
1 Кор., 162 зач., XV, 39-45.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Воскресение мёртвых — это один из краеугольных камней христианского вероучения. Что же именно Церковь подразумевает, когда говорит, что мёртвые воскреснут? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 15-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
Зачастую отрывок, который только что прозвучал, понимается как рассуждение апостола Павла о всеобщем воскресении мёртвых. Для того, чтобы объяснить своим слушателям-скептикам, как это возможно, апостол использует метафору семени. Когда зёрнышко посеяли, в почве с ним происходят процессы гниения и разложения. По сути, оно умирает. Однако эта видимая смерть — не конец его существования. Семя трансформируется и возрождается в виде плодоносного растения.
Точно так происходит и с человеком. Физическая смерть и погребение — это конец душевного тела. То есть той оболочки, которая подвержена последствиям грехопадения. Той, для которой свойственно страдать, изнывать от действия греховных страстей, и которая в итоге обречена на умирание и разложение. Однако во время Второго Пришествия Господь восстановит всех умерших в новом качестве. Мы проснёмся в новых телах. Они станут духовными. Духовность тела не означает, что оно будет нематериальным. Это означает то, что в человеческом существе перестанет действовать закон греха. Мы будем избавлены от влияния смертности, тленности и страстности. Сама материальность преобразится. Нередко отцы Церкви говорят, что тела людей после всеобщего воскресения станут подобны телу воскресшего Христа.
Однако слова апостола Павла о смерти и воскресении можно рассматривать не только в этом смысле. То, о чём он говорит, может произойти в личной судьбе каждого из нас уже во время земной жизни. Нередко мы так увлекаемся материальным и душевным, что забываем о своём высоком призвании. Наш дух спит. Даже если мы верим в Бога, Господь остаётся для нас на вторых, третьих позициях. Поиск Его воли, а также исполнение Его заповедей не являются нашей повседневной заботой. Мы сосредоточены на чём-то своём. Мы сами идём к намеченным целям, обращаясь к Творцу лишь тогда, когда нам это необходимо. Например, когда у нас что-то не получается и необходимо устранить препятствие с пути.
А потому Господь по Своей неизреченной милости попускает, чтобы в нашу жизнь вошла боль. Мы что-то теряем, без чего не представляем себя. То, что мы ощущаем как часть себя. Здоровье, имущество, положение в обществе, родных людей, иллюзии и представления о том, как должна складываться моя судьба. Без этого наш душевный человек начинает страдать. Вот эта боль и есть не что иное, как малая смерть. В эти тёмные периоды мы теряем привычную точку опоры. Мы полностью дезориентированы. Мы словно спускаемся в мрак могилы. Наступает ночь для нашей души.
Сегодня апостол Павел напоминает нам, что эти тяжёлые моменты — максимально благоприятные для нашего спасения. Ведь именно в эти моменты на свет может появиться духовный человек. Для этого лишь необходимо все свои мысли обратить ко Творцу. Принять твёрдое решение сделать смыслом и целью своей жизнь исполнение Его Евангелия. Поставить Бога и Его волю во главу угла во всех своих делах. Если понудим себя к этому, не будем сомневаться, в какой бы темноте мы ни находились, ответ придёт мгновенно. Ведь именно для этого Господь и спустился в самые глубины ада. Он ждёт нас там. Чтобы, как только мы начнём вопить к Нему, пробудить наш дух, подхватить на руки и мгновенно вывести из этих мрачных чертогов к радости воскресения и новой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица