
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
1 Кор., 148 зач., XI, 8-22.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? 14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; 21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что́ сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В современном мире идея социального равенства мужчины и женщины настолько популярна, что тот отрывок, который мы только что услышали, может вызвать бурю негодования и возмущения даже вроде бы у церковного человека. Апостол Павел призывает женщину покоряться мужчине и в знак этой покорности носить плат на голове во время богослужения. Давайте приглядимся к отрывку повнимательней и попытаемся вникнуть в аргументацию апостола.
Обычай покорности женщины перед мужчиной очень древний. Это обычай, который вполне согласуется с традицией патриархальной культуры. Однако апостол Павел указывает на то, что основания этой традиции не человеческие, но божественные. Мы находим упоминание о ней уже в самом Священном Писание. Здесь говорится, что жена была сотворена как помощница первому человеку. По этой причине она и не может претендовать на то место, которое занимает в богослужебной жизни Церкви мужчина. Именно он предстоит перед Богом в качестве священника. Плат лишний раз должен подчеркнуть эту идею.
Однако не только к авторитету Писания обращается апостол. И свидетельством тому служит небольшая ремарка. Плат, который должна носить женщина, — это знак ее покорности для «для ангелов». Это очень необычное добавление стало причиной многих споров между христианскими толкователями. Каждый предлагал свое понимание этих строк. Кто-то говорил, что ангелы — это образное название священства, перед которым женщина должна смиряться. Кто-то говорил, что речь идет о языческих шпионах, посланниках (ведь именно так переводится слово ангел), которые могли присутствовать на богослужении первых христиан и запоминать их лица, которые поэтому было необходимо скрывать. Были даже такие, кто утверждал, будто апостол Павел ссылается на древнее предание, согласно которому некоторые ангелы соблазнились женскую красотою и пали, а потому жена должна носить плат, скрывая свою красоту, чтобы не вводить их в соблазн.
Однако наиболее традиционным считается мнение выдающегося богослова свт. Иоанна Златоустого. Он говорит, что слова апостола можно понять так: женщина не должна брать на себя ту ответственность, которую мужчина несет перед Богом в церковной жизни; не должна претендовать на его место; должна в знак покорности одевать в храме платок. Если же она считает себя равной мужчине, не считается с ним, то есть, отказываться от той роли, которая ей отведена Творцом, то пусть вспомнит ангелов и все же оденет плат. О чем идет речь? В ангельском мире тоже есть иерархия. Ведь ангелы подчиняются друг другу, а в конечном счете все вместе подчиняются Богу. И падение самого светлого ангела Денницы началось именно с того, что он посчитал себя равным Творцу. К слову, по словам другого святого, прп. Ефрема Сирина, падение Адама и Евы также произошло по той причине, что женщина, которая на тот момент была равна мужчине, захотела стать выше его, а потому легко поддалась на внушение дьявола, съела запретный плод. Итак, апостол Павел, призывая женщину к отведенной ей роли, говорит о том, что не стоит нарушать установленный Богом порядок вещей, иначе может произойти катастрофа.
Возможно, современному человеку доводы апостола Павла покажутся неубедительными. Может быть потому, что часто современный человек не обращает внимание на важный элемент, без которого любые иерархические отношения неизбежно ведут к конфликту между верхом и низом. И апостол в этом послании упоминает о нем. Это жертвенная любовь, которая явлена людям во Христе. Без нее любое равенство приведет в итоге к анархии и беспардонности, а с ней любая иерархия преображается в отношения, которые бывают между любящим родителем и благодарным ребенком.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.