
Апостол Павел. Мозаика
1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я впервые услышал слово «полиамория», оно сразу показалось подозрительным — и не случайно. Последние десятилетия убедительно показали: если кому-то надо очевидный, явный грех обелить и сделать нормой — надо прежде всего его красиво назвать — желательно, на иностранном языке.
Но, увы, нет ничего нового под солнцем — и то, что сегодня именуется «полиаморными отношениями» — ранее называлось очень просто: блуд. В отрывке из 1-го послания апостола Павла к Коринфянам — а это 6-я глава — который сегодня читается в храмах за богослужением, мы услышим, с какой болью апостол говорит об этом разрушительном грехе. Давайте послушаем.
Глава 6.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
В чём же главная беда греха блуда с точки зрения апостола Павла? Каждая строка его послания к коринфянам — очень сжатые, плотные по смыслу послания — которые, чтобы понять, необходимо «разархивировать». Давайте обозначим две главные мысли этих посланий.
Первая мысль — «тела ваши суть члены Христовы». Чтобы понять апостола, необходимо вспомнить, что в крещении христианин вступает в мистические, таинственные отношения со своим новым Господином — Христом Спасителем — и, собственно, само Крещение — это определённый договор между человеком и Богом. Не побоюсь провести параллель с брачным договором: с момента его заключения радикально изменяются все виды отношений между сторонами. Крещёный по отношению к Богу — уже не чужой, теперь он — свой, родной, включённый в Церковь как семью.
Соответственно, с этого момента всё, что происходит с человеком, — включая его половую жизнь — касается уже не только его одного. Став «сотелесником» Христу, соединяясь с Ним не только мысленно, но и вполне реально, физически, в Таинствах Церкви, человек не может «утаить» какую-то сферу своей жизни как абсолютно отчуждённую от Христа.
Для пояснения приведу такой пример. Представьте себе, что некоего безродного нищего усыновил какой-то очень благородный человек — в надежде сделать его своим наследником. Теперь у него — своё крыло в дворце, своя одежда с красивыми вензелями, он приучается постепенно к иному, совершенно невероятному по своей изысканности, образу жизни. Но в какой-то момент ему настолько становится хорошо и вольготно, что он решает поразвлечься, как это делал многократно ранее — и отправляется в своём расшитом камзоле в притон — в свою, когда-то родную, среду. Что будет чувствовать его приёмный отец — когда этот человек вернётся домой — пьяный, грязный, извалявший всего себя в нечистоте пороков? Через это падение всё поместье оказывается как бы подключённым к скверне греха — и отец задумается: а не превратит ли этот преемник всё его наследство — в один большой притон?...
Вторая мысль — «блудник грешит против своего же тела». Дело вовсе не в том, что половые грехи вовлекают в обязательном порядке тело, как, например, и грех чревоугодия. Мысль апостола гораздо глубже: тело — это очень тонко настроенный под конкретного человека... музыкальный инструмент, скрипка. Как прекрасно знает любой музыкант, свой инструмент в чужие руки никогда не дают — даже на малое время. Любящие друг друга супруги — как смычок и струны — постоянно подстраиваются друг под друга, чтобы звучать максимально чисто, без фальши. И эта «подстройка» запечатлевается именно в теле. Недаром прожившие долгую жизнь верные супруги зачастую начинают даже внешне походить друг на друга — они буквально «пропитываются» один другим.
Человек, который вступает в половую связь без любви, без открытости, без доверия, без верности, без ответственности — неизбежно отчуждает себя самого от своего физического тела. Скажу ещё жёстче: он редуцирует, сводит себя как личность — до половой потребности. Он становится — простите — животным, переступающим через всё то, что и делает человека человеком. Вместо того, чтобы приподнимать животную сторону через любовь, жертвенное служение, заботу — и тем самым освящать брак — блудник как бы прижигает своим грехом саму возможность целостного участия всего человека — и духом, и душой, и телом — в таинстве любви.
Вот о чём сегодня и говорит с болью нам апостол: бегайте блуда — который любую душу вводит в долгий паралич неспособности к настоящей любви!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Срочная помощь для тех, кто попал в беду
Не так давно в жизни трёхлетней Алины из Таганрога случилось сразу несколько важных событий — она научилась улыбаться, идти на контакт с людьми и, наконец, заговорила! Для её мамы Ольги это стало настоящим подарком, ведь год назад врачи не давали никакой надежды.
Из-за проблем со здоровьем, Алина отстаёт в развитии. Долгое время она не откликалась на имя, не хотела общаться, играть и отвергала любые попытки её обнять. Ольга понимала, что дочери необходима длительная реабилитация, но денег на дорогостоящее лечение не было. В надежде на помощь она позвонила на горячую линию церковной социальной помощи. «Когда мне сказали, что нам оплатят реабилитацию, у меня от радости перехватило дыхание!» — вспоминает Ольга.
Вскоре Алина отправилась в медицинский центр, где начала заниматься с нейропсихологом, логопедом, дефектологом и другми специалистами. И спустя две недели девочка начала произносить слова, потом впервые улыбнулась, и сама подошла обнять маму.
Первый этап занятий стал огромным прорывом для Алины. Чтобы закрепить результат, лечение важно продолжать. И Ольга вновь рассчитывает на поддержку, ведь собрать всю необходимую сумму она не может.
Для того, чтобы у Горячей линии церковной социальной помощи была возможность оперативно помогать таким детям, как Алина, и всем, кто нуждается в участии, копилка проекта всегда должна быть полной. Поддержите работу Горячей линии Русской Православной Церкви, сделать это можно на платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
У нас в гостях был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Петр Михайлов.
Разговор шел о том, как формировалось христианское богословие, формулировались ответы на спорные вопросы и ереси и как на это повлияла античная философия.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства (эфир 01.12.2025)
Вторая беседа с Петром Пашковым была посвящена тому, как христианство изменило античное отношение к человеку (эфир 02.12.2025)
Третья беседа с Александром Куприным была посвящена тому, как римское общество и латинская культура приняли христианскую весть (эфир 03.12.2025)
Четвертая беседа с Ольгой Алиевой была посвящена тому, как святые отцы обращались к мыслям дохристианских философов, в частности Платона (эфир 04.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы;
— Вход человека в церковную жизнь;
— Визит Папы Римского Льва XIV в Турцию на совместное с празднование 1700-летия Первого Вселенского (Никейского) собора и встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем;
— Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны;
Философские клубы и научные дискуссии сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Христианские богословы и античные философы». Ольга Алиева
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











