбраться не может.
Испугались братья — что же им с такой громадиной делать? — а слон вдруг заговорил человеческим голосом:
— Не убивайте меня, я вам верой и правдой служить буду, любую работу делать...
Вернулись мальчики в деревню верхом на слоне.
А ведь слон, считай, это живой подъёмный кран, каждому в хозяйстве нужен. На нём можно любые тяжести таскать, деревья корчевать, бревна из воды вытаскивать, поэтому владельцы слона всегда безбедно живут.
Говорят, из той кампучийской деревни и пословица пошла: «Кто учится смолоду, под старость не будет знать голода».
(по мотивам кампучийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Костюмированный бал 1903 года

Фото: Evgeniy Zolotarev / Pexels
В 1903 году правящему императорскому роду Романовых исполнилось 290 лет. В честь этой даты император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна решили провести костюмированный бал. По задумке, он устраивался в стиле допетровской Руси XVII века, поэтому все приглашенные гости должны были прийти на праздник в русском национальном костюме времён правления царя Алексея Михайловича Тишайшего.
С конца XIX века в России возник особый интерес к национальной культуре. Многие художники и архитекторы обращались к древнерусским сюжетам: на картинах стали появляться изображения сказочных и былинных героев, а архитекторы начали чаще обращаться к элементам древнерусского зодчества. В изобразительном искусстве и архитектуре даже появился новый стиль, названный искусствоведами неорусским. Этому творческому веянию особо покровительствовала Царская семья. Новый костюмированный бал задумывался с целью привлечь внимание к русской культуре.
Императрица Александра Фёдоровна принимала личное участие в оформлении костюмов для себя и своего супруга, а к пошиву были привлечены лучшие художники и костюмеры императорских театров. Особое внимание уделялось историческому соответствию нарядов. Приглашённые гости тоже готовились к торжеству. Известно, что сестра императора Николая II — Ксения, перед балом лично нашивала украшения на своё платье. Невероятной красоты кокошник к её наряду был изготовлен Евгением Фаберже — сыном известного ювелира Карла Фаберже.
Программа праздника была рассчитана на 2 дня —— 11-е и 13-е февраля. Торжество открывал концерт в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, где ставились сцены из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и фрагменты постановок русского балета.
13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся сам костюмированный бал. Комендант дворца Владимир Воейков вспоминал, что впечатление получилось сказочное. Бальный зал был заполнен дамами в сарафанах русских боярынь, и кавалерами, одетыми в костюмы бояр и стрельцов. Император Николай II впоследствии записал у себя в дневнике: «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми». Сам он был одет в точную копию царского выходного платья царя Алексея Михайловича Тишайшего, а императрица в костюм супруги царя — царицы Марии Ильиничны.
Специально приглашённые фотографы запечатлели красоту праздника на множестве снимков. В последствии фотокарточки вошли в памятный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце».
Главная цель торжества — привлечь внимание к русской истории и традициям — была достигнута. В России ещё больше возрос интерес к отечественной культуре.
Сейчас праздничные костюмы императора Николая II и Александры Фёдоровны можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
Все выпуски программы Открываем историю
Владимирский храм (Владикавказ)

Владикавказ — столица республики Северная Осетия-Алания, входящей в состав России. Город расположен на реке Терек, у подножия Большого Кавказского хребта. Здешняя земля издавна принадлежала осетинам, потомкам древних аланов. Этот народ принял веру во Христа в первом веке, услышав проповедь апостола Андрея Первозванного.
В десятом столетии Алания была крупным христианским государством на Северном Кавказе. Спустя три века страну разорили орды монгольских кочевников. Выжившие аланы ушли высоко в горы, оказались в изоляции, вскоре утратили преемственность духовенства и лишились священников.
Вернуться к вере отцов горцам помогли русские миссионеры после присоединения Осетии к России в 1774 году. Особенно эффективными просветительские труды стали после 1875-го, когда Церковь учредила во Владикавказе кафедру епископа. Её возглавил святитель Иосиф Чепиговский. Будучи знатоком осетинского языка, он переводил для своей паствы богослужебные тексты. При владыке Иосифе в епархии открылись новые храмы, церковно-приходские школы, духовные училища и первая женская гимназия.
Через год во Владикавказе для епископа построили резиденцию. Строение из красного кирпича расположилось в самом центре города, на улице Крепостной, сейчас она носит имя грузинского поэта Церетели. Богослужения в резиденции вначале совершались в маленькой домовой церкви. В 1911 году к дому архиерея пристроили просторный храм и освятили его во имя равноапостольного князя Владимира. Само здание резиденции было расширено и у него появились дополнительные этажи.
Благоустроили православные и территорию вокруг епископского подворья. Особенно был хорош парк, окружавший Владимирскую церковь. Здесь цвели растения со всех концов мира, прогуливались павлины и пели птицы.
В 1922 году этот благодатный уголок разорили безбожники. Владимирскую церковь закрыли, а резиденцию передали военному ведомству. К двухтысячному году комплекс оказался заброшенным. Его вернули Православной церкви в 2013-м. Спустя семь лет в отреставрированном здании архиерейской резиденции открылся духовно-просветительский центр. Сердцем этого комплекса стал восстановленный храм князя Владимира. В росписях под его сводами отражена духовная и историческая связь России и Алании.
Все выпуски программы ПроСтранствия