1 Кор., 130 зач., IV, 5-8
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В христианской общине города Коринф назрел конфликт. Верующие спорили друг с другом, кто из их учителей обладает наивысшим авторитетом. Одни говорили, что это апостол Павел, другие — что апостол Аполлос, третьи — что апостол Кифа. Это почитание было настолько безрассудным, что могло привести к противостоянию и расколу. Поэтому апостол Павел и призывает коринфских христиан не делать кумиров из своих учителей. Ведь в конечном счете у всех них один учитель — Христос.
Но не только поэтому не стоит так легкомысленно обоготворять даже самого выдающегося человека. Ведь мы видим лишь дела, а те обстоятельства, которые их сопровождают и подлинные мотивы поступка в полноте знает только один Бог. И случается, то, что с виду кажется высоким и благородным, в очах Божиих может быть низким и подлым. И наоборот. Бывает, что дело кажется плохим, а в действительности исполнено из самых высоких побуждений и его подлинное значение откроется намного позже. Поэтому апостол Павел и призывает коринфян к тому, чтобы они осторожней выносили суждение о людях. Даже если эти суждения положительны. Могут открыться такие обстоятельства, которые мы не учли и не могли учесть. Последнее слово должно остаться за Богом.
Подобные суждения об окружающих опасны не только своей опрометчивостью и поверхностностью. Они неизбежно ведут к превозношению. Ведь Тот, кто дает окончательную оценку поступка ближнего в итоге всегда смотрит на него сверху вниз. Занимает позицию всеведущего судьи, которому известны все обстоятельства, на основании чего он и выносит окончательный приговор. Поэтому и говорит апостол коринфянам, что они ведут себя так, будто пресытились, обогатились и стали царствовать.
Давайте и мы присмотримся к себе. Может быть слова апостола напрямую касаются и нас? А потому весьма уместно почаще приводить себе на память призыв Спасителя: «Не судите, да не судимы будете».
Пятница вместо воскресенья или как живется православным в ОАЭ?
Объединенные Арабские Эмираты — государство относительно молодое. Оно возникло в 1971 году, когда семь королевств, расположенных на восточном побережье Аравийского полуострова, подписали союзный договор. Благодаря выгодному географическому положению и крупнейшим залежам полезных ископаемых Эмираты быстро вошли в число самых богатых стран мира.
Объединённые Арабские Эмираты — государство очень консервативное в религиозном плане. Официальным вероисповеданием Эмиратов является ислам. Долгое время иные формы религиозности здесь были запрещены. Ситуация изменилась в 80-х годах прошлого века, когда местное правительство разрешило строительство нескольких христианских церквей в городе Шарджа. Такое решение было принято для того, чтобы сделать более комфортным пребывание в стране иностранцев. Бизнесмены и туристы стали активно посещать Эмираты.
Один за другим в Шардже были построены католический, армянский храмы и несколько протестантских церквей. Православные христиане были в этом смысле обделены. Их на территории Эмиратов до сих пор не так уж и много — всего около пяти тысяч человек. Руководство страны полагало, что отдельного здания для богослужения им не требуется. До начала 2000-х годов единственным местом, где православные ОАЭ могли вместе молиться, был приход святителя Николая Чудотворца в Абу-Даби — столице Эмиратов. Собственного здания у прихода и до настоящего времени нет — он располагается в крыле комплекса, собственниками которого являются англикане.
В 2000-ом году в Эмиратах появилась русскоязычная православная община. Заботиться о ней стал игумен (священник-монах) Александр Заркешев, на тот момент служивший на территории соседнего Ирана. Через несколько лет его служение в Объединенных Арабских Эмиратах стало постоянным. В 2004-ом году стараниями митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, нынешнего Патриарха, община получила земельный участок в Шардже, на котором через три года был построен храм во имя апостола Филиппа. Он в наше время является единственным православным храмом на территории Эмиратов, имеющим собственное здание.
В чем же состоят особенности присутствия Православия в Шардже? Главное — это то, что приходится подстраиваться под культурные традиции Эмиратов, которые, как уже говорилось, мусульманская страна. Для ислама священный день недели не воскресенье, а пятница. Она же — выходной день. Поэтому в православном храме в Шардже основных богослужебных дня на неделе два — воскресенье и пятница. Причем, в пятницу прихожан значительно больше. У храма в Шардже есть звонница, построена она так, чтобы звук колоколов был слышен только на церковной территории. Такая особенность связана с тем, что официально православный приход не имеет права вести миссионерскую деятельность, а звук колоколов, по мнению государства, почти проповедь. Тем не менее, двери храма открыты для всех желающих. При храме действует культурный центр, где регулярно проходят выставки, посвященные духовной жизни и русскому церковному искусству.
Все выпуски программы Вселенная православия
Путь святого Иакова: пешее паломничество к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела
Оказавшись в каком-нибудь старом городке на севере Испании или юге Франции, вы с большой долей вероятности сможете на стене местного католического храма или на остатках крепостной стены, а иногда и прямо на мостовой, увидеть изображение ракушки. Причем, совсем не обязательно, чтобы рядом находилось море. Ракушка для упомянутого региона служит древним христианским символом, непосредственно связанным со святым апостолом Иаковом. Святой Иаков Зеведеев был одним из ближайших учеников Христа и первым из числа апостолов принял мученическую смерть. Это печальное событие произошло в Палестине в середине первого века по Рождестве Христовом. Ученики святого Иакова увезли его тело на самый запад Европы, теперешнюю Испанию. Здесь останки святого апостола и были погребены. Во втором веке могила святого пришла в запустение и место его захоронения было утеряно. Однако в девятом веке местному монаху-отшельнику через видение было указано следовать за звездой, которая и привела его к могиле святого. Место погребения апостола Иакова получило называние Компостела, с испанского — «поле звезды». Впоследствии к данному именованию было добавлено словосочетание Сантьяго, что по-испански означает «святой Иаков». В годы нашествия арабов и мавров, начиная с VIII века, святой Иаков начал почитаться испанцами в качестве небесного защитника их страны. Кроме того, Католическая Церковь провозгласила Иакова покровителем путешественников, прежде всего морских. Поэтому святой стал изображаться с раковиной в руках. Над могилой апостола в девятом веке была построена часовня, вскоре рядом с ней стало селиться множество людей, желавших находиться ближе к великой святыне. Так появился город Сантьяго-де-Компостела. Впоследствии часовню заменил собой большой кафедральный собор. Останки апостола были извлечены из земли, помещены в драгоценный ларец, который теперь находится в крипте собора.
К двенадцатому веку в Европе сложилась традиция совершать пешее паломничество к мощам апостола Иакова. По территории Англии, Германии, Франции, Португалии и Испании были проложены маршруты паломничества, отмеченные традиционным символом святого Иакова — ракушкой. Паломники старались прибыть в Сантьяго ко дню памяти апостола, которая Католической Церковью совершается 25 июля. В течение веков множество тысяч людей решалось на трудный путь, чтобы почтить мощи святого Иакова. К 80-м годам двадцатого века путь святого Иакова почти утратил свою известность. Однако благодаря писателю Пабло Коэльо и его роману «Путешествие мага» вновь её обрел. Начиная с 1999 года, по инициативе приходов Русской Церкви в Португалии, пешее путешествие в Сантьяго совершают и православные паломники — в основном, выходцы из России и стран бывшего Совесткого Союза, проживающие теперь в Южной Европе. В ходе своего многодневного паломничества они усердно молятся святому Иакову о своих нуждах. Паломники также соблюдают древний обычай — крепят к одежде изображение ракушки, символ святого Иакова. С недавнего времени Католическая Церковь разрешила православным совершать богослужение в паломническом доме при соборе Сантьяго поблизости от мощей святого Иакова. Православным паломникам, также, как и католическим, в случае если они прошли пешком более ста километров (при выяснении расстояния полагаются исключительно на честность человека), администрацией собора дается особый диплом паломника с изображением апостола Иакова, который напоминает им о пешем путешествии к мощам великого святого.
Все выпуски программы Вселенная православия
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории