1 Кор., 125 зач., I, 18-24
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Русский синодальный перевод Священного Писания для определения того, чем является для мира Крест Христов, использует довольно нейтральное слово, которое к тому же в христианской традиции имеет благородный оттенок: он говорит о том, что «слово о кресте» есть юродство. Но оригинальный греческий текст значительно более категоричен: там проповедь о Кресте названа безумием. Именно безумием она и является с точки зрения обычного человека. Более того, такая проповедь многими во времена апостола Павла воспринималась как что-то близкое к кощунству. Здесь нам стоит вспомнить, что казнь на кресте в Римской империи считалась жестокой и отвратительной. Обычно таким образом казнили осужденных рабов и нарушителей общественного порядка, революционеров, но не римских граждан или же других уважаемых обществом преступников. Исследователи того исторического периода утверждают, что для приличных граждан Римской империи само упоминание о распятии было оскорбительным, поэтому о нем никогда не говорили прямо, но всегда использовали какие-либо эвфемизмы. Так воспринимали смерть на кресте язычники. Для иудеев такая смерть, тем более, смерть Мессии, тоже была оскорбительной, ведь они ожидали, что Мессия победит римлян, сделает Израиль самостоятельным и великим государством, собственно, в этом они видели смысл Его деятельности, Он, в их представлении, никак не мог быть убит римлянами. Иудаизм не мог и не может представить Мессию страдающим, униженным и уж тем более невозможно представить Его распятым.
Но тем не менее Христос был распят. Бог был убит людьми. Апостол Павел утверждает, что в этом заключена сила Божия. Язычники и иудеи не могли понять, каким образом сила может быть заключена в добровольном страдании и унизительной смерти. Мы — христиане — за две тысячи лет научились правильно говорить на эти темы, у нас есть корректные богословские формулировки для описания силы Креста Христова и величия Страдающего Бога. Но, к сожалению, чаще всего мы в своей жизни оказываемся неспособны продвинуться дальше красивых и правильных слов о Кресте. Для нас, как и для римских язычников и израильских иудеев, сила имеет совершенно четкое определение: это власть, это политическое или финансовое влияние, это мощь технического оборудования, это вооружение и так далее. Сила — это то, что способно уничтожить сопротивление без какого-либо диалога. Сила подавляет. Это что-то такое, что не могут преодолеть те, против кого она направлена. А для тех, кто ей обладает, она представляет собой неоспоримое преимущество. Но для апостола Павла сила, особенно же сила Креста Христова — это нечто совершенно иное. Это то, что действует изнутри, то, что меняет человека, а не принуждает и ни в коем случае не подавляет.
Павлова проповедь Креста Христова очень проста по своему содержанию, используемым словам и структуре. Апостол не пытался приукрасить свое благовестие, ведь Крест Христов не нуждается в человеческой мудрости, он имеет силу в самом себе, ту самую силу, которая никого ни к чему не принуждает, но которая действует в людях, меняет их и приводит в Христово Царство.
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема











