1 Тим., 285 зач., IV, 9-15.
Глава 4.
9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11 Проповедуй сие и учи.
12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В современной Русской Православной Церкви установилась традиция ношения священниками поверх одежд особых крестов довольно крупного размера, такие кресты называются наперсными, это название происходит от славянского слова «перси», то есть грудь. Священнические кресты в нашей Церкви могут быть трёх типов: восьмиконечные серебряного цвета, четырёхконечные золотого цвета и так называемые кресты «с украшением», они тоже, как правило, четырёхконечные, но они украшаются драгоценными или не очень камнями, а также подвесками. То, какой из этих трёх видов крестов носит священник, зависит от лет, проведённых им в священном сане. При рукоположении даётся простой крест серебряного цвета, через какое-то время — «золотой», а после него и «с украшениями». Ещё существующая в наше время традиция требует, чтобы на обратной стороне первых двух типов священнических крестов была сделана гравировка с цитатой из этого отрывка Послания апостола Павла к Тимофею: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Таково наставление не только апостола к его ученику, но и Церкви к её священникам. Правда, на кресте золотого цвета эта фраза немного видоизменена, она звучит как «Пастырю, который является образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Предполагается, что священник, удостоенный права ношения такого креста, уже в полной мере сформировался как служитель алтаря и является примером для всех тех, с кем ему доводится общаться. Конечно, никто из священников не думает о себе как о достигшем призыва апостола Павла, скорее, такая надпись является укором и не может не тревожить совесть, а вместе с этим она не может не возводить ум к смыслу написанного апостолом. Но раз Церковь отнесла эти апостольские слова к священникам, значит, они могут быть отнесены и ко всем другим христианам, ведь не только священники призваны к тому, чтобы являться примером для других людей, к тому же самому Господом Иисусом Христом призван всякий сознательный взрослый христианин. Как минимум, таковым каждый христианин должен быть для своих детей.
Апостол требует от Тимофея быть образцом. Очевидно, что образцы бывают разные, а потому Павел уточняет то, что он имеет в виду, и перечисляет, в чём именно Тимофей должен быть образцом. Начинает Павел со слова. То есть, Тимофей призван внимательно следить за тем, что и как он говорит, он должен постоянно проверять самого себя на соответствие его слов словам евангельского благовестия, ведь Господь наш Иисус Христос ни при каких обстоятельствах не произносил слов ради самих слов, всё, что Он говорил, имело смысл, а ещё в Его словах никогда не было злобы. Это последнее, пожалуй, самое важное, чему можно и должно научиться, а научившись начать быть образцом для окружающих.
Далее апостол Павел пишет о житии. Слова могут быть прекрасны, но они имеют силу только тогда, когда подтверждены соответствующей жизнью. Словами можно замаскировать что угодно, тогда как жизнь маскировке не поддаётся, особенно в том случае, если речь идёт о семье. Ну а христианская община и должна быть семьёй.
После этого апостол пишет об образце любви, духа, веры и чистоты. Эти качества имеют неразрывную связь друг с другом: чистота мыслей и жизни обусловлена верой, а любовь — дар Святого Духа, носитель которого не может не обладать верой и чистотой.
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час