1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Очевидно, что подавляющее большинство людей больше любят мирную жизнь, чем войну. Конечно, войны бывают справедливые, в них бывают правые и виноватые, бывают герои, но даже те, кто с честью выполняет свой долг, кто верен законам Божиим и человеческим, с большим удовольствием занимались бы мирным и созидательным трудом, просто у них нет другого выхода. И всё же, возможна ли хорошая война? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из первой и второй глав первого послания апостола Павла к Тимофею. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Глава 2.
8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
В сегодняшнем отрывке апостол Павел обращается к своему ученику и духовному сыну Тимофею. Он преподаёт ему духовное завещание, в котором говорит о том, как должны вести себя члены христианской общины. Причем слово «передаю», которое в русском языке совершенно нейтрально, в древности означало банковский вклад, нечто очень ценное для человека, что он передавал на хранение другому. Обращаясь к последующему тексту апостола, мы видим, что он сообщает ученику вполне бытовые вещи, говорит о том, как должны вести себя в церковном сообществе епископы, диаконы, молодые и пожилые люди... Казалось бы, что здесь драгоценного? Но ответ очевиден — христианство и выражается в итоге в правильной жизни, в нём всё должно быть этому подчинено. Поэтому апостол не передаёт Тимофею эзотерическое философское учение, не говорит подробно о ритуалах и обрядах. Он передаёт опыт подлинной веры в Бога и правильных отношений с людьми. Однако, для того чтобы преподать всё это другим, Тимофей и сам должен был вести себя праведно. Объясняя, как именно ему стоит действовать, апостол формулирует совет довольно необычно. Он говорит: воинствуй, как добрый воин, имея веру и добрую совесть. Услышав эти слова, любой священник сразу вспомнит молитву чина оглашения, в которой называет тех, кто готовится ко крещению, новоизбранными воинами Христа Бога нашего. И называются они так потому, что с момента отречения от сатаны, ведут с ним самую настоящую духовную войну. Впрочем, в совете апостола всё тоньше и интереснее. Если мы посмотрим в первоисточник, окажется, что совет апостола можно перевести и так: чтобы ты, Тимофей, «воевал хорошей войной», то есть чтобы воевал за правое дело. Для апостола очевидно, что мало самому прилагать усилия. Важно прилагать их в правильных целях. И когда апостол писал Тимофею о цели, с которой тот поехал в Эфес, он сказал, что главной целью будет умножение любви от чистой совести и нелицемерной веры. Неужели оказывается, что Тимофею для этого надо воевать? Именно так. Как главе Ефесской церкви ради умножения любви в общине, ему предстояло вести войну со всеми нестроениями, которыми была наполнена жизнь местных христиан. И если задуматься над тем, что предстояло Тимофею, можно согласиться с апостолом Павлом. Война с грехом, со злобой и разделённостью людей — это хорошая война. Епископ и по его благословению священник ведет её на уровне приходской общины. В то же время на частном уровне такая война может вестись любым, даже самым миролюбивым человеком. Более того, чем миролюбивее человек, там больше сил он будет на неё тратить. Ведь всякий раз, побеждая зло и ненависть в себе, он будет стяжать дух мирен, через что, как известно, не только спасется сам, но и спасет тысячи других.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Я только пирожное доем. Светлана Бакулина
Несколько лет назад я впервые решила поститься. Тогда был конец ноября. 25 числа у меня день рождения, а 28 ноября начинается Рождественский пост.
И вот, наступает первый день поста. Я открываю холодильник и обнаруживаю в нём пирожные в красивой упаковке, ручной работы. Их подарила мне несколько дней назад подруга. А кроме них в холодильнике ничего нет. Выбор ограничен, а есть-то хочется сейчас.
Сразу вспомнила слова моих друзей: «Еда в посте — это не главное».
«Ну, раз не главное, значит можно начать поститься с завтрашнего дня, а сегодня хорошенько поесть» — подумала я и потянулась к коробке. Уже дернула её за ленточку и вдруг задумалась:
Нет. Наверное, пойду дойду до храма, спрошу у батюшки благословение: съесть пирожные, а потом начать поститься. Он мне наверняка скажет тоже, что и друзья. Но меня хотя бы совесть мучить не будет.
Пришла в храм. Встала в очередь на исповедь к знакомому священнику.
Когда подошла моя очередь, прямо спросила:
— Батюшка, благословите поститься с завтрашнего дня?
— А почему не с сегодняшнего? — поинтересовался священник.
Я стала объяснять:
— Мне подруга пирожные подарила вкусные на день рождения. Сама делала. А я съесть их не успела. Жалко, пропадут.
— Так ты поищи в холодильнике получше, может там ещё салат оливье остался и его заодно доешь.
— Ну, что вы смеетесь надо мной? Говорю же, я только пирожное доем и сразу начну поститься — продолжала настаивать я.
Священник был непреклонен и предложил мне самостоятельно определиться поститься или нет, а не искать компромиссов. Я продолжала спорить.
Он прервал мой монолог:
— Светлана, мы уже 15 минут с тобой говорим о пирожных. Это все, что ты хотела сказать на исповеди?
И тут я вспомнила, что за мной стоит ещё целая очередь людей, а я вместо того, чтобы назвать хоть один грех, уже несколько минут спорю, обижаюсь на священника и подбираю для себя оправдания. Я с сожалением наклонила голову и произнесла: «Господи, прости меня за все грехи, которые я совершила осознанно и неосознанно». Батюшка прочитал разрешительную молитву. И я пошла домой, чтобы, там обдумать какие же именно грехи я не назвала.
Осуждение, самооправдание, лень, несдержанность, обида, раздражение...
Лишь малая часть того, что я в себе обнаружила. Но этого было достаточно для того, чтобы открылись глаза на реальное состояние души, с которым я собралась вступить в пост.
Пирожные я отдала болящему ребенку подруги. Надо сказать, сейчас с благодарностью вспоминаю о них. Этот случай научил меня не искать послаблений, не лукавить, а просто взять и начать исправляться, быть внимательнее к духовной жизни.
Я пришла к выводу, что ограничения в еде во время поста, хоть и не главная его составляющая, но всё же важная. Она помогает переключить внимание с желаний физических на состояние духовное. Когда мы можем осознанно отказаться от чего-то вкусного, привычного, любимого, взамен обретаем навык воздержания, преодоления себя. Эти навыки помогли лично мне сформировать какую-то хотя бы небольшую внутреннюю дисциплину.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Дурное поспешение. Светлана Бакулина
В конце года мы с активистами нашего прихода готовились к престольному празднику обители. Суета, движение, многие задачи приходилось решать в ускоренном темпе. В какой-то момент я почувствовала сильную боль в ноге. Так, что не могла на неё даже наступать. В перерыве отпросилась, поехала в травмпункт к врачу. Он рекомендовал соблюдать постельный режим и дать покой ноге на 3 недели, в противном случае придётся накладывать гипс.
«Что же это за наказание накануне праздника? Неужели Бог не видит, что мне совершенно нельзя сейчас болеть? Я — ответственное лицо. Столько дел обещала сделать: концерт подготовить, артистов собрать, вступительное слово сказать».
Отдохну, когда всё сделаю — решила я и продолжила дальше работать. О моей травме узнали коллеги и предложили взять все мои задачи на себя. Я наотрез отказалась. Праздник прошёл хорошо.
На радостях я назначила ещё несколько встреч по работе. Спешила всё поскорее успеть. Боль в ноге не унималась. Но я продолжала игнорировать рекомендации врачей. Оправдывала себя так: «Бог же видит, что я для людей стараюсь. Богоугодные дела делаю. Сейчас ещё немного поделаю, потом всё пройдёт!». И с таким девизом продолжила хвататься за все привычные повседневные дела: пошла в магазин, зашла в пункт выдачи за посылкой, навестила соседку.
Под конец дня боль настолько усилилась, что не оставила вариантов. Пришлось вернуться домой и просто лечь. Наконец послушать рекомендации врачей. Остановиться. Так в доме наступила тишина. Я молча смотрела в потолок. Задумалась: «Возможно у Бога какие-то иные планы на меня, только я их пока не понимаю?».
Так прошла одна неделя, вторая, затем и третья. Дома. Без подвигов, как говориться. За это время у меня заметно сменился темп жизни. Я перестала спешить. В моём графике нашлось время для чтения молитв, которые раньше по лености я частенько пропускала.
И вот, как-то утром, читая правило, я впервые обратила внимание на такие слова молитвы: «Избавь меня от всякого злого дела и диавольского поспешения». О чем же здесь говорится? Неужели о той торопливости, которая мне присуща? Стала изучать, что говорят святые отцы и священники о так называемом «дьявольском поспешении». И нашла для себя ответ: «Размеренность, отсутствие спешки — признак того, что человек во всем видит Промысел Божий, во всем полагается на Бога. Тогда как постоянная торопливость, спешка и суета, как свойство личности, указывает на пустоту в душе: если человеку некуда торопиться, то он будет искать, куда ему спешить, будет устраивать себе и всем вокруг стрессы, потому что боится этой пустоты. Заполняет её суетой. Святые отцы говорили: во всем должна быть золотая середина — не медлить, но и не спешить, все делать размерено, только тогда человек обретет душевное равновесие».
Так может быть эта травма для меня не наказание от Бога, а шанс для исправления? Возможно это был единственный вариант остановить меня и обратить внимание на то, что я упорно отказывалась замечать — грех поспешения. Ведь половину моих дел можно было спокойно делегировать другим людям, оставшуюся половину равномерно распределить на большее колличество дней, без суеты. Но моя гордыня не согласилась. Хотелось быть везде сразу и побыстрей.
И только сейчас в этой молитвенной тишине я начинаю понимать, как важно в жизни уметь делать паузу, чтобы не терять духовного равновесие.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Тест на Христианство. Татьяна Любомирская
Закон Христианства гласит: возлюби ближнего своего, как самого себя. Руководствуясь этим законом, мы призваны совершать дела любви ‒ накормить голодных, укрыть замерзших, приютить обездоленных, напоить жаждущих. Именно об этом и повествовал священник моего храма в воскресной проповеди, приводя в пример евангельскую Притчу о добром самарянине. Батюшка говорил очень хорошо и вдохновенно. Я с вниманием слушала проповедь, думая о том, как мало делаю добра, а если и делаю, лишь самое легкое ‒ даю немного денег. Деньги — хороший и полезный инструмент для благотворительности, но иногда гораздо ценнее бывают собственные время и силы.
— И вот, братья и сестры, я призываю вас не закрывать глаза на беду ближнего, — просил священник. — Если мы называем себя христианами, мы не можем быть безразличными и не можем уговаривать себя, что для помощи страждущим найдется кто-то другой. Давайте будем добрыми и милостивыми не только на словах, но и на деле!
Редко, когда проповедь действительно задевает за живое, но почему-то в это воскресенье я как никогда прониклась словами батюшки и обдумывала их на пути домой. У меня в кармане лежала сторублевая купюра, и, полная благих намерений, я говорила себе, что, если встречу по дороге нищего, непременно подам ему денежку. Но мне никто не встретился. Несколько раздосадованная, я подошла к своему дому и набрала код от домофона, открывающий входную дверь.
И тут же мне в ноздри ударил густой запах давно не мытого человеческого тела. Я поняла, что в подъезд проник бродяга и устроился где-нибудь между этажами, чтобы погреться у батареи в этот холодный зимний день. Нищий, которого я в приступе самолюбования выискивала на улице, оказался прямо в моем доме. И как вы думаете, какова же была моя первая мысль?
«Ох, хоть бы он поскорее ушел!» — подумала я.
В тот день Господь открыл мне, как неверно моё представление о самой себе. Можно прожить всю жизнь, считая себя неплохим человеком, но вот возникает реальная ситуация, когда необходимо проявить участие, и собственный идеальный образ лопается как мыльный пузырь. Как стыдно мне было входить в свою теплую, чистую квартиру, где в холодильнике лежат свежие продукты, в шкафу висит чистая одежда, а из-под крана течет горячая вода! Но к чему привел этот стыд? Сподвиг ли он меня оказать помощь бедному человеку, прятавшемуся где-то в подъезде? Нет. Малодушие оказалось сильнее, чем знание того, как необходимо поступить.
Что же делать с этим пониманием собственного несовершенства? Наверно, иногда нужно просто сделать хотя бы крошечный шажок навстречу настоящему Христианству. И молитва к Богу станет лучшей помощью в самом трудном деле на свете ‒ изменении себя. Ведь Его свет может растопить даже самое холодное человеческое сердце.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение