
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Тим., 278 зач., I, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В чём цель церковной проповеди? Верующие скажут — в спасении слушающих, неверующие решат, что она в одурманивании людей и манипуляции ими... Но что по этому поводу думал апостол Павел? Ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из первой главы его первого послания к Тимофею. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
Для апостола Павла вопрос о цели проповеди был совсем не праздным. Совершая первое миссионерское путешествие, он основал множество христианских общин. И как любого искреннего проповедника, его беспокоило духовное состояние людей, которые ему поверили. Причины для беспокойства были вполне серьёзными, ведь между учениками апостола были как бывшие иудеи, так и бывшие язычники. Первые, хоть и поверили, что Иисус, есть обещанный народу Мессия, имели свои собственные представления о законе. В свою очередь вторые наряду с принятием Христа могли сохранять остатки прежних представлений о богах, о мире и нравственном законе. И, конечно, совершенно не случайно, апостол упоминает некие басни, в которых можно видеть языческие истории о богах, а также говорит о бесконечных родословиях, что явно указывает на иудействующих.
Чтобы Ефесяни остались верны его преданию, Павел посылает к ним своего ученика Тимофея. Хотя сегодня может показаться, что христианство — это религия, которая строится на Писании, на самом деле важнейшую роль в нём играет живая преемственность свидетелей, которая восходит к самим апостолам. Впрочем, чтобы поддержать ученика своим личным авторитетом, Павел пишет ему письмо, в котором подчеркивает, что цель увещевания, с которым Тимофей будет обращаться к Ефесянам, это любовь от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры.
Как мы можем услышать, начинает апостол с самого главного — с любви. Цель всей пастырской заботы Тимофея, весь смысл окормления общины заключается для него в том, чтобы христиане любили друг друга. Собственно, это вполне соотносится со словами Спасителя о том, что главным признаком его учеников будет их любовь друг к другу. В то же время и для апостола, и для нас сегодня очевидно, что люди могут обозначать словом «любовь» самые разные явления. Например, некоторые этим словом называют чувство влюблённости, из-за которого уходят из семьи. Человек говорит: я полюбил другую и ничего не могу с собой поделать, и ему невдомёк, что это чувство имеет биологическую природу и довольно быстро проходит. Понимая опасность такого подхода, апостол Павел говорит, что любовь должна быть не только от чистого сердца, но также и от чистой совести. Она не должна приводить к разладу, к несчастью, не должна быть жестокой, потребительской. Христианская любовь не может противоречить заповедям и ведёт к миру между людьми, к ощущению благодатного успокоения совести. Но от чего зависит само свидетельство совести и какие заповеди выбрать? Ведь их достаточно много было и у язычников: у римлян, греков... И что посчитать за точку отсчёта? Какой источник, какое содержание положить в основу совестного свидетельства? Для апостола очевидно, что речь идёт о глубоких, серьёзных, вдумчивых и личных отношениях с Богом Библии, на основе которых можно жить нравственной жизнью и стремиться к подлинной любви. Обратившись к сегодняшнему чтению, мы видим иерархию, которую выстраивает апостол, и понимаем, что именно по ней нам стоит выстраивать и свою собственную жизнь: стремиться к чистосердечной любви, которая невозможна без чистой совести и искренней веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера»

В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек пришел к вере благодаря музыке, а также о том, как могут быть связаны музыкальное творчество и духовная жизнь, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Марина Борисова и наш гость — клирик Никольского храма поселка Володарский Московской области священник Максим Гортинский.
Все выпуски программы Светлые истории