
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 165 зач., XVI, 4-12.
Глава 16.
4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.
5 Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию.
6 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.
7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.
8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, 9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.
10 Если же придет к вам Тимофей, смотри́те, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я.
11 Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.
12 А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно.

В сегодняшнем чтении мы читаем о том, как апостол Павел обращается к Коринфянам и рассказывает о своих планах. О том, куда он и когда собирается прийти, сколько времени собирается провести в тех или иных городах, какие и с кем у него будут встречи. Оно может показаться совершенно бессодержательным в богословском плане, хотя на самом деле этот текст очень интересен, потому что он показывает какой должны быть обыденная жизнь христианина и как он должен воспринимать свою деятельность.
Апостол пишет в общину Коринфа о том, что собирается побыть у них и провести некоторое время. При этом уточняяет, что не хочет быть у них мимоходом, но хочет обстоятельного общения, если ему позволит это сделать Господь. Судя по тому, что он напишет дальше, для него подобное посещение и долгое пребывание в одной общине — это не просто встреча с друзьями, но дело Божее, которое он не хочет совершать в поспешности, будто бы походя.
Пожалуй, стоит об этом задуматься. Насколько вдумчиво и осмысленно мы живем, что вкладываем в свои поступки? Есть в нашей жизни дело Божее, которое мы должны делать вдумчиво или мы все время живем как будто бы мимоходом?
Это не такие простые вопросы как кажется, потому что можно тратить на жизнь неимоверные силы, мало спать, все время работать, практически надрываясь, но при этом не жить сердечно, не вкладывать себя в свое дело. При том, что хорошо делать дело без того, чтобы прилагать себя всерьез, невозможно.
Мы часто живем довольно легкомысленно. Работа не становится для нас средством делать важное дело и помогать людям, мы просто зарабатываем деньги... Мы много общаемся, благо для этого сегодня есть много возможностей, но в нашем общении часто не хватает глубины. Это не значит, что оно должно быть мрачным, запугивающим, будто бы давящим, каким бывает иногда общение с верующими. Нет, конечно. Просто оно должно быть осмысленным, искренним и добрым, должно являть собой свет Христов, делать мир лучше.
Итак, апостол живет и осмысляет свое дело, как дело Божее. Он старается делать его вдумчиво, но рассуждая о своих планах, он говорит, что они свершатся «если позволит Господь». И ведь, что самое интересное, это не просто благочестивая риторика, не слова, которые наводняют нашу жизнь, но в реальности ничего не значат. Апостол понимает, что при всей важности его планов, у Бога, есть Свое представление о том, как должно быть.
Как часто прокнивнувшись серьезным отношением к вере и решив делать дело Божие вдумчиво, мы начинаем превозноситься и считать, что мы практически сделали Богу одолжение, ведь стараемся жить так как надо. И очень удивляемся, если вдруг что-то происходит вопреки нашим планам. Апостол и в этом оказывается для нас примером, потому знает меру своей ответственности и не мыслит о себе чрезмерно высоко. Он делает то, что должен, но предает свои труды в руки Божии.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема