
Апостол Павел
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 — IX, 2.
Глава 8.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Слушая завершающие слова из сегодняшнего апостольского чтения, невольно вспоминаешь кадры из фильма «Нелюбовь». Запутавшиеся в лабиринтах эгоцентризма родители, у каждого из которых — своя мнимая правда, которой с маниакальной настойчивостью они добиваются, — не замечают, что рядом с ними — их родной сын, как губка впитывающий эту отраву нелюбви, ежедневно, ежеминутно сочащуюся из отношений родителей. И однажды эта перенасыщенная нелюбовью губка — трагически отваливается.
Апостол сегодня призывает нас задуматься над тем, что же в нашей жизни является своего рода «печатью», средством подтверждения правильности, легитимности того, что мы делаем? Для самого апостола эта «печать» — обращённые им христиане, его «дело в Господе», как он сам говорит. Заметим: не правильность его учения. Не собственное благочестие. Даже не мистический опыт встречи со Христом. И не признание его апостольства той или иной общиной или церковью. Всё это важно, но — вторично. Апостол чётко следует словам Спасителя: «По плодам их узнаете их!» Плод проповедника — не сказанные слова, а их действие в душах слушателей. И не просто действие: эти слова должны стать источником жизненного разворота, радикального изменения всего направления бытия — от греха и безбожия к дружбе с Богом и праведности.
Ну а какой же может быть «печать» христианства у обычного человека, не поставленного на высокое миссионерское служение? Например, офисного работника? Который большую часть времени проводит, созерцая слова и цифры на мониторе и жонглируя ими соответственно своей профессии? Чем он как христианин отличается от множества окружающих его сотрудников, не имеющих никаких отношений со Христом?
Я бы предложил вот какие два критерия.
Первый — принципиальность о Христе. Что это значит? В жизни у каждого из нас бывают ситуации, когда было бы гораздо легче на какое-то время — ну как бы подзабыть, что мы — верующие. Отложить в сторону то, что мы обещали в Крещении. Увидеть свою религиозность как некую «опцию», а не самое существо жизни. Так вот, для верного Христу само приближение такого помысла — неприемлемо. Не говоря уже о вглядывании в него или тем более исполнении.
Второй критерий нашей верности — я бы назвал его «зеркалом ближнего». Нет, это не совсем то, о чем в годы моей юности пел Юрий Антонов: «вгляжусь в тебя, как зеркало, до головокружения» — потому что это «головокружительное вглядывание» в самого себя, горячо влюблённого, — ещё более дезориентирует в реальности. «Зеркало ближнего» — та самая «печать», которую вдребезги разбили главные герои «Нелюбви». Их сын — и был той самой «печатью» их отношений, которой они пренебрегли, точным, и потому невыносимым, отражением их самих — и в итоге участь каждого из них оказалась совсем незавидной. «Зеркало ближнего» — это то, как наша близость — или, наоборот, отдалённость от Бога — воздействует на тех, кто находится рядом с нами. Постоянно. Ежедневно. С кем невозможно поиграть в столь любимые нами ролевые игры. Кто видит нас в разных ситуациях, разных состояниях — и кого обмануть практически невозможно. Но именно эти люди для каждого из нас — та самая «печать», только при наличии которой и можно надеяться на то, что мы — не сбились с пути, а движемся вперёд, к Богу, к любви и святости!
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 184 зач., VII, 10-16

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Печаль, как известно, бывает разной: она может быть одной из восьми главных страстей, а может быть и спасительным покаянным чувством. В первом случае печаль способна погубить человека, а без второго вида печали невозможно обрести спасение. О печали нам сегодня предлагает задуматься звучащий во время литургии в православных храмах отрывок из 7-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте послушаем эти слова Нового Завета.
Глава 7.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;
15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.
Апостол Павел направил в Коринф строгое обличительное послание. Мы понимаем, что реагировать на строгое обличение можно как минимум двумя способами: можно его принять и попытаться исправиться, а можно начать возмущаться и оправдываться. Практика показывает, что нам свойственно чаще предпочитать второй вариант реакции на обличения.
Коринфяне же избрали первый вариант, они с любовью приняли павлова посланника Тита, и сделали правильные выводы из павлова послания. Такая реакция дала возможность апостолу похвалить своих адресатов: «Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения» (2Кор. 7:11).
Говоря добрые слова о коринфянах, апостол Павел не забыл упомянуть очень важное правило духовной жизни, которое в дальнейшее истории Церкви было тщательно осмыслено аскетами: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор. 7:10). Апостол Павел, а вслед за ним и вся христианская аскетическая традиция не говорят о том, что печаль вредна сама по себе, более того, если продолжить мысль святого апостола, то станет ясно: невозможно обрести спасение, если не будет упомянутой Павлом «печали ради Бога». Такая печаль — это очень светлое чувство, оно само по себе омывает грехи человека, оно просветляет ум и указывает направление дальнейшего движения духовной жизни. В «печали ради Бога» нет собственно печали, это, скорее, радость от осознания собственных ошибок, и, самое главное, от понимания тех действий, которые необходимо совершить для их исправления. Такая печаль похожа на радость нашедшего правильную дорогу путника.
Однако бывает и иначе. Бывает, что печаль гнетёт, она не исправляет, а, напротив, загоняет человека в тупик, эталонный пример такой печали — это участь бывшего апостола Иуды, он, как мы помним, вместо обращения к Богу решил замкнуться в себе, и это привело его к гибели. История Иуды нам подсказывает и путь борьбы с уничтожающей нас печалью: её стоит открыть Христу, и Он найдёт способ превратить орудие мучения в орудие спасение, так, как Он сделал это с тем Крестом, на котором был распят.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Жителям разрушенного села в Курской области нужна поддержка

Радио ВЕРА вместе с фондом «Мои друзья» помогает людям из Курской области, которые лишись своих домов в результате боевых действий. В фонд за поддержкой обратились жители разрушенного села Мартыновка. Сегодня все они стараются устроиться на новом месте. Им буквально по крупицам нужно всё собирать заново — вещи, посуду и многое другое.
И даже в таких трудных обстоятельствах люди не отчаиваются, находят силы и время заботиться о ближних и активно помогать фронту. Сельчане ремонтируют машины нашим бойцам, передают им овощные заготовки, а ещё поддерживают госпитали и проводят благотворительные концерты для жителей Курской области в пунктах временного размещения.
Но этим сильным духом людям и самим важна поддержка. Не так давно фонд «Мои друзья» отправил в Курск бытовую химию. И эту помощь жители разрушенного села Мартыновка получали с большой радостью. А сейчас им необходимы наборы кухонной утвари — то, без чего невозможно представить наш быт. Это столовые приборы, тарелки, чашки и многое другое.
Присоединяйтесь к доброму делу! Сбор на нужные вещи для жителей Курской области открыт на сайте фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отношение к смерти в Новом Завете». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
В день Успения Пресвятой Богородицы мы говорили о том, что известно об этом событии из Писания и Предания, а также о том, как меняется отношение к смерти после Воскресения Христова.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Третья беседа с протоиереем Павлом Карташёвым была посвящена истории и смыслам Успения Богородицы.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер