
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Тим., 282 зач., II, 1-7.
Глава 2.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, 3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, 7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом,- истину говорю во Христе, не лгу,- учителем язычников в вере и истине.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол наставляет Тимофея, которого оставил в Ефесе для управления жизнью местной общины. Как и везде, у них были свои проблемы, с которыми Тимофей должен был разобраться. Среди прочих были явные споры и даже разделения, о которых апостол пишет довольно жестко. Первая глава заканчивается рассказом о двух бывших христианах, которые впали в богохульство и по слову апостола были преданы сатане. Читающий книгу увидит разделение на главы, а слушающий просто задумается, для чего говорить об окончании первой главы, если мы сегодня услышали начало второй. Но в том-то и дело, что в тексте самого апостола никакого разделения на главы не было, это явление достаточно позднее. И если обратиться к началу второй главы, понимая, что первая закончилась очень строгими словами, просьба апостола может показаться совершенно парадоксальной.
Обычно люди, которые не согласны друг с другом, спорят и даже ссорятся, а потом долгое время, может быть до извинений и исправления ситуации, не хотят друг о друге ничего слышать. В лучшем случае они хотят забыть другого и вычеркнуть его из жизни, а в худшем враждовать и соперничать в сферах, которые раньше были общими. Так происходит в бизнесе, когда ссорятся партнеры, в семьях, когда расходятся супруги. И, к сожалению, нельзя сказать, чтобы христиане вели себя в подобных конфликтах по-другому.
Что же мы видим в сегодняшнем чтении?
Упомянув двух богохульников, которые были отлучены им от Церкви, апостол уже в следующем предложении пишет: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков»... Конечно, можно сказать, что это новая тема, к которой обращается апостол, но все, кто виновен в тех или иных проблемах Ефесской общины, все, кого он так или иначе упоминает в первой главе... все они оказываются упомянуты в этой просьбе.
Причем, что примечательно, апостол говорит не просто молиться за всех, но употребляет четыре разных слова. Он говорит об усиленной мольбе, молитве, ходатайстве и благодарности. Не только за близких и друзей, не только за тех, кто с тобой согласен и поддерживает добрые отношений, но и за тех, кто далек и враждует против тебя... Он прямо просит молиться за всех людей.
Но как можно ходатайствовать и благодарить за врагов? За подлых и жестоких людей, которые мешают жить тихо и безмятежно «во всяком благочестии и чистоте» о чем и пишет апостол? Тем более мы привыкли, что ходатайство — это заступничество и желание блага. Зачем нам желать блага врагам? Если мы понимаем благо как победу и земной успех, то, конечно, никак. Но если мы посмотрим на эту ситуацию глазами верующих людей, мы поймем, что благо в данном случае — это исправление и примирение, это возвращение на истинный путь. И если у нас не получилось вернуть оппонентов к диалогу и дружбе, к кому же нам еще обращаться, если не к Богу? От кого же еще ждать помощи в том, чтобы все вразумились и перестали враждовать?
Продолжая смотреть на подобные ситуации через призму земных ценностей, мы не сможем расслышать апостола. Покиваем благочестиво и продолжим делать свое дело — враждовать до победного конца. Однако Бог хочет другого. Он желает, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. И мы, если только мы хотим творить Его волю в мире, должны стремиться к этому во всем, в мыслях, словах и делах.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер