
1 Тим., 285 зач., IV, 9-15.
Глава 4.
9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11 Проповедуй сие и учи.
12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В современной Русской Православной Церкви установилась традиция ношения священниками поверх одежд особых крестов довольно крупного размера, такие кресты называются наперсными, это название происходит от славянского слова «перси», то есть грудь. Священнические кресты в нашей Церкви могут быть трёх типов: восьмиконечные серебряного цвета, четырёхконечные золотого цвета и так называемые кресты «с украшением», они тоже, как правило, четырёхконечные, но они украшаются драгоценными или не очень камнями, а также подвесками. То, какой из этих трёх видов крестов носит священник, зависит от лет, проведённых им в священном сане. При рукоположении даётся простой крест серебряного цвета, через какое-то время — «золотой», а после него и «с украшениями». Ещё существующая в наше время традиция требует, чтобы на обратной стороне первых двух типов священнических крестов была сделана гравировка с цитатой из этого отрывка Послания апостола Павла к Тимофею: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Таково наставление не только апостола к его ученику, но и Церкви к её священникам. Правда, на кресте золотого цвета эта фраза немного видоизменена, она звучит как «Пастырю, который является образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Предполагается, что священник, удостоенный права ношения такого креста, уже в полной мере сформировался как служитель алтаря и является примером для всех тех, с кем ему доводится общаться. Конечно, никто из священников не думает о себе как о достигшем призыва апостола Павла, скорее, такая надпись является укором и не может не тревожить совесть, а вместе с этим она не может не возводить ум к смыслу написанного апостолом. Но раз Церковь отнесла эти апостольские слова к священникам, значит, они могут быть отнесены и ко всем другим христианам, ведь не только священники призваны к тому, чтобы являться примером для других людей, к тому же самому Господом Иисусом Христом призван всякий сознательный взрослый христианин. Как минимум, таковым каждый христианин должен быть для своих детей.
Апостол требует от Тимофея быть образцом. Очевидно, что образцы бывают разные, а потому Павел уточняет то, что он имеет в виду, и перечисляет, в чём именно Тимофей должен быть образцом. Начинает Павел со слова. То есть, Тимофей призван внимательно следить за тем, что и как он говорит, он должен постоянно проверять самого себя на соответствие его слов словам евангельского благовестия, ведь Господь наш Иисус Христос ни при каких обстоятельствах не произносил слов ради самих слов, всё, что Он говорил, имело смысл, а ещё в Его словах никогда не было злобы. Это последнее, пожалуй, самое важное, чему можно и должно научиться, а научившись начать быть образцом для окружающих.
Далее апостол Павел пишет о житии. Слова могут быть прекрасны, но они имеют силу только тогда, когда подтверждены соответствующей жизнью. Словами можно замаскировать что угодно, тогда как жизнь маскировке не поддаётся, особенно в том случае, если речь идёт о семье. Ну а христианская община и должна быть семьёй.
После этого апостол пишет об образце любви, духа, веры и чистоты. Эти качества имеют неразрывную связь друг с другом: чистота мыслей и жизни обусловлена верой, а любовь — дар Святого Духа, носитель которого не может не обладать верой и чистотой.
Харьковский институт благородных девиц

Фото: cottonbro studio / Pexels
Институты благородных девиц — закрытые учебные заведения для дочерей дворян — стали важной страницей истории женского образования в России. Первый, Смольный институт благородных девиц, был открыт в Санкт-Петербурге в 1764 году по указу императрицы Екатерины II. Располагался он на месте, где когда-то находились склады для хранения смолы. Отсюда и название — Смольный. Государыня хотела, чтобы новое учебное заведение способствовало воспитанию и образованию будущих матерей и членов общества. Так женские институты, подобные Смольному, стали появляться по всей стране.
В 1812 году институт благородных девиц был открыт и на юге Российской империи в городе Харьков по инициативе местного дворянского благотворительного общества. Его участники хотели создать учебное заведение для девочек из бедных дворянских семей, лишённых возможности получить хорошее образование. В институте девушек учили рукоделию и готовили к преподавательской деятельности для обучения детей.
Уже в 1818 году под своё покровительство институт взяла императрица Мария Фёдоровна — мать императора Александра I. Так из частного учреждение стало государственным. В 1829 году у института, до этого скитавшегося по разным помещениям, наконец появилось свое здание в центре города на Сумской улице. Деньги на строительство нового помещения пожертвовала сама императрица и благотворители.
В стенах учебного заведения девочки жили в течение девяти лет, возвращаясь к родным только на время каникул. Они изучали грамматику, историю, Закон Божий, иностранные языки, музыку, учились рукоделию и танцам. Лучшие ученицы получали стипендию от членов монаршей фамилии.
Так, для многих девушек из обедневших семей институт стал шансом для получения достойного образования, позволил зарабатывать на жизнь в качестве гувернанток.
Накануне революции в институте училось более двухсот девушек. После 1917 года Харьковский институт благородных девиц продолжил своё существование в эмиграции в городе Нови Бечей Королевства Сербов, хорватов и словенцев. В стенах института девушки из семей русских эмигрантов получали отечественное образование и изучали культуру родной страны, от которой оказались оторваны.
В 1930 году Харьковский институт был объединён с Донским институтом, тоже находившимся в эмиграции. Новый «Русский девичий институт имени императрицы Марии Фёдоровны» просуществовал до 1943 года, дав национальное образование многим русским эмигранткам.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 126. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Люди во все времена были существами амбициозными. Можно вспомнить их поведение в раю, строительство Вавилонской башни и многое другое. Однако далеко не всё задуманное исполняется — и крах планов и надежд приводит к печали, унынию и даже депрессии, ведь все силы оказываются потрачены напрасно. Христиане, конечно, тоже имеют амбиции, строят планы и стремятся к целям... И всё же в том, как именно они это делают, должен быть виден христианский подход, который позволяет правильно воспринять и достижение цели, и крах надежды... О том, что это за подход, говорится в 126-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 126.
Песнь восхождения. Соломона.
1 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он даёт сон.
3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
Современному человеку иногда может показаться, что он трудится больше, чем человек прошлого. Появилось столько всего, чем человек раньше не занимался, и может показаться, что жизнь раньше была проще. Спорить с тем, что появились новые профессии, новые нужды и новый уровень формализма и бюрократии, сложно, всё действительно так. Но как вспомнишь, сколько за нас сегодня делают машины, — понимаешь, что люди просто больше времени тратили на другое, на более простые вещи, которые за нас сегодня делает техника. Однако! Чего сегодня бесспорно больше, так это переживаний. Люди переживают буквально за всё. Начинают с того, что трясутся за оценки в школе, потом за поступление в университет, колледж или работу, переживают за внешний вид, за успешность — можно перечислять бесконечно. Но что же изменилось? Почему у нас так повысился уровень тревоги? Думаю, ответ на самом деле прост: в нас стало меньше веры в Бога. Отчасти мы попытались заменить Его наукой и техникой, которые кажутся нам более гарантированными и внутренне понятными. Но до конца они нас не успокоили... Да и сфер, в которых они не могут ничего гарантировать, очень много.
Псалом, который мы услышали, начинается с утверждения, которое давно забытого многими современными людьми, но было хорошо знакомо нашим верующим предкам: если Господь не создаст дома, напрасно трудится строитель, и, если Господь не сохранит города, напрасно бодрствует страж. Иными словами, вместе с нами и даже помимо нас в этом мире действует Господь. И тому, кто работает и предпринимает усилия, стоит об этом помнить и доверять Ему.
Любой священник знает, какое количество людей приходит в храм с уже готовыми и обдуманными просьбами. «Мне надо поступить именно в этот вуз, мне нужна именно эта работа, мне нужен именно такой супруг, я хочу развивать именно этот бизнес», — говорят они. Естественно, всё это не ограничивается словами. Люди очень много работают над достижением целей, порой затрачивая неимоверные ресурсы, например, часами просиживая за подготовкой к экзаменам. А потом приходят и спрашивают, почему всё сложилось не так, как мы планировали? Почему я не поступил? Почему у меня нет мужа или жены? Почему бизнес не сложился? Претензии, претензии, претензии, вместо доверия. В отличие от современного мира, премудрый Соломон, автор прозвучавшего 126-го псалма, учит нас видеть руку Божию в том, что происходит и в том, чего не происходит. Конечно, Господь не строит дом вместе со строителем и не сдаёт экзамены вместе с будущим студентом буквально, но Своим промыслом либо поддерживает его намерение, либо оставляет действовать самому.
Что это значит на практике и как доверие меняет наше поведение? Очень просто. Со своей стороны мы призваны делать всё от нас зависящее, учить, сдавать экзамены, если речь о поступлении, общаться с будущим супругом или супругой, если речь идёт о построении семьи... но результаты доверять Богу.
Псалом 126. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 126. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 126. На струнах Псалтири
1 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.
4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.