1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.
Глава 1.
18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Глава 2.
8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Публикация книги Генрика Сенкевича «Камо грядеши» стала для конца девятнадцатого века настоящим событием. Читатели впервые получили в свои руки произведение, внутри которого очень романтичная линия сюжета помещена в исторический контекст раннехристианской Церкви. На публику роман Сенкевича произвёл огромное впечатление, он был переведён на множество языков, отмечен Нобелевской премией. В нашу эпоху «Камо грядеши» несколько раз экранизировали.
У произведения Сенкевича есть множество достоинств, но есть, впрочем, и один существенный недостаток. Состоит он в стремлении идеализировать ранний период церковной истории, представить древних христиан практически как ангелов, спустившихся с небес. На самом же деле, внутренняя жизнь Церкви никогда не была беспроблемной — то тут, то там возникали споры и нестроения. Причиной их являлись, в первую очередь, человеческие страсти и пороки. В частности, находились деятели, жаждавшие власти. Проявляли себя и мошенники, не желавшие трудиться, а питаться даром за счёт пожертвований простых людей. Были и те, кто пытался вести двойную жизнь, совмещая веру во Христа с прежними языческими обычаями.
В прозвучавшем чтении из первого послания апостола Павла к Тимофею мы видим, как опытный Павел утешает и наставляет своего ученика — молодого Тимофея — ставшего епископом в неспокойном Эфесе. Тимофею было крайне непросто осуществлять служение. Кто-то считал его слишком молодым, кому-то не нравилось происхождение святого (он был евреем- полукровкой). Однако благодаря мудрым советам Павла и собственному стремлению искренно служить Церкви молодой епископ приобрёл необходимый авторитет, стал мудрым и отзывчивым наставником для народа.
Благодаря Тимофею в Эфесской церкви установился мир, а местные христиане из язычников оставили прежние обычаи. Мужчины перестали, например, отращивать волосы, делая женоподобные прически. Они также отказались от, так сказать, светской жизни, стали примерными семьянинами, принялись заботиться о жёнах и детях. Христианки из числа бывших язычниц перестали носить вызывающие платья, вести себя скандально, препираясь публично с мужьями.
В христианской среде Эфеса прекратились случаи оставления детей. Тимофей вслед за Павлом, призвав христианок познать радость чадородия, усердно напоминал им и об обязанности воспитывать детей, прививать им веру и добрую совесть. Глупо считать, что можно спастись, просто рожая как можно больше детей. Каждое дитя нужно должным образом воспитать и привести к вере. Не просто к соблюдению обрядов и традиций, а к готовности сделать заповеди Божии основанием жизни.
Послание апостола Павла к Тимофею — чрезвычайно полезный и поучительный текст. Благодаря ему рушатся иллюзии о прошлом — о том, что когда-то Церковь представляла собой Царство Небесное на земле. Во все времена, даже в эпоху первого поколения христиан, имелись самые разные трудности и проблемы. Быть христианином всегда было непросто. Но чему действительно стоит поучиться у наших предшественников — многие из них искренне искали правду Божию, стремились не к земному комфорту, а прежде всего к исполнению заповедей Господних, не боялись быть белыми воронами в глазах языческого или иудейского окружения, помня, что важным для христиан является не суд человеческий, а только суд Божий.
Данная мысль не должна внушать страх. Ведь Господь не безжалостный прокурор. Он — любящий Отец, готовый простить нам ошибки, промахи, просчёты. Но не без нашего участия. А только в том случае, если мы сами будем стремиться стать лучше, приблизиться к святости Христовой, состоящей в непрестанном желании любовь, живущую внутри сердца, проявить вовне. Так, чтобы благодать Божия через нас коснулась тех, кто находится рядом, согрела и утешила их.
29 марта. О пророчествах о Христе
В 7-й главе Книги пророка Исайи есть слова: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил».
О пророчествах о Христе, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
29 марта. О духовном смысле Соборования
Сегодня 29 марта. Великий пост. В храмах Великим постом проводится Таинство Соборования.
О его духовном смысле, — священник Алексий Дудин.
Книга епископа Александра Милеанта «Курская Коренная икона Божией Матери»
Летопись Курской Коренной иконы Божией Матери охватывает больше семи веков. Факты, связанные с историей древней святыни, бережно собрал и записал во второй половине двадцатого столетия епископ Русской православной церкви заграницей Александр Милеант.
Святитель вырос в семье русских эмигрантов. Его детство прошло в Праге и в Риме, а юность — в столице Аргентины, Буэнос-Айросе. Но где бы Александр ни находился, он хранил в сердце православную веру. Будущий епископ исправно посещал богослужения. Любимым чтением для юноши были труды святых отцов.
В 1965 году двадцатипятилетний Александр Милеант поступил в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, в США, и вскоре принял сан дьякона. Семинарию в то время возглавлял епископ Аверкий Таушев. Будучи членом Архиерейского синода зарубежной церкви, святитель Аверкий многие годы хранил Курскую Коренную икону Божией Матери. Он поведал молодому дьякону о том, как после революции 1917 года святыня разделила участь русских беженцев, как Пресвятая Богородица хранила и защищала изгнанников. Сведения, полученные из первых рук, вдохновили Александра Милеанта писать книгу. Итогом его многолетнего труда стал сборник из двенадцати глав, который так и называется — «Курская Коренная икона Божией Матери».
В книге епископа Александра Милеанта можно прочесть о чудесном обретении святыни в лесу под Курском в 1295 году. В ней повествуется о том, как Божия Матерь по молитвам перед Её чудотворным образом не раз помогала русским воинам в защите родных рубежей. Подробно описал автор и долгий путь святыни по Европе, проделанный вместе с русскими эмигрантами. Епископ Александр рассказал также, как чтимая святыня посещала православные общины в Австралии, Чили, Аргентине и Бразилии. Книга включает в себя события вплоть до 1993 года.
Святитель Александр Милеант в своей книге «Курская Коренная икона Божией Матери» называет древний образ «Знамение» символом единства русских людей — и в России, и за рубежом.
Все выпуски программы Небесная Заступница