
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Тим., 287 зач., V, 22 — VI, 11.
Глава 5.
22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
Глава 6.
1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел наставляет Тимофея в том, как ему устроить христианскую жизнь Ефесской общины. Апостол уже писал ученику о том, как быть с вдовами, как поддерживать пресвитеров, которые всё время тратят на проповедь и учение... Как кажется, во всём этом апостол рассчитывает на прямые и откровенные отношения христиан друг к другу.
Впрочем, как очевидно, из сегодняшнего чтения, ответственность Тимофея всё же носит особенный характер. Он не просто решает частные вопросы, но рукополагает священников, которые будут его помощниками и сотрудниками. В этой ситуации он должен был быть очень внимательным, потому что нес ответственность в том числе и за их поступки. Более того, всё усложняется тем, что есть явные грешники и есть те, кто открываются впоследствии. То же самое можно сказать и о праведниках.
Что же делать, если добрые и злые намерения людей, с которыми мы можем быть связаны, могут открыться позже? Кажется, есть два пути — либо как можно меньше сотрудничать с людьми, чтобы не быть ни за что в ответе, либо махнуть рукой и не считать это зоной своей ответственности. Апостол выбирает средний путь. Он просит ученика быть внимательным и не торопиться, но самое главное — стараться сохранить собственную чистоту. Связь с человеком нередко заставляет людей не просто сопереживать ему в его сложностях, но и становиться его сообщником. Зная это, апостол пишет: храни себя чистым. Почему это важно?
Может показаться, что дело в боязни услышать обвинения в собственный адрес. Отчасти это верно. Человек, на которого может, как это говорят, падать тень от сотрудничества с тем, кого обвиняют, должен иметь возможность доказать свою невиновность. Но дело не только в этом. Помню как-то знакомый преподаватель вуза рассказывал мне историю, которая с ним произошла. Он был молод и ему предложили деньги за оценку. Предложивший, к слову сказать, был его коллегой и уверял, что так делают все, это общая практика и если он откажется, то о нем пойдет дурная слава... Абсурдность этой ситуации поражает, ведь единственное, что о нем на самом деле можно было бы сказать, что он честный и принципиальный. И всё же, усомнившись в том, что это общепринятая практика, он обратился к другому коллеге и тот высказался по этому поводу вполне однозначно и принципиально, оценив предполагаемый поступок как серьезный грех. Услышав его слова, мой знакомый, который уже сомневался в том, как правильно поступить, совершенно окреп в своем намерении и поступил честно, согласно с правилами. Эта история была для меня очень поучительной, потому что я еще раз увидел, что ценность честной и праведной жизни очень высока, потому что, увидев христианскую позицию другого, человек, который собрался совершить грех, может остановиться и задуматься. Даже тот, кто давно для себя всё решил, кто поверил, что все грешат и это вполне естественно для падшего мира, могут увидеть добрый пример и устремиться к чистой и праведной жизни.
Деяния святых апостолов

Деян., 39 зач., XVII, 1-15.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
У любой профессии всегда есть «обратная сторона». Иногда её ещё называют «профессиональной деформацией». Задумывались ли вы, опасность какой именно «профдеформации» есть у... священнослужителей? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем отрывок из 17-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 17.
1 Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.
2 Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
3 открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам.
4 И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало.
5 Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу.
6 Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда,
7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
8 И встревожили народ и городских начальников, слушавших это.
9 Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их.
10 Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
13 Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.
14 Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там.
15 Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
Чтобы понять, как связан прозвучавший выше вопрос о профдеформации священника и отрывок из книги Деяний — надо... посмотреть греческий текст. И здесь, во 2-м стихе, мы встретим очень интересное слово — а именно глагол διαλογίζεσθαι — переведённый на русский как «говорить» — а вот в церковнославянском тексте иначе: апостол «стяжашеся с ними от писаний». Согласитесь, всё же есть разница — «говорить» или «стяжаться», то есть быть в ситуации «тяни — толкай», своего рода «смыслового спаринга» между противостоящими сторонами.
Вот мы и подошли к нашему вопросу о профдеформации. Апостол Павел сегодня предлагает нам прекрасный мастер-класс, как избежать профдеформации для тех, кто постоянно научает других и очень быстро может «забронзоветь» в собственной «истинности». Ещё бы: когда ты вещаешь с амвона, из современных средств коммуникации — без обратной связи! — легко поверить в очень высокий уровень твоей убедительности. А заговори с живым человеком и расскажи ровно то же самое — удивишься, насколько, оказывается, всё вовсе не настолько самоочевидно.
Целых три субботы, находясь в Фессалоникской синагоге, апостол Павел — как новоявленный Сократ — в постоянном диалоге, споре, доказательстве, апеллировании к библейским историям и пророчествам — показывал истинность христианского учения. Он не «пришпиливал» слушателей своим авторитетом, не «давил» их объёмом своих знаний — но приглашал к уважительному диалогу, внимательно слушая высказывания другой стороны. И результат такой проповеди был настолько ярким, что тотчас поднялась волна возмущения со стороны тех, кто сильно испугался наметившегося радикального разворота по отношению к новой вере.
Сегодня, при всей доступности средств коммуникации и тотальном избытке любой информации, ценность — даже хочется сказать, роскошь живого, ничем цифровым не обусловленного, человеческого общения стала очень и очень высокой. Мне кажется, если мы не научим наших детей именно такому, не декларативному, не «заявительному», а вдумчивому, содержательному, уважительному разговору — мы можем лишить их самой возможности однажды распознать красоту истины. Так что, дорогие друзья, давайте подумаем, как можно было бы сегодня помочь молодому поколению не окончательно потонуть в виртуальных мирах — а полюбить настоящее, живое общение друг с другом!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Иноземцы в русской армии до Петра I». Александр Малов

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук, руководитель научного центра истории казачества при Московском государственном университете технологий и управления имени К.Г. Разумовского Александр Малов.
Разговор шел об иноземцах в русской армии в допетровскую эпоху, как они попадали на службу к русским государям и какое влияние оказывали на развитие военного дела в России.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Иноземцы в русской армии до Петра I». Александр Малов
- «Николай Гумилев и Первая Мировая война». Анастасия Чернова
- «Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Паломничества в современной России». Юрий Минулин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был руководитель направления религиозного туризма в Российском Союзе туриндустрии, руководитель паломнической службы «Радонеж» Юрий Минулин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, об интересных людях, повлиявших на этот путь, а также о том, как еще в советские годы он начинал организовывать экскурсии, связанные с религиозными темами, как создавались различные паломнические маршруты и как они развиваются и меняются сегодня.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья