
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
1 Кор., 148 зач., XI, 8-22.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? 14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; 21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что́ сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В современном мире идея социального равенства мужчины и женщины настолько популярна, что тот отрывок, который мы только что услышали, может вызвать бурю негодования и возмущения даже вроде бы у церковного человека. Апостол Павел призывает женщину покоряться мужчине и в знак этой покорности носить плат на голове во время богослужения. Давайте приглядимся к отрывку повнимательней и попытаемся вникнуть в аргументацию апостола.
Обычай покорности женщины перед мужчиной очень древний. Это обычай, который вполне согласуется с традицией патриархальной культуры. Однако апостол Павел указывает на то, что основания этой традиции не человеческие, но божественные. Мы находим упоминание о ней уже в самом Священном Писание. Здесь говорится, что жена была сотворена как помощница первому человеку. По этой причине она и не может претендовать на то место, которое занимает в богослужебной жизни Церкви мужчина. Именно он предстоит перед Богом в качестве священника. Плат лишний раз должен подчеркнуть эту идею.
Однако не только к авторитету Писания обращается апостол. И свидетельством тому служит небольшая ремарка. Плат, который должна носить женщина, — это знак ее покорности для «для ангелов». Это очень необычное добавление стало причиной многих споров между христианскими толкователями. Каждый предлагал свое понимание этих строк. Кто-то говорил, что ангелы — это образное название священства, перед которым женщина должна смиряться. Кто-то говорил, что речь идет о языческих шпионах, посланниках (ведь именно так переводится слово ангел), которые могли присутствовать на богослужении первых христиан и запоминать их лица, которые поэтому было необходимо скрывать. Были даже такие, кто утверждал, будто апостол Павел ссылается на древнее предание, согласно которому некоторые ангелы соблазнились женскую красотою и пали, а потому жена должна носить плат, скрывая свою красоту, чтобы не вводить их в соблазн.
Однако наиболее традиционным считается мнение выдающегося богослова свт. Иоанна Златоустого. Он говорит, что слова апостола можно понять так: женщина не должна брать на себя ту ответственность, которую мужчина несет перед Богом в церковной жизни; не должна претендовать на его место; должна в знак покорности одевать в храме платок. Если же она считает себя равной мужчине, не считается с ним, то есть, отказываться от той роли, которая ей отведена Творцом, то пусть вспомнит ангелов и все же оденет плат. О чем идет речь? В ангельском мире тоже есть иерархия. Ведь ангелы подчиняются друг другу, а в конечном счете все вместе подчиняются Богу. И падение самого светлого ангела Денницы началось именно с того, что он посчитал себя равным Творцу. К слову, по словам другого святого, прп. Ефрема Сирина, падение Адама и Евы также произошло по той причине, что женщина, которая на тот момент была равна мужчине, захотела стать выше его, а потому легко поддалась на внушение дьявола, съела запретный плод. Итак, апостол Павел, призывая женщину к отведенной ей роли, говорит о том, что не стоит нарушать установленный Богом порядок вещей, иначе может произойти катастрофа.
Возможно, современному человеку доводы апостола Павла покажутся неубедительными. Может быть потому, что часто современный человек не обращает внимание на важный элемент, без которого любые иерархические отношения неизбежно ведут к конфликту между верхом и низом. И апостол в этом послании упоминает о нем. Это жертвенная любовь, которая явлена людям во Христе. Без нее любое равенство приведет в итоге к анархии и беспардонности, а с ней любая иерархия преображается в отношения, которые бывают между любящим родителем и благодарным ребенком.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер