Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627

1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Среди богословских дисциплин, которые преподают в духовных учебных заведениях, есть такой предмет — гомилетика, это наука о проповеди. Она включает в себе несколько разделов, большинство из которых пересекается или же совпадает с разделами риторики, но есть и уникальные элементы, они касаются содержательной стороны проповеди. Акцент на содержании вполне понятен: церковный амвон даёт возможность священнослужителю делиться с прихожанами самыми разными мыслями, и есть соблазн начать говорить не о том, что существенно необходимо для дела спасения во Христе, а о том, что волнует самого проповедника в конкретный момент времени. Гомилетика ставит ограничения для таких проповедников и очерчивает круг возможных тем. У гомилетики есть свои основания поступать таким образом, эти основания мы находим в том числе и во 2-й главе Первого послании апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 2.

6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,

но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,

которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Как и в любую другую эпоху, во время жизни апостола Павла было множество интересных злободневных тем для обсуждения: государства вели войны, цены на товары не всегда были стабильны, случались эпидемии, катастрофы, вводились различные новые законы, менялись правители, происходило все то, что происходит всегда и везде. Люди жили среди этого бушующего житейского моря, и, конечно же, они не могли не реагировать на то, что их касалось самым непосредственным образом. Апостол Павел прекрасно знал о всем происходящем, но при этом в его посланиях довольно непросто найти приметы времени, если они там и появляются, то по крайней необходимости, и Павел никогда не заострял на них своего внимания. Причина проста: он не считал себя призванным к тому, чтобы говорить и писать на эти темы, Бог его призвал к другому — к проповеди Христа Воскресшего, и, шире, к проповеди сокровенной премудрости Божией. Именно так апостол Павел выразил своё призвание в Первом послании к Коринфянам, при этом он противопоставил премудрость Божию мудрости века сего и «властей века сего преходящего».

Между премудростью Божией и мудростью века сего есть существенное отличие: первая относится к вечности, и не может утратить своей актуальности, вторая касается лишь земной жизни человека и сильно зависит от изменчивой общественной повестки. Конечно, никакой человек не может быть в полной мере свободен от обстоятельств собственной жизни, стремление к такому освобождению —утопия, вопрос же заключается в том, в какой степени внешние обстоятельства определяют человека. Апостола Павла они не определяли, он служил Христу, а потому все то, что с ним случалось, он воспринимал как ниспосланное от Бога и заострял своё внимание лишь на существенно важном — на том, что ожидает человека в вечности. К тому же самому он призывал и адресатов своих посланий, он неустанно напоминал им, что Бог ведёт человека к вечной славе, и что приуготовленное Богом превосходит своим великолепием все то, что человек способен себе вообразить, но чтобы войти в общение с Богом и унаследовать уготованное нам, необходимо жить особенным образом, ум человека должен быть в первую очередь устремлён к познанию Бога, а не к познанию вещей временных и тленных.

Настроить себя таким образом очень непросто, потому что внешний мир крайне требователен, он жаждет, чтобы мы были им поглощены, чтобы мы жили его повесткой и ни о чем ином не думали. В большинстве случаев именно так и происходит: люди проживают всю свою жизнь в исключительно сиюминутных интересах, а если и вспоминают о Боге, то лишь как о том, кто может помочь в решении проблем земной жизни. Апостол Павел призывал относиться к Богу иначе, и быть устремлёнными в вечность. Хочется надеяться, что призыв апостола будет нами услышан, и мы унаследуем уготованную любящим Бога вечную славу!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
****
Другие программы
Частное мнение
Частное мнение
Разные люди, интересные точки зрения, соглашаться необязательно. Это — частное мнение — мысли наших авторов о жизни и обо всем, что нас окружает.
ПроСтранствия
ПроСтранствия
Православные храмы в Гонгконге и Антарктиде. Пасха в Японии и в Лапландии. Это и множество других удивительных мест планеты представлены глазами православного путешественника в совместном проекте Радио ВЕРА и журнала «Православный паломник».
Фрески
Фрески
Фрески – это очень короткие прозаические произведения, написанные интересно, порою забавно, простым и лёгким слогом, с юмором. Фрески раскрывают яркие моменты жизни, глубокие чувства, переживания человека, его действия, его восприятие окружающего мира. Порою даже через, казалось бы, чисто бытовые зарисовки просвечивает бытие, вечность.
Встречаем праздник
Встречаем праздник
Рождество, Крещение, Пасха… Как в Церкви появились эти и другие праздники, почему они отмечаются именно в этот день? В преддверии торжественных дат православного календаря программа «Встречаем праздник» рассказывает множество интересных фактах об этих датах.

Также рекомендуем