
1 Тим., 279 зач., I, 8-14.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Чтобы положительно охарактеризовать человека, люди иногда говорят о нём, что он порядочный и ни в чём плохом не замечен. Но для кого на самом деле существует закон и является ли праведник просто законопослушным человеком? Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из первой главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
Если мы посмотрим на законодательство самых разных стран мы увидим одну интересную особенность: практически никакие законы не побуждают человека к положительной творческой деятельности. Зачастую они ограничивают антисоциальную деятельность человека, но не указывают, как именно стоит поступать. Обществу как будто бы всё равно, только бы не нарушались его основы, не нарушался порядок общественной и отчасти частной жизни. В этом смысле светское общество, в котором человек воспринимается как случайно возникший из небытия и в небытие возвращающийся, и не может побуждать к определённой созидательной деятельности.
В Ефесе ученик апостола Павла Тимофей столкнулся с людьми, которые требовали от членов христианской общины соблюдения закона Моисеева. Делали они это формально и без рассуждения, почему апостол Павел и говорит, что они не понимают того, что требуется, не понимают сути закона, о котором говорят, не знают, для чего на самом деле он был нужен.
Понимая, что его обвиняют в ниспровержении закона, он подчёркивает, что закон добр, но для тех, кто употребляет его законно. На первый взгляд эти слова звучат как плеоназм, масло масляное. Что значит законно употреблять закон? Ответ на самом деле прост. Употреблять его так, чтобы он исполнял свою главную функцию и вёл человека к Богу. Любую вещь можно извратить, любое начинание испортить и закон Божий в том числе. И если в устах пророка и псалмопевца Давида он был тем, что укрепляет душу, веселит сердце и просвещает очи, в устах фарисеев он стал бременами неудобоносимыми, которые не могли понести не только язычники, но и многие иудеи. Для апостола же очевидно, что с человека, который обратился к Богу и стал для Него своим, спрос должен быть другой. Закон достигает своей цели в тех, кто становится Божиим союзником на земле и принимает сторону добра. В жизни таких людей появляется место творческому восприятию собственных сил и задач, которые ставит перед ними Бог. Они видят, что в законе есть главное и второстепенное, и учатся применять его разумно и рассудительно.
В то же время, есть те, кто видит в законе угрозу. Это происходит не потому, что закон плох. Плохой и злой оказывается жизнь людей, которые его нарушают. Они не покоряются правде, ведут себя развратно, унижают родителей, убивают людей, нарушают клятвы и во всём прочем идут против воли Творца.
Услышав эти слова, кто-то может решить, что он обречён, потому что в своей жизни не вёл себя так, как хотел бы этого Бог. Однако на помощь такому человеку приходит апостол Павел. Он, будучи иудеем по рождению и фарисеем по воспитанию, оказался гонителем истины, хулителем и обидчиком Христа. И что же? Несмотря ни на что, он был помилован и стал великим святым, а значит и у каждого из нас есть шанс войти в число друзей Божиих.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема