
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Тим., 278 зач., I, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В чём цель церковной проповеди? Верующие скажут — в спасении слушающих, неверующие решат, что она в одурманивании людей и манипуляции ими... Но что по этому поводу думал апостол Павел? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из первой главы его первого послания к Тимофею. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
Для апостола Павла вопрос о цели проповеди был совсем не праздным. Совершая первое миссионерское путешествие, он основал множество христианских общин. И как любого искреннего проповедника, его беспокоило духовное состояние людей, которые ему поверили. Причины для беспокойства были вполне серьёзными, ведь между учениками апостола были как бывшие иудеи, так и бывшие язычники. Первые, хоть и поверили, что Иисус, есть обещанный народу Мессия, имели свои собственные представления о законе. В свою очередь вторые наряду с принятием Христа могли сохранять остатки прежних представлений о богах, о мире и нравственном законе. И, конечно, совершенно не случайно, апостол упоминает некие басни, в которых можно видеть языческие истории о богах, а также говорит о бесконечных родословиях, что явно указывает на иудействующих.
Чтобы Ефесяни остались верны его преданию, Павел посылает к ним своего ученика Тимофея. Хотя сегодня может показаться, что христианство — это религия, которая строится на Писании, на самом деле важнейшую роль в нём играет живая преемственность свидетелей, которая восходит к самим апостолам. Впрочем, чтобы поддержать ученика своим личным авторитетом, Павел пишет ему письмо, в котором подчеркивает, что цель увещевания, с которым Тимофей будет обращаться к Ефесянам, это любовь от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры.
Как мы можем услышать, начинает апостол с самого главного — с любви. Цель всей пастырской заботы Тимофея, весь смысл окормления общины заключается для него в том, чтобы христиане любили друг друга. Собственно, это вполне соотносится со словами Спасителя о том, что главным признаком его учеников будет их любовь друг к другу. В то же время и для апостола, и для нас сегодня очевидно, что люди могут обозначать словом «любовь» самые разные явления. Например, некоторые этим словом называют чувство влюблённости, из-за которого уходят из семьи. Человек говорит: я полюбил другую и ничего не могу с собой поделать, и ему невдомёк, что это чувство имеет биологическую природу и довольно быстро проходит. Понимая опасность такого подхода, апостол Павел говорит, что любовь должна быть не только от чистого сердца, но также и от чистой совести. Она не должна приводить к разладу, к несчастью, не должна быть жестокой, потребительской. Христианская любовь не может противоречить заповедям и ведёт к миру между людьми, к ощущению благодатного успокоения совести. Но от чего зависит само свидетельство совести и какие заповеди выбрать? Ведь их достаточно много было и у язычников: у римлян, греков... И что посчитать за точку отсчёта? Какой источник, какое содержание положить в основу совестного свидетельства? Для апостола очевидно, что речь идёт о глубоких, серьёзных, вдумчивых и личных отношениях с Богом Библии, на основе которых можно жить нравственной жизнью и стремиться к подлинной любви. Обратившись к сегодняшнему чтению, мы видим иерархию, которую выстраивает апостол, и понимаем, что именно по ней нам стоит выстраивать и свою собственную жизнь: стремиться к чистосердечной любви, которая невозможна без чистой совести и искренней веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христов братец»

«Если... не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное», — говорит Спаситель. Но как уподобиться ребёнку взрослому человеку, который отяжелён прожитым опытом, нагружен житейскими проблемами, подвержен страстям и страхам? Одно из средств — почитать сказку, так советуют составители антологии русских духовных стихов, легенд и сказок, которую озаглавили «Христов братец».
В пространстве сказки действуют особые законы — забытые законы детства. Сказка сказывается для того, чтобы вернуть взрослому живущего в нем ребенка, сделать его мыслящим по-детски и по-детски спасающимся — говорит в предисловии один из консультантов издания, филолог Александр Медведев. А священник Сергий Круглов, поэт и лауреат литературной премии «Московский счёт», в своём вступительном слове к сборнику называет сказку местом, где встречаются земля и небо. Сказочные герои чисты помыслами и мудры в своей простоте. Они умеют на каждом шагу видеть чудо. Составители называют антологию «Христов братец» срезом русской души и сердца. В собранных под её обложкой стихах, легендах и сказках отражён многовековой опыт человеческой любви и веры, падений и взлётов с помощью Божьей. Это литература не светская и не церковная, но вобравшая в себя самое важное из той и другой.
Открывает сборник средневековый духовный стих «Голубиная книга». В форме вопросов и ответов это произведение аллегорически рассказывает о сотворении мира и его устройстве: «От чего у нас начался белый вольный свет? От чего у нас солнце красное? — У нас белый вольный свет зачался от суждения Божия, Солнце красное от лица Божьего, Царя Небесного; Звезды частые от риз Божиих, Ночи темные от дум Господних, Зори утренни от очей Господних». Священная история, которую мы знаем из Библии, в «Голубиной книге» принимает фольклорные очертания. Однако при этом не противоречит Священному Писанию, а поэтически осмысливает неисчерпаемую тайну творения и бытия.
Русская народная легенда «Христов братец», давшая название сборнику, рассказывает классическую историю встречи героя со Христом, Который предстал в образе нищего. По сути, она является своеобразным художественным воплощением евангельских слов Христа: «...ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; ...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Как отмечают исследователи в комментариях к антологии, народную легенду «Христов братец» цитировал Фёдор Достоевский в романе «Братья Карамазовы», а Антон Чехов положил её в основу своего известного рассказа «Казак».
Сказочные сюжеты в книге тесно переплетаются с евангельскими, а в их героях просматриваются черты библейских персонажей. Например, бедная вдова, приютившая в доме странников, и отдавшая им последнее, что у неё было — чёрствую краюху хлеба, напоминает ветхозаветную вдову, которая накормила пророка Илию. В русских духовных стихах, легендах и сказках, собранных в антологии «Христов братец», вера и евангельские заповеди становятся жизненными ориентирами героев. Конечно, подчёркивают составители сборника, никакие сказки не заменят Священного Писания. Однако и через них светит читателям правда Божья.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Иван Чарота. «Слово и дух. Антология русской духовной поэзии Х-ХХ веков»

У Владимира Бенедиктова, поэта середины 19 века, которого называют одним из значимых лириков позднего русского романтизма, есть довольно известное стихотворение «Воскресная школа»: «Свет да будет! — Божья сила \ Изрекла — и мрак исчез. \ И для всех зажглись светила \ В беспредельности небес...». На первый взгляд, оно может показаться незатейливым и простоватым. Однако в действительности перед нами — произведение глубочайшее, ибо в нём звучит восприятие человеком мира как Господнего творения. В этом уверен учёный-славист, доктор филологических наук, профессор Иван Алексеевич Чарота. Упомянутое стихотворение Бенедиктова и ещё несколько десятков поэтических произведений разных авторов и эпох мы найдём под обложкой составленного профессором сборника — «Слово и дух. Антология русской духовной поэзии Х-ХХ веков».
Во все времена Русь не оскудевала талантами, которые своим творчеством служили свету, истине, добру, любви, служили Богу. И в других пробуждали созидательную и спасительную силу. Произведения именно такого свойства выбрал профессор Чарота для антологии. Как сам он пишет в предисловии к изданию, православная традиция, отразившаяся в русской поэзии, стала главной идеей сборника. Открывают книгу так называемые «Богогласники» —духовные песни, которые вплоть до ХХ столетия ходили в народе в рукописных сборниках и исполнялись в праздники, вне богослужений. Это настоящие фольклорные жемчужины, показывающие, насколько глубоко была укоренена вера в сердце русского народа. Вот, например, такое рождественское песнопение: «Христос родился, Бог воплотился! \ Слово Отчее взяло на Ся тело: \ В темностях земных, Солнце засветило!»
Вторая часть сборника посвящена стихотворным произведениям священнослужителей. Многие представители духовенства, как древнего, так и современного, были ещё и талантливыми поэтами. Например, святители Димитрий Ростовский, Филарет (Дроздов), Игнатий (Брянчанинов). Писали стихи и знаменитые старцы — преподобные Варсонофий Оптинский, Серафим Вырицкий. Их произведения мы найдём на страницах книги, а процитировать хотелось бы несколько строк из стихотворения игумении Таисии Леушинской — современницы и духовной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского, одной из самых известных духовных поэтесс: «Как Пётр, я в море утопаю, \ В волнах житейской суеты; \ Как он, и я к Тебе взываю: \ "Наставниче, спаси, спаси!" \ Простри мне руку, дай мне веру \ И, как Петру, скажи и мне: \ "Почто сумнишься, маловере?! \ Мужайся и иди ко Мне!.."»
Весьма интересна подборка поэзии, которую составитель сборника, профессор Иван Чарота, назвал творчеством переломной эпохи. В неё вошёл период от Серебряного века и до последних советских лет. Северянин, Пастернак, Адамович, Есенин соседствуют здесь с Рубцовым, Тарковским, Олесей Николаевой. Есть даже стихи актрисы Наталии Варлей, которая, придя к вере, открыла в себе поэтический дар. На стыке эпох, когда ещё только забрезжила надежда на духовное возрождение России, она писала: «Судьбой богопослушной \ Внезапно обожгусь — \ Навеки озарюсь!.. \ И по-над куполами \ Спасительных церквей \ Таинственная Русь — Единственная Русь! \ Восстань! Воспрянь! Очнись! \ Стряхни с себя проклятье! \Озёрные глаза \ И луговое платье — \ Прекрасной и святой \ Пред миром всем \ Явись!»
Составитель сборника, профессор Иван Чарота, цитирует богослова ХХ века протоиерея Иоанна Мейндорфа, который считал, что культура и искусство являются мощными проводниками веры. Справедливость этих слов читатели почувствуют, открыв антологию духовной поэзии «Слово и дух».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Священник Павел Гумеров. «Три кита семейного счастья»

В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова значение слова «любовь» звучит так: «чувство самоотверженной привязанности». С такой трактовкой полностью согласен протоиерей Павел Гумеров, настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино, духовник центра «Православная семья», известный писатель и публицист. Одно из главных качеств любви — жертвенность, умение сострадать, уверен отец Павел. О настоящей любви, крепком браке и счастливой семейной жизни священник размышляет в своей книге «Три кита семейного счастья».
В 2012-м году этот сборник бесед стал лучшей книгой для молодёжи по версии Издательского Совета Московской Патриархии. Действительно, на её страницах отец Павел выбрал максимально понятный молодым читателям язык общения — открытый, доверительный и неформальный. Однако и тем, чьи юные лета уже миновали, кто давно состоит в браке, книга тоже будет интересна и полезна.
На каких же трёх китах, по мнению, автора, стоит семейное счастье? В его основе, считает священник Павел Гумеров, должны лежать, во-первых, любовь и правильное её понимание. Во-вторых — осознание целей и задач семейной жизни. И в-третьих — правильно выстроенная семейная иерархия. Что всё это значит, и как может воплощаться на практике, батюшка подробно объясняет в десяти главах своей небольшой книги.
Первая из них посвящена любви. Протоиерей Павел Гумеров, прежде всего, предостерегает читателей от подмены понятий. Часто в литературе и кинематографе, да и в жизни, под словом «любовь» подразумевается совсем иное — чувство влюблённости. Спору нет — оно прекрасно, соглашается автор. Однако есть у влюблённости другая сторона — рано или поздно она проходит. И в этот момент на смену ей должна прийти любовь. Она зиждется не на эмоциях и чувствах, и остаётся неизменной, независимо от того, пасмурно на дворе или светит солнце, бедны мы или богаты, молоды или стары. Только такая твёрдая решимость любить человека, сделав свой выбор раз и навсегда, поможет пронести любовь через всю жизнь. Так пламя влюблённости перейдёт в тихий, ровный огонь семейного очага.
Для тех, кто сделал этот важный шаг, прочно установить остальных «китов» в основание своего семейного счастья будет уже намного легче, считает автор. И помогает читателям решить, кто — жена или муж — должен быть «в доме хозяином». Подсказывает, как избежать семейных ссор и конфликтов. Собственным опытом семейной жизни, помимо прочего, он тоже делится на страницах книги «Три кита семейного счастья».
Возможность любить — это проявление в нас образа Божия, напоминает читателям протоиерей Павел Гумеров. Господь сотворил мир и человека именно из любви. Он Сам и есть Любовь. В семейной жизни людям даётся замечательный шанс проявить любовь, заложенную в них Богом, и обрести счастье.
Все выпуски программы Литературный навигатор