1 Тим., 285 зач., IV, 9-15.
Глава 4.
9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11 Проповедуй сие и учи.
12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В современной Русской Православной Церкви установилась традиция ношения священниками поверх одежд особых крестов довольно крупного размера, такие кресты называются наперсными, это название происходит от славянского слова «перси», то есть грудь. Священнические кресты в нашей Церкви могут быть трёх типов: восьмиконечные серебряного цвета, четырёхконечные золотого цвета и так называемые кресты «с украшением», они тоже, как правило, четырёхконечные, но они украшаются драгоценными или не очень камнями, а также подвесками. То, какой из этих трёх видов крестов носит священник, зависит от лет, проведённых им в священном сане. При рукоположении даётся простой крест серебряного цвета, через какое-то время — «золотой», а после него и «с украшениями». Ещё существующая в наше время традиция требует, чтобы на обратной стороне первых двух типов священнических крестов была сделана гравировка с цитатой из этого отрывка Послания апостола Павла к Тимофею: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Таково наставление не только апостола к его ученику, но и Церкви к её священникам. Правда, на кресте золотого цвета эта фраза немного видоизменена, она звучит как «Пастырю, который является образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Предполагается, что священник, удостоенный права ношения такого креста, уже в полной мере сформировался как служитель алтаря и является примером для всех тех, с кем ему доводится общаться. Конечно, никто из священников не думает о себе как о достигшем призыва апостола Павла, скорее, такая надпись является укором и не может не тревожить совесть, а вместе с этим она не может не возводить ум к смыслу написанного апостолом. Но раз Церковь отнесла эти апостольские слова к священникам, значит, они могут быть отнесены и ко всем другим христианам, ведь не только священники призваны к тому, чтобы являться примером для других людей, к тому же самому Господом Иисусом Христом призван всякий сознательный взрослый христианин. Как минимум, таковым каждый христианин должен быть для своих детей.
Апостол требует от Тимофея быть образцом. Очевидно, что образцы бывают разные, а потому Павел уточняет то, что он имеет в виду, и перечисляет, в чём именно Тимофей должен быть образцом. Начинает Павел со слова. То есть, Тимофей призван внимательно следить за тем, что и как он говорит, он должен постоянно проверять самого себя на соответствие его слов словам евангельского благовестия, ведь Господь наш Иисус Христос ни при каких обстоятельствах не произносил слов ради самих слов, всё, что Он говорил, имело смысл, а ещё в Его словах никогда не было злобы. Это последнее, пожалуй, самое важное, чему можно и должно научиться, а научившись начать быть образцом для окружающих.
Далее апостол Павел пишет о житии. Слова могут быть прекрасны, но они имеют силу только тогда, когда подтверждены соответствующей жизнью. Словами можно замаскировать что угодно, тогда как жизнь маскировке не поддаётся, особенно в том случае, если речь идёт о семье. Ну а христианская община и должна быть семьёй.
После этого апостол пишет об образце любви, духа, веры и чистоты. Эти качества имеют неразрывную связь друг с другом: чистота мыслей и жизни обусловлена верой, а любовь — дар Святого Духа, носитель которого не может не обладать верой и чистотой.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.