1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.
Глава 1.
18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Глава 2.
8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Публикация книги Генрика Сенкевича «Камо грядеши» стала для конца девятнадцатого века настоящим событием. Читатели впервые получили в свои руки произведение, внутри которого очень романтичная линия сюжета помещена в исторический контекст раннехристианской Церкви. На публику роман Сенкевича произвёл огромное впечатление, он был переведён на множество языков, отмечен Нобелевской премией. В нашу эпоху «Камо грядеши» несколько раз экранизировали.
У произведения Сенкевича есть множество достоинств, но есть, впрочем, и один существенный недостаток. Состоит он в стремлении идеализировать ранний период церковной истории, представить древних христиан практически как ангелов, спустившихся с небес. На самом же деле, внутренняя жизнь Церкви никогда не была беспроблемной — то тут, то там возникали споры и нестроения. Причиной их являлись, в первую очередь, человеческие страсти и пороки. В частности, находились деятели, жаждавшие власти. Проявляли себя и мошенники, не желавшие трудиться, а питаться даром за счёт пожертвований простых людей. Были и те, кто пытался вести двойную жизнь, совмещая веру во Христа с прежними языческими обычаями.
В прозвучавшем чтении из первого послания апостола Павла к Тимофею мы видим, как опытный Павел утешает и наставляет своего ученика — молодого Тимофея — ставшего епископом в неспокойном Эфесе. Тимофею было крайне непросто осуществлять служение. Кто-то считал его слишком молодым, кому-то не нравилось происхождение святого (он был евреем- полукровкой). Однако благодаря мудрым советам Павла и собственному стремлению искренно служить Церкви молодой епископ приобрёл необходимый авторитет, стал мудрым и отзывчивым наставником для народа.
Благодаря Тимофею в Эфесской церкви установился мир, а местные христиане из язычников оставили прежние обычаи. Мужчины перестали, например, отращивать волосы, делая женоподобные прически. Они также отказались от, так сказать, светской жизни, стали примерными семьянинами, принялись заботиться о жёнах и детях. Христианки из числа бывших язычниц перестали носить вызывающие платья, вести себя скандально, препираясь публично с мужьями.
В христианской среде Эфеса прекратились случаи оставления детей. Тимофей вслед за Павлом, призвав христианок познать радость чадородия, усердно напоминал им и об обязанности воспитывать детей, прививать им веру и добрую совесть. Глупо считать, что можно спастись, просто рожая как можно больше детей. Каждое дитя нужно должным образом воспитать и привести к вере. Не просто к соблюдению обрядов и традиций, а к готовности сделать заповеди Божии основанием жизни.
Послание апостола Павла к Тимофею — чрезвычайно полезный и поучительный текст. Благодаря ему рушатся иллюзии о прошлом — о том, что когда-то Церковь представляла собой Царство Небесное на земле. Во все времена, даже в эпоху первого поколения христиан, имелись самые разные трудности и проблемы. Быть христианином всегда было непросто. Но чему действительно стоит поучиться у наших предшественников — многие из них искренне искали правду Божию, стремились не к земному комфорту, а прежде всего к исполнению заповедей Господних, не боялись быть белыми воронами в глазах языческого или иудейского окружения, помня, что важным для христиан является не суд человеческий, а только суд Божий.
Данная мысль не должна внушать страх. Ведь Господь не безжалостный прокурор. Он — любящий Отец, готовый простить нам ошибки, промахи, просчёты. Но не без нашего участия. А только в том случае, если мы сами будем стремиться стать лучше, приблизиться к святости Христовой, состоящей в непрестанном желании любовь, живущую внутри сердца, проявить вовне. Так, чтобы благодать Божия через нас коснулась тех, кто находится рядом, согрела и утешила их.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер