
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.
Глава 1.
18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Глава 2.
8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Публикация книги Генрика Сенкевича «Камо грядеши» стала для конца девятнадцатого века настоящим событием. Читатели впервые получили в свои руки произведение, внутри которого очень романтичная линия сюжета помещена в исторический контекст раннехристианской Церкви. На публику роман Сенкевича произвёл огромное впечатление, он был переведён на множество языков, отмечен Нобелевской премией. В нашу эпоху «Камо грядеши» несколько раз экранизировали.
У произведения Сенкевича есть множество достоинств, но есть, впрочем, и один существенный недостаток. Состоит он в стремлении идеализировать ранний период церковной истории, представить древних христиан практически как ангелов, спустившихся с небес. На самом же деле, внутренняя жизнь Церкви никогда не была беспроблемной — то тут, то там возникали споры и нестроения. Причиной их являлись, в первую очередь, человеческие страсти и пороки. В частности, находились деятели, жаждавшие власти. Проявляли себя и мошенники, не желавшие трудиться, а питаться даром за счёт пожертвований простых людей. Были и те, кто пытался вести двойную жизнь, совмещая веру во Христа с прежними языческими обычаями.
В прозвучавшем чтении из первого послания апостола Павла к Тимофею мы видим, как опытный Павел утешает и наставляет своего ученика — молодого Тимофея — ставшего епископом в неспокойном Эфесе. Тимофею было крайне непросто осуществлять служение. Кто-то считал его слишком молодым, кому-то не нравилось происхождение святого (он был евреем- полукровкой). Однако благодаря мудрым советам Павла и собственному стремлению искренно служить Церкви молодой епископ приобрёл необходимый авторитет, стал мудрым и отзывчивым наставником для народа.
Благодаря Тимофею в Эфесской церкви установился мир, а местные христиане из язычников оставили прежние обычаи. Мужчины перестали, например, отращивать волосы, делая женоподобные прически. Они также отказались от, так сказать, светской жизни, стали примерными семьянинами, принялись заботиться о жёнах и детях. Христианки из числа бывших язычниц перестали носить вызывающие платья, вести себя скандально, препираясь публично с мужьями.
В христианской среде Эфеса прекратились случаи оставления детей. Тимофей вслед за Павлом, призвав христианок познать радость чадородия, усердно напоминал им и об обязанности воспитывать детей, прививать им веру и добрую совесть. Глупо считать, что можно спастись, просто рожая как можно больше детей. Каждое дитя нужно должным образом воспитать и привести к вере. Не просто к соблюдению обрядов и традиций, а к готовности сделать заповеди Божии основанием жизни.
Послание апостола Павла к Тимофею — чрезвычайно полезный и поучительный текст. Благодаря ему рушатся иллюзии о прошлом — о том, что когда-то Церковь представляла собой Царство Небесное на земле. Во все времена, даже в эпоху первого поколения христиан, имелись самые разные трудности и проблемы. Быть христианином всегда было непросто. Но чему действительно стоит поучиться у наших предшественников — многие из них искренне искали правду Божию, стремились не к земному комфорту, а прежде всего к исполнению заповедей Господних, не боялись быть белыми воронами в глазах языческого или иудейского окружения, помня, что важным для христиан является не суд человеческий, а только суд Божий.
Данная мысль не должна внушать страх. Ведь Господь не безжалостный прокурор. Он — любящий Отец, готовый простить нам ошибки, промахи, просчёты. Но не без нашего участия. А только в том случае, если мы сами будем стремиться стать лучше, приблизиться к святости Христовой, состоящей в непрестанном желании любовь, живущую внутри сердца, проявить вовне. Так, чтобы благодать Божия через нас коснулась тех, кто находится рядом, согрела и утешила их.
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.