
Существуют ли какие-то методы борьбы с унынием? Что об этом говорит Священное Писание? Ответ на этот вопрос находим в 125-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 125.
Песнь восхождения.
1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:
2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»
3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Псалом, который только что прозвучал, это молитва евреев, которые возвращаются домой, в Палестину, из Вавилонского плена. После долгих 70 лет томительных ожиданий, наконец-то, в их жизни произошли кардинальные перемены. Люди наполнены радостью. В их сердцах восторг и воодушевление. А потому и говорит псалмопевец «мы бы́ли как бы ви́дящие во сне». То есть мы не ощущали себя от радости и не осознавали до конца, что происходит. Всё это во сне или наяву? Ощущение внезапно навалившегося счастья окрыляет и побуждает душу петь: «уста́ на́ши бы́ли полны́ весе́лья, и язы́к наш — пе́ния», — говорит псалмопевец. Из Вавилона евреи вернулись не все сразу. Было несколько волн репатриации. А потому в псалме мы видим не только благодарность Богу. Его вторая часть — это просьба. Молитва за братьев, которые всё ещё томятся на чужбине. Евреи просят, чтобы Господь поскорее вернул их домой. Они полны надежды, что это обязательно произойдёт.
Итак, в первой части — воспоминания о радостном событии прошлого. Во второй — предчувствие не менее радостного события в будущем. Исследователи отмечают, что такое соединение прошлого и будущего находится в основе многих псалмов. Как говорится в одном из них: «Ты, Господи, был с нами в прошлом, посему не оставь нас и в будущем». И эта просьба псалмопевца указывает нам на одну важную духовную закономерность. Наши воспоминания о том, как Бог действовал в нашей жизни в прошлом, — это твёрдая опора для веры в то, что и в будущем Он нас не оставит.
А потому, когда нас начинают одолевать уныние и печаль, один из самых эффективных способов борьбы с ними — вернуться в своей памяти в светлые моменты своей жизни. Припомнить и рассмотреть те ситуации, когда Господь избавил нас от явного зла. И соединить эти воспоминания с благодарственной молитвой. Сказать Богу спасибо, что вытащил, что уберёг. Некоторые для ещё большей эффективности берут ручку, бумагу и начинают прописывать эти благодарности.
Такое нехитрое упражнение даёт очень простое понимание: «Господь вытащил меня из болота не для того, чтобы я утонул в ванной». Тот непростой период, который мы сейчас проходим, — просто очередной этап спасительного плана нашего Творца. Нам нужно просто набраться терпения и делать свою работу. Стараться следовать Божьей воле и исполнять заповеди Евангелия по отношению к тем, кто нас окружает. Такой подход к жизни наполнит наше сердце благодатью. Мы научимся радоваться простым, обыденным вещам. В нас укоренится уверенность, что лучшее не где-то впереди. Оно уже с нами, прямо здесь и сейчас.
Псалом 125. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 125. (Церковно-славянский перевод)
Деяния святых апостолов

Деян., 29 зач., XII, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
На какого рода чудеса может рассчитывать верующий человек? И какие условия необходимы для того, чтобы удивительные события произошли в нашей жизни? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 12-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, тогда были дни опресноков,
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Прозвучавший отрывок рассказывает нам о начале гонений на христианскую Церковь. Царь Ирод, по прозвищу Агриппа, приказал убить Иакова Зеведеева, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Обнаружив, что это вызвало одобрение среди противников христиан, он начинает масштабные репрессии. Ироду удалось схватить одного из лидеров Церкви — апостола Петра.
Петра стерегли тщательно. Его бросили в темницу, сковали цепями, приставили к нему четырёх воинов. При этом смена караула происходила четыре раза в сутки. Как минимум двое стражников находились при нём постоянно. Они не отлучались от него даже тогда, когда он спал. Из всего этого мы видим, каким важным для Ирода был этот пленник. Ведь молва о тех чудесах, которые совершал апостол, широко распространилась среди людей. Очевидно, что и сам Ирод, как человек религиозный, верил в сверхъестественные дарования ученика Спасителя.
Однако несмотря на то, что Ирод признаёт, что Пётр обладает силой от Бога и исполняет волю Творца, в большей степени его интересует своя собственная воля. У Ирода есть свои амбиции и цели. А потому он чрезвычайно заботится о своей собственной репутации. Ему было очень важно одобрение религиозной элиты, а также поддержка радикально настроенных верующих из простого народа. Именно в угоду им он убивает Иакова. Именно заискивая перед ними, начинает гонения, хватает Петра и хочет его не просто казнить, но сделать это прилюдно. Он уверен, что это усилит его позиции как народного правителя.
Судьба Ирода, о которой рассказывает Книга Деяний, весьма поучительна. Во время одного из праздников придворные, зная, как падок Ирод на лесть, начинают сравнивать его с Богом. «Это голос Бога, а не человека», — говорят они ему. Ирод не укоряет придворных и не останавливает это богохульство. За это ангел Господень поражает его. Писание говорит, что «Ирод, быв изъеден червями, умер». Иудейский историк Иосиф Флавий, который довольно подробно описывает этот случай, упоминает о том, что после слов лести, Ирод взглянул на дерево и увидел филина. Он немедленно распознал в нём ангела, то есть вестника, и всем своим существом ощутил, что тот принёс ему недобрую весть. Внезапно царя скрутили жестокие боли в животе. Он прожил ещё пять дней и умер в страшных мучениях.
В прозвучавшем отрывке мы видим, как ангел является и Петру. Но действует он совершенно иным способом. Удивительным образом, словно всё происходит во сне, ангел освобождает апостола из тех обстоятельств, из которых по естественному человеческому разумению выхода нет. Ведь, в отличие от Ирода, Пётр горит желанием исполнять волю Творца. Он не ищет славы для себя. Он не заботится о собственной репутации. Он не заискивает перед окружающими, чтобы заручиться их поддержкой. Он уповает только на Бога. Его основная цель — проповедь Евангелия, которое он сам стремится воплощать в своей жизни ежедневно. А таким людям Господь помогает на каждом шагу. Он Сам устраивает их путь, чудесным образом решая те трудности, которые мы сами разрешить не в силах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Роль духовного отца в жизни христианина». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) говорили о роли и значении духовного отца в жизни христианина на основе писем святителя Феофана Затворника духовным чадам.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
В «Добром доме» семьи с онкобольными детьми обретают поддержку

13-летняя Аня Колесниченко вместе с мамой Антониной оказались в Москве год назад после того, как у девочки обнаружили редкий вид рака. Они приехали из города Тирасполя, что в Приднестровской Молдавской Республике. С тех пор семья ни разу не возвращалась домой. В Москве мама с дочкой смогли найти хорошую больницу и обрести поддержку неравнодушных людей. Они поселились в бесплатной социальной гостинице для онкобольных детей «Добрый дом». И это место стало для них островком радости среди больничных будней. Здесь Аня с мамой находятся в перерывах между госпитализациями.
«Самое главное — мы не одни! — говорит мама Антонина, — У Ани появились друзья, с которыми можно поиграть и поболтать. Вместе со мной она любит готовить. Недавно, например, мы испекли медовик. Лучевая и химиотерапия даются дочке нелегко, отнимают силы. Но у Ани лёгкий характер, она общительная, всегда на позитиве, сама не вешает нос и окружающих старается подбодрить».
А сама Аня добавляет: «В „Добром доме“ некогда скучать, здесь постоянно происходит что-то интересное!»
«Добрый дом» — это бесплатная гостиница для онкобольных детей и их близких, которые приезжают на длительное лечение в Москву со всей страны. Здесь находят поддержку и заботу тысячи людей. Помимо того, что проект предоставляет жильё, еду и нужные вещи, он помогает семьям в оплате анализов, а также организует им поездки на такси до больниц и обратно.
Вы можете поддержать проект и его подопечных, для этого переходите на сайт «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов