Первое послание к Тимофею святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

1 Тим., 282 зач., II, 1-7.

Глава 2.

1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, 7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу,- учителем язычников в вере и истине.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол наставляет Тимофея, которого оставил в Ефесе для управления жизнью местной общины. Как и везде, у них были свои проблемы, с которыми Тимофей должен был разобраться. Среди прочих были явные споры и даже разделения, о которых апостол пишет довольно жестко. Первая глава заканчивается рассказом о двух бывших христианах, которые впали в богохульство и по слову апостола были преданы сатане. Читающий книгу увидит разделение на главы, а слушающий просто задумается, для чего говорить об окончании первой главы, если мы сегодня услышали начало второй. Но в том-то и дело, что в тексте самого апостола никакого разделения на главы не было, это явление достаточно позднее. И если обратиться к началу второй главы, понимая, что первая закончилась очень строгими словами, просьба апостола может показаться совершенно парадоксальной.

Обычно люди, которые не согласны друг с другом, спорят и даже ссорятся, а потом долгое время, может быть до извинений и исправления ситуации, не хотят друг о друге ничего слышать. В лучшем случае они хотят забыть другого и вычеркнуть его из жизни, а в худшем враждовать и соперничать в сферах, которые раньше были общими. Так происходит в бизнесе, когда ссорятся партнеры, в семьях, когда расходятся супруги. И, к сожалению, нельзя сказать, чтобы христиане вели себя в подобных конфликтах по-другому.

Что же мы видим в сегодняшнем чтении?

Упомянув двух богохульников, которые были отлучены им от Церкви, апостол уже в следующем предложении пишет: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков»... Конечно, можно сказать, что это новая тема, к которой обращается апостол, но все, кто виновен в тех или иных проблемах Ефесской общины, все, кого он так или иначе упоминает в первой главе... все они оказываются упомянуты в этой просьбе.

Причем, что примечательно, апостол говорит не просто молиться за всех, но употребляет четыре разных слова. Он говорит об усиленной мольбе, молитве, ходатайстве и благодарности. Не только за близких и друзей, не только за тех, кто с тобой согласен и поддерживает добрые отношений, но и за тех, кто далек и враждует против тебя... Он прямо просит молиться за всех людей.

Но как можно ходатайствовать и благодарить за врагов? За подлых и жестоких людей, которые мешают жить тихо и безмятежно «во всяком благочестии и чистоте» о чем и пишет апостол? Тем более мы привыкли, что ходатайство — это заступничество и желание блага. Зачем нам желать блага врагам? Если мы понимаем благо как победу и земной успех, то, конечно, никак. Но если мы посмотрим на эту ситуацию глазами верующих людей, мы поймем, что благо в данном случае — это исправление и примирение, это возвращение на истинный путь. И если у нас не получилось вернуть оппонентов к диалогу и дружбе, к кому же нам еще обращаться, если не к Богу? От кого же еще ждать помощи в том, чтобы все вразумились и перестали враждовать?

Продолжая смотреть на подобные ситуации через призму земных ценностей, мы не сможем расслышать апостола. Покиваем благочестиво и продолжим делать свое дело — враждовать до победного конца. Однако Бог хочет другого. Он желает, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. И мы, если только мы хотим творить Его волю в мире, должны стремиться к этому во всем, в мыслях, словах и делах.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем