
1 Тим., 285 зач., V, 1-10.
Глава 5.
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок адресован в первую очередь Тимофею, которого апостол Павел поставил епископом города Эфес. Слово епископ с греческого языка переводится как надзиратель. И это не случайно. Епископ — это третья, высшая иерархическая ступень церковного сужения. По традиции Церкви в руках епископа сосредоточена полнота не только духовной, но и административной власти. Поэтому перед достаточно молодым на тот момент человеком стояла непростая задача — быть руководителем и наставником одной из крупнейших христианских общин на территории Римской империи. Он должен был решать не только проблемы, связанные с устройством быта своей епархии, но также был обязан внимательно относиться к духовной жизни своих подопечных, заботиться об их нравственной чистоте. То есть, он должен был увещевать людей, порой при помощи замечания. А ведь многие были намного старше Тимофея. Поэтому апостол и дает ему совет, с каким чувством и настроением он должен осуществлять свое руководство. Увещевать необходимо, но его увещевания и замечания должны быть без злого упрека и раздражения. Такой стиль руководства никогда не принесет никакой пользы, он в высшей степени разрушителен. Ведь в таком случае после объяснения с начальником у человека останется только горечь и обида. Подобные наставления наносят огромный вред душе. Отношения с подчиненными должны быть наполнены заботой к ним, уважением и любовью.
Так, всего лишь в нескольких словах, апостол объясняет, к чему должна сводиться суть церковного служения и чем церковная власть отличается от той, которая сосредоточена в руках государственного чиновника или корпоративного менеджера. Это не та власть, которая дает начальнику право определять судьбу человека, распоряжаться его свободой, временем и силами, решать, наказать его или простить. Церковь устроена на иных основаниях. Власть начальника в Церкви — это в первую очередь власть жертвенной любви. Чем выше должность, чем выше сан, тем больше человек получает сил для того, чтобы самоотверженно служить тем, кто находится у него в подчинении.
Эта идея является универсальным законом, в соответствии с которым свою жизнь и свои отношения с ближними должен стараться организовать всякий христианин, не только тот, кто облечен высоким саном. Ведь сам Христос говорил: «Царство Мое не от мира сего». Именно Он был Тем, Кто, обладая полнотой божественной власти, стал человеком не для того, чтобы царствовать и править, а для того, чтобы вплоть до смерти на кресте послужить Своей любовью каждому из нас.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июля. О подвиге Преподобномученицы Февронии

Сегодня 8 июля. День памяти Преподобномученицы Февронии девы, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О её подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Как и многие мученицы древности, преподобномученица Феврония стала жертвой гонений императора Диоклетиана. Будучи невестой Христовой, она не согласилась на брак с одним из гонителей христиан, которых прислал император, за что претерпела муки настолько жестокие, что даже падкая на зрелища толпа просила прекратить бесчеловечные мучения.
Самый жестокий мучитель девы Февронии был сразу же после её смерти наказан безумием и собственной гибелью. И этот момент жития преподобномученицы напоминает нам о том, что Господь в силах сам вступиться и за Себя, и за тех, кто верен и предан Ему.
Однако Бог не хочет смерти грешника, но его обращения. Об этом и свидетельствует и сегодняшнее житие, рассказывающее о том, что двое из трех гонителей приняли Христа и стали иноками.
Будем же чаще доверять Господу, особенно когда гнев и месть затуманивают наш разум. Бог лучше знает, как поступить и со Своими врагами, и с нашими неприятелями.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О христианской семье как преддверии рая

Сегодня 8 июля. Всероссийский день семьи, любви и верности.
О христианской семье как преддверии рая — священник Николай Яковлев.
Такая глубинная мысль была вложена Господом при созидании этого тварного мира, что человек может соединиться со своим Творцом через то самое главное и священное начало, имя которому — Любовь. И прежде всего — Любовь к Богу, без которой, по мысли святителя Николая Сербского, всякая другая Любовь нереальна и недолга.
И вот ныне прославляемые небесные покровители христианской семьи, святые благоверные Пётр и Феврония, явили всему миру величайший идеал семьи, основой которой и является Любовь к Богу и, как следствие, полноты друг друга любящих сердец.
Этот идеал дарован каждому из нас как эталон христианского счастья православной семьи, где все дети и родители вместе верят в Бога. «В таком доме, — по чуткому слову святой страстотерпицы царицы Александры, — царит радость товарищества. Такой дом есть преддверие рая».
Дай Бог сегодня и всегда каждой православной семье сопереживать и воплощать в жизнь это восторженное и неземное приобщение к этому подлинно райскому счастью по молитвам святых благоверных Петра и Февронии.
Все выпуски программы Актуальная тема