
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Тим., 282 зач., II, 1-7.
Глава 2.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, 7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу,- учителем язычников в вере и истине.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол наставляет Тимофея, которого оставил в Ефесе для управления жизнью местной общины. Как и везде, у них были свои проблемы, с которыми Тимофей должен был разобраться. Среди прочих были явные споры и даже разделения, о которых апостол пишет довольно жестко. Первая глава заканчивается рассказом о двух бывших христианах, которые впали в богохульство и по слову апостола были преданы сатане. Читающий книгу увидит разделение на главы, а слушающий просто задумается, для чего говорить об окончании первой главы, если мы сегодня услышали начало второй. Но в том-то и дело, что в тексте самого апостола никакого разделения на главы не было, это явление достаточно позднее. И если обратиться к началу второй главы, понимая, что первая закончилась очень строгими словами, просьба апостола может показаться совершенно парадоксальной.
Обычно люди, которые не согласны друг с другом, спорят и даже ссорятся, а потом долгое время, может быть до извинений и исправления ситуации, не хотят друг о друге ничего слышать. В лучшем случае они хотят забыть другого и вычеркнуть его из жизни, а в худшем враждовать и соперничать в сферах, которые раньше были общими. Так происходит в бизнесе, когда ссорятся партнеры, в семьях, когда расходятся супруги. И, к сожалению, нельзя сказать, чтобы христиане вели себя в подобных конфликтах по-другому.
Что же мы видим в сегодняшнем чтении?
Упомянув двух богохульников, которые были отлучены им от Церкви, апостол уже в следующем предложении пишет: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков»... Конечно, можно сказать, что это новая тема, к которой обращается апостол, но все, кто виновен в тех или иных проблемах Ефесской общины, все, кого он так или иначе упоминает в первой главе... все они оказываются упомянуты в этой просьбе.
Причем, что примечательно, апостол говорит не просто молиться за всех, но употребляет четыре разных слова. Он говорит об усиленной мольбе, молитве, ходатайстве и благодарности. Не только за близких и друзей, не только за тех, кто с тобой согласен и поддерживает добрые отношений, но и за тех, кто далек и враждует против тебя... Он прямо просит молиться за всех людей.
Но как можно ходатайствовать и благодарить за врагов? За подлых и жестоких людей, которые мешают жить тихо и безмятежно «во всяком благочестии и чистоте» о чем и пишет апостол? Тем более мы привыкли, что ходатайство — это заступничество и желание блага. Зачем нам желать блага врагам? Если мы понимаем благо как победу и земной успех, то, конечно, никак. Но если мы посмотрим на эту ситуацию глазами верующих людей, мы поймем, что благо в данном случае — это исправление и примирение, это возвращение на истинный путь. И если у нас не получилось вернуть оппонентов к диалогу и дружбе, к кому же нам еще обращаться, если не к Богу? От кого же еще ждать помощи в том, чтобы все вразумились и перестали враждовать?
Продолжая смотреть на подобные ситуации через призму земных ценностей, мы не сможем расслышать апостола. Покиваем благочестиво и продолжим делать свое дело — враждовать до победного конца. Однако Бог хочет другого. Он желает, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. И мы, если только мы хотим творить Его волю в мире, должны стремиться к этому во всем, в мыслях, словах и делах.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер