
1 Кор., 125 зач., I, 18-24
Глава 1.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Русский синодальный перевод Священного Писания для определения того, чем является для мира Крест Христов, использует довольно нейтральное слово, которое к тому же в христианской традиции имеет благородный оттенок: он говорит о том, что «слово о кресте» есть юродство. Но оригинальный греческий текст значительно более категоричен: там проповедь о Кресте названа безумием. Именно безумием она и является с точки зрения обычного человека. Более того, такая проповедь многими во времена апостола Павла воспринималась как что-то близкое к кощунству. Здесь нам стоит вспомнить, что казнь на кресте в Римской империи считалась жестокой и отвратительной. Обычно таким образом казнили осужденных рабов и нарушителей общественного порядка, революционеров, но не римских граждан или же других уважаемых обществом преступников. Исследователи того исторического периода утверждают, что для приличных граждан Римской империи само упоминание о распятии было оскорбительным, поэтому о нем никогда не говорили прямо, но всегда использовали какие-либо эвфемизмы. Так воспринимали смерть на кресте язычники. Для иудеев такая смерть, тем более, смерть Мессии, тоже была оскорбительной, ведь они ожидали, что Мессия победит римлян, сделает Израиль самостоятельным и великим государством, собственно, в этом они видели смысл Его деятельности, Он, в их представлении, никак не мог быть убит римлянами. Иудаизм не мог и не может представить Мессию страдающим, униженным и уж тем более невозможно представить Его распятым.
Но тем не менее Христос был распят. Бог был убит людьми. Апостол Павел утверждает, что в этом заключена сила Божия. Язычники и иудеи не могли понять, каким образом сила может быть заключена в добровольном страдании и унизительной смерти. Мы — христиане — за две тысячи лет научились правильно говорить на эти темы, у нас есть корректные богословские формулировки для описания силы Креста Христова и величия Страдающего Бога. Но, к сожалению, чаще всего мы в своей жизни оказываемся неспособны продвинуться дальше красивых и правильных слов о Кресте. Для нас, как и для римских язычников и израильских иудеев, сила имеет совершенно четкое определение: это власть, это политическое или финансовое влияние, это мощь технического оборудования, это вооружение и так далее. Сила — это то, что способно уничтожить сопротивление без какого-либо диалога. Сила подавляет. Это что-то такое, что не могут преодолеть те, против кого она направлена. А для тех, кто ей обладает, она представляет собой неоспоримое преимущество. Но для апостола Павла сила, особенно же сила Креста Христова — это нечто совершенно иное. Это то, что действует изнутри, то, что меняет человека, а не принуждает и ни в коем случае не подавляет.
Павлова проповедь Креста Христова очень проста по своему содержанию, используемым словам и структуре. Апостол не пытался приукрасить свое благовестие, ведь Крест Христов не нуждается в человеческой мудрости, он имеет силу в самом себе, ту самую силу, которая никого ни к чему не принуждает, но которая действует в людях, меняет их и приводит в Христово Царство.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема