Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627

1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Среди богословских дисциплин, которые преподают в духовных учебных заведениях, есть такой предмет — гомилетика, это наука о проповеди. Она включает в себе несколько разделов, большинство из которых пересекается или же совпадает с разделами риторики, но есть и уникальные элементы, они касаются содержательной стороны проповеди. Акцент на содержании вполне понятен: церковный амвон даёт возможность священнослужителю делиться с прихожанами самыми разными мыслями, и есть соблазн начать говорить не о том, что существенно необходимо для дела спасения во Христе, а о том, что волнует самого проповедника в конкретный момент времени. Гомилетика ставит ограничения для таких проповедников и очерчивает круг возможных тем. У гомилетики есть свои основания поступать таким образом, эти основания мы находим в том числе и во 2-й главе Первого послании апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 2.

6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,

но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,

которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Как и в любую другую эпоху, во время жизни апостола Павла было множество интересных злободневных тем для обсуждения: государства вели войны, цены на товары не всегда были стабильны, случались эпидемии, катастрофы, вводились различные новые законы, менялись правители, происходило все то, что происходит всегда и везде. Люди жили среди этого бушующего житейского моря, и, конечно же, они не могли не реагировать на то, что их касалось самым непосредственным образом. Апостол Павел прекрасно знал о всем происходящем, но при этом в его посланиях довольно непросто найти приметы времени, если они там и появляются, то по крайней необходимости, и Павел никогда не заострял на них своего внимания. Причина проста: он не считал себя призванным к тому, чтобы говорить и писать на эти темы, Бог его призвал к другому — к проповеди Христа Воскресшего, и, шире, к проповеди сокровенной премудрости Божией. Именно так апостол Павел выразил своё призвание в Первом послании к Коринфянам, при этом он противопоставил премудрость Божию мудрости века сего и «властей века сего преходящего».

Между премудростью Божией и мудростью века сего есть существенное отличие: первая относится к вечности, и не может утратить своей актуальности, вторая касается лишь земной жизни человека и сильно зависит от изменчивой общественной повестки. Конечно, никакой человек не может быть в полной мере свободен от обстоятельств собственной жизни, стремление к такому освобождению —утопия, вопрос же заключается в том, в какой степени внешние обстоятельства определяют человека. Апостола Павла они не определяли, он служил Христу, а потому все то, что с ним случалось, он воспринимал как ниспосланное от Бога и заострял своё внимание лишь на существенно важном — на том, что ожидает человека в вечности. К тому же самому он призывал и адресатов своих посланий, он неустанно напоминал им, что Бог ведёт человека к вечной славе, и что приуготовленное Богом превосходит своим великолепием все то, что человек способен себе вообразить, но чтобы войти в общение с Богом и унаследовать уготованное нам, необходимо жить особенным образом, ум человека должен быть в первую очередь устремлён к познанию Бога, а не к познанию вещей временных и тленных.

Настроить себя таким образом очень непросто, потому что внешний мир крайне требователен, он жаждет, чтобы мы были им поглощены, чтобы мы жили его повесткой и ни о чем ином не думали. В большинстве случаев именно так и происходит: люди проживают всю свою жизнь в исключительно сиюминутных интересах, а если и вспоминают о Боге, то лишь как о том, кто может помочь в решении проблем земной жизни. Апостол Павел призывал относиться к Богу иначе, и быть устремлёнными в вечность. Хочется надеяться, что призыв апостола будет нами услышан, и мы унаследуем уготованную любящим Бога вечную славу!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем