
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
1 Кор., 131 зач., IV, 9-16.
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

В сегодняшнем чтении ап. Павел общращается к коринфянам, которые ведут себя так, как будто бы они уже стали вполне самостоятельными и в поучении не нуждаются. Они выбирают между апостолами, судят о них так, словно стали уже стали вполне мудрыми и зрелыми духовно. Пример Коринфян напомнил мне об одном человеке, который однажды пришел к нам на курсы. Как-то мы разговорились и вдруг он сказал, что уже перечитал всех святых Отцов и стал глубоко понимать православное богословие. Судя по всему, он действительно искренне стремился познать Бога, но слова его были очень самонадеянными и путь ему престоял еще очень долгий.
В чем же была его проблема? В том, что он решил познать Бога через книги, в то время как Он через книги не познается. Книги могут помочь на пути познания. Какие-то, как Священное Писание, обязательны, какие-то просто могут быть полезны, но Бог — это не закон физики, чтобы открываться нам через тексты... Он открывается нам Сам и открывается в жизни, когда мы дейстуем, так как действует Он.
Перед лицом самонадеянного поведения Коринфян, которые уже ощущали себя мудрыми, апостол ощущает себя безумным во Христе, если они уже крепки, то апостол немощен, и если они в славе, то он в бесславии. В определенном смысле он доводит самоувечернность коринфян до абсурда, чтобы они сами осознали ошибочность своего мироощущения.
Для чего вы становились христианами, как будто бы спрашивает он? Чтобы стать мудрыми перед лицом мира сего? Это невозможно. Или чтобы стать сильными мира сего? Но разве сильных мира избрал Бог? Наконец, может быть, вы хотели славы? Но разве был в этом мире прославлен Христос?
Апостол всегда ощущает себя на виду у всех. И если для одних он посмешище, то для других — пример для подражания. Но каким же он видит сам себя? Как будто бы приговоренным к смерти. Он стал христианином не потому что стремился к мудрости или силе, не потому что хотел славы... Он пошел за Христом, потому что увидел в Нем истину. Христос часто говорил апостолам, что Ему предстоит быть распятым, Он ощущал себя как приговоренный к смерти! Апостол видит волю Божию в том, чтобы ощущать себя в мире так же, как ощущал Себя Христос. Для самого апостола такая жизнь выражается не только в каки-то явных страданиях, но в том, чтобы отвечать благословением на злословие, переносить гонения, и молить за тех, от кого терпишь поношение.
К сожалению, духовные проблемы коринфян никуда не делись. Нам до сих пор проще учить, чем учиться, хочется мудрости перед лицом мира сего, хочется славы и почета. Не всегда в них есть что-то плохое. Иногда вполне искренние христиане бывают почитаемы среди людей и вызывают всеобщее уважение своей мудростью. Главное на этом пути- ориентироваться не на внешние условия, не на критерии мира, но вместе с апостолом подражать Христу.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема