Первое послание к Тимофею святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

* Поделиться
апостол павел

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629

1 Тим., 287 зач., V, 22 — VI, 11.

Глава 5.

22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.

23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.

25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.

Глава 6.

1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.

2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.

3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,

4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.

5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.

6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.

7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.

8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.

9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;

10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел наставляет Тимофея в том, как ему устроить христианскую жизнь Ефесской общины. Апостол уже писал ученику о том, как быть с вдовами, как поддерживать пресвитеров, которые всё время тратят на проповедь и учение... Как кажется, во всём этом апостол рассчитывает на прямые и откровенные отношения христиан друг к другу.

Впрочем, как очевидно, из сегодняшнего чтения, ответственность Тимофея всё же носит особенный характер. Он не просто решает частные вопросы, но рукополагает священников, которые будут его помощниками и сотрудниками. В этой ситуации он должен был быть очень внимательным, потому что нес ответственность в том числе и за их поступки. Более того, всё усложняется тем, что есть явные грешники и есть те, кто открываются впоследствии. То же самое можно сказать и о праведниках.

Что же делать, если добрые и злые намерения людей, с которыми мы можем быть связаны, могут открыться позже? Кажется, есть два пути — либо как можно меньше сотрудничать с людьми, чтобы не быть ни за что в ответе, либо махнуть рукой и не считать это зоной своей ответственности. Апостол выбирает средний путь. Он просит ученика быть внимательным и не торопиться, но самое главное — стараться сохранить собственную чистоту. Связь с человеком нередко заставляет людей не просто сопереживать ему в его сложностях, но и становиться его сообщником. Зная это, апостол пишет: храни себя чистым. Почему это важно?

Может показаться, что дело в боязни услышать обвинения в собственный адрес. Отчасти это верно. Человек, на которого может, как это говорят, падать тень от сотрудничества с тем, кого обвиняют, должен иметь возможность доказать свою невиновность. Но дело не только в этом. Помню как-то знакомый преподаватель вуза рассказывал мне историю, которая с ним произошла. Он был молод и ему предложили деньги за оценку. Предложивший, к слову сказать, был его коллегой и уверял, что так делают все, это общая практика и если он откажется, то о нем пойдет дурная слава... Абсурдность этой ситуации поражает, ведь единственное, что о нем на самом деле можно было бы сказать, что он честный и принципиальный. И всё же, усомнившись в том, что это общепринятая практика, он обратился к другому коллеге и тот высказался по этому поводу вполне однозначно и принципиально, оценив предполагаемый поступок как серьезный грех. Услышав его слова, мой знакомый, который уже сомневался в том, как правильно поступить, совершенно окреп в своем намерении и поступил честно, согласно с правилами. Эта история была для меня очень поучительной, потому что я еще раз увидел, что ценность честной и праведной жизни очень высока, потому что, увидев христианскую позицию другого, человек, который собрался совершить грех, может остановиться и задуматься. Даже тот, кто давно для себя всё решил, кто поверил, что все грешат и это вполне естественно для падшего мира, могут увидеть добрый пример и устремиться к чистой и праведной жизни.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем