
1 Кор., 146 зач., X, 23-28.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов.
Оказывались ли вы, дорогие друзья, в ситуации, когда ваши представления о должном и недолжном сталкивались с неопределённостью со стороны другого человека? Например, вы оказались приглашёнными на юбилей, но во время поста — и вот перед вами вопрос: либо отказаться вообще — какие гости постом? Либо тщательно выяснить уже на месте, из чего приготовлены блюда, и выбрать из них гарантированно постное, либо — руководствоваться каким-то иным подходом.
Отрывок из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за литургией в православных храмах, помогает нам ответить на наше затруднение.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Чтобы лучше понять прозвучавшие сейчас слова апостола Павла, вспомним, что речь идёт о мясных лавках, в которых во времена первых христиан можно было встретить туши животных, принесённые в жертву идолам. Во время общей трапезы после жертвоприношения оставшееся мясо употреблялось участниками как обязательная, неотъемлемая часть ритуала.
Для иудеев и иудеехристиан участие в подобных трапезах категорически воспрещалось. Но не только участие: даже вкушение мяса, оставшегося и попавшего в мясную лавку, тоже воспринималось как предательство своей веры. Поэтому на рынке иудей тщательно допытывался у мясника, не пытается ли он под видом чистой, неосквернённой языческими ритуалами, пищи, подсунуть ему идоложертвенное? Именно против такого подхода и выступает апостол.
Но смотрите, как радикально апостол Павел разворачивает саму ситуацию! Дело вовсе не в том, что идол — пустой звук, бесовская игрушка. Эта мистическая сторона для апостола — вторична. Гораздо важнее для него сама ситуация, в которой оказывается и вопрошающий об источнике происхождения мяса, и отвечающий: ситуация-то совсем неловкая! Чтобы её избежать, апостол и рекомендует спокойно покупать всё то, что предлагается, — не устраивая допрос продавцу. Однако если он сознательно указывает на кусок мяса как на идоложертвенный — такой, конечно, не брать — опять-таки, чтобы не соблазнить других верующих, которые могут подумать, что их брат «двоится в мыслях» и пытается совместить языческое служение и христианское.
Мне вспоминается один эпизод из "Нового афонского патерика«— книги о жизни монахов на святой горе Афон в 20-м веке — который воспроизводит в точности установку апостола из сегодняшнего послания. А история вот какая. В небольшом монашеском скиту вдруг стали регулярно пропадать дыни. Явно, среди братии завёлся вор. И вот, один монах не выдержал и ночью устроил засаду. Действительно, он увидел, как один брат срезал дыню и забрал к себе в келью. Обрадованный «шпион» сразу побежал к игумену. «Отче, отче, я знаю, кто из наших ворует дыни!» Лишь только игумен это услышал, он тотчас закрыл своей рукой рот говорившему и сказал: «Очень тебя прошу, если когда-то ещё тебе придёт помысл выслеживать кого бы то ни было, спрячься как можно тщательнее, чтобы ни при каких условиях он тебя не смог заметить — для спокойствия его совести!»...
Такой подход может показаться нам абсурдным, похожим на потакательство преступному поведению. Но для игумена каждый брат — бесконечно дорог и ценен, и он верит в то, что и у этого монаха однажды придёт осознание своего греха и наступит искреннее, не вынужденное внешним давлением, раскаяние. А пока — да, будем терпеть убытки — но разве душа не дороже даже сотни дынь?
Ответ на вопрос, который я озвучил в самом начале, простой: подумайте сначала, будет ли уместным выяснять у пригласивших, что за пища будет за столом — и уже из этого и определяйте своё дальнейшее поведение!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О подвиге Мученика Исихия Антиохийского

Сегодня 23 мая. День памяти Мученика Исихия Антиохийского, пострадавшего за Христа в 311 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
В 303 году римский император Максимиан Галерий издал указ, по которому всякий военный, не желавший принести жертву идолам, извергался из воинского чина и лишался права носить военную форму.
Исихий был паладином, то есть высоким воинским сановником в Антиохии. Будучи убеждённым христианином, он немедленно сам подал в отставку. Однако его общественное положение было слишком высоким, чтобы язычники могли просто позволить ему уйти. Исихию было лично предложено совершить идольское жертвоприношение. Святой отказался и был утоплен в реке Арон с мельничным жерновом на шее.
В житии святого мученика отчетливо поднимается вопрос о чести в христианском понимании. С точки зрения языческих римских властей, воинов-христиан, которые не пожелали отречься и вернуться в язычество, обрекали на бесчестье, символом чего были рабские одежды. Но Христос, и об этом свидетельствуют новейшие исследования, был весьма любим в римской армии даже среди язычников.
Удивительно, что воины, профессионалы и бесстрашные знатоки ратного дела, предпочитали множеству полководцев и возможных героев идеал великого страдальца. К тому времени в рядах римских солдат рождалось убеждение, что страдание без вины делает общниками истины и приобщает к подлинной неприходящей славе.
Мученическое страдание святого Исихия и иных многих стало предвестником великой пророческой перемены, которая по таинственному определению Бога вскоре привела к христианизации всей Римской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О примере подвига Апостола Симона Зилота

Сегодня 23 мая. День памяти Апостола Симона Зилота.
О примере подвига Апостола для современных христиан — священник Стахий Колотвин.
Христос объединяет очень разных людей, которые не похожи между собой, которые могут быть друг с другом не согласны, которые даже в чём-то будут спорить и, увы, враждовать между собой. И тем не менее, всех объединяет Христова любовь.
Мы смотрим, как же сейчас в Церкви есть кто-то более консервативный, кто-то более либерально настроенный, есть человек более просвещённый, а есть человек, который не просвещённый, но зато глубоко молитвенный, и так далее. Все люди разные. Если каждый будет выпячивать свои достоинства и стараться обойти молчанием свои недостатки, то приблизиться к Царству Небесному будет тяжело.
Мы видим — апостол Симон Зелот. Зелоты были не согласны с тем, что римляне захватили власть в Иудее. Они были злы на саддукеев, на книжников, которые соглашались с этой оккупацией. Они готовили военное вторжение, поэтому казалось, уж как раз зелоты миролюбивую проповедь Христа ни во что не должны были поставить.
Но мы видим, что зелот иудейского народа Симон, когда увидел Христа, стал зелотом, стал приверженцем самого Христа. И человек, который так любил свою родину малую, в итоге ушёл проповедовать среди далеких языческих народов, дошёл до Кавказа, и на территории Абхазии — пещера, где он подвизался и где он принял свою мученическую смерть. Ново-Афонский Симона Зелота Кананита монастырь.
И при этом видим, что Господь его приверженность успел вознаградить еще в самом начале пути, потому что, по преданию церкви, Господь на браке Кане Галилейском был на свадьбе как раз апостола Симона.
Все выпуски программы Актуальная тема