Первое послание к Тимофею святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Мозаика

1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Очевидно, что подавляющее большинство людей больше любят мирную жизнь, чем войну. Конечно, войны бывают справедливые, в них бывают правые и виноватые, бывают герои, но даже те, кто с честью выполняет свой долг, кто верен законам Божиим и человеческим, с большим удовольствием занимались бы мирным и созидательным трудом, просто у них нет другого выхода. И всё же, возможна ли хорошая война? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из первой и второй глав первого послания апостола Павла к Тимофею. Давайте его послушаем.

Глава 1.

18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,

19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;

20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

Глава 2.

8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;

чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,

10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;

12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;

15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

В сегодняшнем отрывке апостол Павел обращается к своему ученику и духовному сыну Тимофею. Он преподаёт ему духовное завещание, в котором говорит о том, как должны вести себя члены христианской общины. Причем слово «передаю», которое в русском языке совершенно нейтрально, в древности означало банковский вклад, нечто очень ценное для человека, что он передавал на хранение другому. Обращаясь к последующему тексту апостола, мы видим, что он сообщает ученику вполне бытовые вещи, говорит о том, как должны вести себя в церковном сообществе епископы, диаконы, молодые и пожилые люди... Казалось бы, что здесь драгоценного? Но ответ очевиден — христианство и выражается в итоге в правильной жизни, в нём всё должно быть этому подчинено. Поэтому апостол не передаёт Тимофею эзотерическое философское учение, не говорит подробно о ритуалах и обрядах. Он передаёт опыт подлинной веры в Бога и правильных отношений с людьми. Однако, для того чтобы преподать всё это другим, Тимофей и сам должен был вести себя праведно. Объясняя, как именно ему стоит действовать, апостол формулирует совет довольно необычно. Он говорит: воинствуй, как добрый воин, имея веру и добрую совесть. Услышав эти слова, любой священник сразу вспомнит молитву чина оглашения, в которой называет тех, кто готовится ко крещению, новоизбранными воинами Христа Бога нашего. И называются они так потому, что с момента отречения от сатаны, ведут с ним самую настоящую духовную войну. Впрочем, в совете апостола всё тоньше и интереснее. Если мы посмотрим в первоисточник, окажется, что совет апостола можно перевести и так: чтобы ты, Тимофей, «воевал хорошей войной», то есть чтобы воевал за правое дело. Для апостола очевидно, что мало самому прилагать усилия. Важно прилагать их в правильных целях. И когда апостол писал Тимофею о цели, с которой тот поехал в Эфес, он сказал, что главной целью будет умножение любви от чистой совести и нелицемерной веры. Неужели оказывается, что Тимофею для этого надо воевать? Именно так. Как главе Ефесской церкви ради умножения любви в общине, ему предстояло вести войну со всеми нестроениями, которыми была наполнена жизнь местных христиан. И если задуматься над тем, что предстояло Тимофею, можно согласиться с апостолом Павлом. Война с грехом, со злобой и разделённостью людей — это хорошая война. Епископ и по его благословению священник ведет её на уровне приходской общины. В то же время на частном уровне такая война может вестись любым, даже самым миролюбивым человеком. Более того, чем миролюбивее человек, там больше сил он будет на неё тратить. Ведь всякий раз, побеждая зло и ненависть в себе, он будет стяжать дух мирен, через что, как известно, не только спасется сам, но и спасет тысячи других.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем