
Апостол Павел. Мозаика
1 Кор., 122 зач., I, 1-9.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, 2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: 3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Сегодняшнее чтение — это начало послания апостола Павла к Коринфянам. Его можно было бы посчитать простой данью традиции, но апостол не похож на того, кто говорит что-либо для красного словца и поэтому к его словам стоит присмотреться повнимательнее.
Первое с чего начинает Павел — его апостольство результат Божественного призвания. Это не его воля, он не вызывался, но был призван к своему служению. От него зависело лишь то, с какой искренность и верностью он будет стараться служить Богу, но само апостольство — это дар Творца, а не просто проявление некоторого личного таланта.
Кому же он пишет? «Церкви Божией» и людям «освященным во Христе Иисусе». Учитывая русский перевод слова Церковь, можно сказать, что он пишет собранию людей, принадлежащих Богу. При этом слово освященный — переводится как отделенный для Бога, посвященный Ему. Иными словами, в рамках одного предложения он дважды проговаривает одну и ту же мысль: община христиан — это собрание людей, которые своей волей, своим жизненным выбором стали Божьими через единство во Христе. Апостол говорит об этом не какой-то третьей стороне, но пишет самой общине. Пишет явно не для того, чтобы они возгордились, но для того, чтобы вспомнили, как возвышены Богом.
Далее он говорит, что непрестанно благодарит Бога за дар благодати, которая дана ученикам через Христа. Он обогатил их всяким словом и познанием истины, так что они не имеют никакого недостатка в дарах. И снова это не столько похвала, сколько указание на величие Божие, ведь Он все сделал, для того, чтобы люди преуспели на пути спасения.
Наконец, апостол говорит, что Бог, который призвал их в общение, верен. Это последнее оказывается чрезвычайно важным. Языческие боги, которые были хорошо известны римлянам тоже могли выглядеть щедрыми, существовало немало мифов, в которых об этом говорилось. Но они же могли быть очень капризными и своенравными. В итоге, какой-то особенной ценности люди для богов не представляли… Совсем иное отношение к ним было у Бога Библии. Они узнали в Нем Того, Кто с любовью сотворил их и оставался им верен в этой любви.
Году в 97-ом мы с друзьями получили письмо, которое было послано на адрес епархиального миссионерского отдела. Многие тогда только открывали для себя Евангелие, удивлялись его стилю и тем более содержанию. Само письмо я помню довольно плохо, но начало его мне запомнилось, потому что человек явно взял за образец послания апостола Павла. «Брат такой-то, святым, находящимся в таком-то городе, радоваться»! Шутил он или писал искренне понять было сложно, но это обращение заставило меня задуматься. Если мы та же самая Церковь, можем ли мы воспринять всерьез не только отдельные выражения апостола, которые давно разобраны на цитаты по семинарским учебникам, но и все послания в целом, вступительные и заключительный приветствия. Может быть, это не вполне очевидно, вопрос этот очень важен. Правда он из не из тех, что обращен к каждому из нас по отдельности, он побуждает нас задуматься, что значит быть Божией Церковью, всем вместе.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер