1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Церкви есть свои правила, и правил у нас довольно много. По сути дела, вся христианская жизнь довольно сильно регламентирована: у нас есть указания, когда, как и сколько молиться, когда и как соблюдать посты, когда и как совершать богослужения в те или иные дни, каких святых вспоминать, что читать во время богослужения и так далее. Регламентирована даже одежда и внешний облик христианина. В мире, в котором постепенно рушатся привычные традиционные устои и недозволенное ещё совсем недавно становится едва ли не нормой, церковные ограничения выглядят анахронизмом. Но мы упорно держимся за эти ограничения, и многим это кажется странным. Дело же в том, что церковный порядок не был выдумкой какого-то человека или же группы людей, он формировался постепенно и у каждого его элемента есть своя история с этапами формирования, а также весомые обоснования. О том, как начинал формироваться церковный регламент, мы можем прочитать в апостольских посланиях, в частности, в 14-й главе Первого послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой сегодня звучит за богослужением в православных храмах.
Глава 14.
26 Итак что́ же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,- все сие да будет к назиданию.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то́ порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Та́к бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
40 только всё должно быть благопристойно и чинно.
В этом отрывке апостол Павел описал то, что происходило во время собраний христиан: все эти люди имели ярко выраженные дары Святого Духа, которые проявляли себя в способности пророчествовать, в умении говорить на незнакомых языках, в даре истолкования Священного Писания и в особых откровениях от Бога. Вполне естественно, что эти дары подавались не ради наслаждения ими их носителей, а для назидания конкретной общины и вообще всей Церкви, следовательно, плодами даров Святого Духа необходимо было делиться, люди это чувствовали и пытались передать друг другу то, что они получили как откровение от Бога. Но как устроить сам процесс? Кто, когда и как должен говорить, если всем есть, что сказать? Из слов апостола Павла видно, что христиане часто не хотели ждать и пытались поделиться своими откровениями с другими как можно скорее, из-за этого во время собраний случались неразбериха, шум и какофония. Очевидно, что при таком подходе невозможно чему-то научиться друг у друга, тогда как смысл даров Святого Духа именно в этом — во взаимном назидании ради восхождения в познании Бога.
Апостол предлагает решение назревшей проблемы и лимитирует количество одновременно говорящих, ещё он упоминает, что если у кого-то есть пророчество, но нет его истолкования, то нет смысла в изложении пророчества, потому как само по себе оно не способно кого-либо чему-либо научить. Даёт Павел и ряд других указаний, все они призваны помочь соблюдению порядка в христианских церковных собраниях. Свою мысль апостол подкрепил такими словами: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14:33). Действительно, Бог создал гармоничный мир, в котором нет места хаосу, следовательно, гармония должна быть и во всём том, что делает человек, ведь человек призван к соработничеству Богу, а это означает, что в своей деятельности он должен использовать те же самые принципы, которые были положены в основу творения мира Богом.
Со временем церковные предписания расширились и распространились на все сферы жизни христианина. При этом их глубинная суть осталась прежней: они необходимы ради гармонии, а потому от них невозможно отказаться, их надо знать и им стоит следовать, но делать это нужно, конечно же, с пониманием того, что за ними стоит, и не возводить их в абсолютный принцип, ведь церковный порядок существует не ради себя самого, а ради возвещения благой и всесовершенной воли Божией, именно это и должно быть приоритетом любого церковного собрания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.