1 Кор., 165 зач., XVI, 4-12.
Глава 16.
4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.
5 Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию.
6 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.
7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.
8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, 9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.
10 Если же придет к вам Тимофей, смотри́те, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я.
11 Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.
12 А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно.
В сегодняшнем чтении мы читаем о том, как апостол Павел обращается к Коринфянам и рассказывает о своих планах. О том, куда он и когда собирается прийти, сколько времени собирается провести в тех или иных городах, какие и с кем у него будут встречи. Оно может показаться совершенно бессодержательным в богословском плане, хотя на самом деле этот текст очень интересен, потому что он показывает какой должны быть обыденная жизнь христианина и как он должен воспринимать свою деятельность.
Апостол пишет в общину Коринфа о том, что собирается побыть у них и провести некоторое время. При этом уточняяет, что не хочет быть у них мимоходом, но хочет обстоятельного общения, если ему позволит это сделать Господь. Судя по тому, что он напишет дальше, для него подобное посещение и долгое пребывание в одной общине — это не просто встреча с друзьями, но дело Божее, которое он не хочет совершать в поспешности, будто бы походя.
Пожалуй, стоит об этом задуматься. Насколько вдумчиво и осмысленно мы живем, что вкладываем в свои поступки? Есть в нашей жизни дело Божее, которое мы должны делать вдумчиво или мы все время живем как будто бы мимоходом?
Это не такие простые вопросы как кажется, потому что можно тратить на жизнь неимоверные силы, мало спать, все время работать, практически надрываясь, но при этом не жить сердечно, не вкладывать себя в свое дело. При том, что хорошо делать дело без того, чтобы прилагать себя всерьез, невозможно.
Мы часто живем довольно легкомысленно. Работа не становится для нас средством делать важное дело и помогать людям, мы просто зарабатываем деньги... Мы много общаемся, благо для этого сегодня есть много возможностей, но в нашем общении часто не хватает глубины. Это не значит, что оно должно быть мрачным, запугивающим, будто бы давящим, каким бывает иногда общение с верующими. Нет, конечно. Просто оно должно быть осмысленным, искренним и добрым, должно являть собой свет Христов, делать мир лучше.
Итак, апостол живет и осмысляет свое дело, как дело Божее. Он старается делать его вдумчиво, но рассуждая о своих планах, он говорит, что они свершатся «если позволит Господь». И ведь, что самое интересное, это не просто благочестивая риторика, не слова, которые наводняют нашу жизнь, но в реальности ничего не значат. Апостол понимает, что при всей важности его планов, у Бога, есть Свое представление о том, как должно быть.
Как часто прокнивнувшись серьезным отношением к вере и решив делать дело Божие вдумчиво, мы начинаем превозноситься и считать, что мы практически сделали Богу одолжение, ведь стараемся жить так как надо. И очень удивляемся, если вдруг что-то происходит вопреки нашим планам. Апостол и в этом оказывается для нас примером, потому знает меру своей ответственности и не мыслит о себе чрезмерно высоко. Он делает то, что должен, но предает свои труды в руки Божии.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.