
1 Кор., 158 зач., XV, 1-11.
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел обращается к проповеди воскресения Иисуса Христа. Сам факт того, что он в конце послания снова и снова обращается к этой теме говорит не только о том, что для него это очень важно, но и о том, что в среде коринфских христиан с этим были проблемы. Апостол не просто напоминает им о воскресении Христа, он приводит самые разные аргументы и буквально уговаривает их, чтобы они не сомневались.
Однажды меня попросили отпеть человека на дому. Везла меня дочь почившего, а на заднем сиденье сидел мальчик, ее сын. Естественно, они были очень печальны, мы говорили о случившемся, и я очень мягко напомнил им о том, что христиане верят в воскресение мертвых. Мальчик не понял, о чем речь, но переспросить меня постеснялся. Он спросил маму: что такое воскресение мертвых? «После смерти все наши души соберутся к Богу» — ответила она. Я возразил и сказал, что речь идет именно о воскресении. Мальчик опять не понял и еще раз обратился к матери, и она ответитла, что это просто фигуральное выражение. Тут уж мне пришлось поспорить и обосновать, что речь идет именно о физическом воскресении, то есть о восстановлении тела, как это было у Иисуса Христа, когда он воскрес. Этот случай явно показал, что люди могут употреблять даже такие, казалось бы, понятные слова, но понимать их совершенно по-разному. Вероятно, похожие попытки отказаться от важнейшей, но такой невероятной идеи, как идея воскресения, были и в первом веке. Уж слишком она противоречит обыденному опыту, слишком не возможной, а может быть даже и не нужной.
Действительно, если человек — это его душа, которая просто находится в оболочке тела, но без него лишь освобождается — воскресение остается чем-то лишним. Но для христиан человек — это душа и тело вместе и поэтому без воскресения у души не может быть никакой полноценной жизни.
Апостол Павел пишет о важности веры в воскресение, которая является для него краеугольным камнем всей проповеди. И все же, простого согласия с идей воскресения мало. Говоря о характере их веры, апостол как будто между прочим, произносит фразу: «если только вы не напрасно уверовали». И это не менее важно, чем правильность веры. Мало согласиться и признать как факт прошлого, что Христос воскрес. Мало искренне надеяться на то, что воскреснут мертвые. Эта вера должна стать фундаментом новой жизни, ведь если Христос воскрес и Бог воскресит нас вместе с Ним, мы должны жить так, чтобы грядущая встреча была для нас желанной и радостной.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов