1 Сол., 269 зач., IV, 1-12.
Глава 4.
1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали,
2 ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.
3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,
5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;
6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.
9 О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга,
10 ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать
11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам;
12 чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Среди различных наставлений, который апостол Павел даёт христианам города Салоники в только что прозвучавшем отрывке, есть одно небольшое, но, тем не менее, весьма важное. На фоне призывов к братолюбию, напоминаний о том, что всякий крещённый призван к святости, звучит совет апостола жить тихо, делать своё дело и работать своими руками.
Дело в том, что проповедь Евангелия всегда была сопряжена с откровением о Втором Пришествии Христа. Это ожидание является одним из краеугольных столпов христианской веры. Однако в связи с этим христиане города Салоники впадали в крайность: они забросили ежедневные дела и находились в состоянии возбуждения, ожидая, что Господь вернётся со дня на день. Такая взбудораженность нарушала нормальное течение жизни. Люди переставали зарабатывать себе на пропитание, баламутили окружающих, призывая их бросить ежедневные занятия, и самое печальное — теряли душевный покой. Видя это, апостол Павел и призывает их одуматься, жить тихо, делать своё дело и работать своими руками. Он предлагает им сосредоточиться на настоящем.
Обыденность томит человека. Доказать это очень просто. Попробуйте спокойно посидеть минут десять на диване и при этом сосредоточиться на текущем моменте. Не так-то это легко. Наши мысли, как тараканы, постоянно разбегаются в стороны. Так наш ум пытается как-то развлечься, чем-то себя занять. Если внимательно последим за ним, то увидим, что его любимое занятие — бежать в прошлое или будущее. Ещё один трюк в его исполнении — создать для нас иллюзию, что ты решаешь какие-то глобальные задачи и участвуешь в каком-то масштабном проекте. Именно таким для христиан города Салоники было чрезмерное ожидание Второго Пришествия. Их ум нашёптывал им, что, думая о вероятном будущем, они делают что-то важное, значимое и богоугодное. Нередко так поступаем и мы. Создаём фантазию, в которую уходим с головой. Человек может днями мониторить новостные ленты, переживать за события, которые происходят за сотни или тысячи километров от него и имеют к нему лишь косвенное отношение, может воевать с теми, кто смотрит на эти события как-то иначе, а когда ему говорят: одумайся, ты одержим, начинает упрекать окружающих, что они бессердечные эгоисты, которые думают только о себе. Другое дело я и мои переживания за весь мир, который вряд ли устоит, если я перестану о нём думать. И парадокс нередко бывает на лицо. Человек переживает за всё человечество, а его ближние страдают. Борется за права абстрактных дальних, а конкретных ближних ненавидит.
Почему же это происходило с христианами Салоник, почему то же самое происходит с нами? Потому что в настоящем нам неуютно. Реальность настоящего момента мучительна для нас. Мучительна, потому что в нашем сердце пустота. И мы просто боимся остаться наедине с самими собой. А потому и бежим от неё в мир фантазий, оправдывая это бегство высокими и благородными идеями.
Поэтому апостол и говорит: оставьте свои высокие и благородные фантазии о завтра и сосредоточьтесь на настоящем моменте, пусть он и кажется вам обыденно-прозаичным. Просто честно выполняйте свои повседневные обязанности в простоте сердца. Живите этим днём, этим моментом. Ведь и в Евангелии прямо сказано: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы». Из-за того, что наша голова занята решением глобальных проблем, пытаясь убежать от текучки серых будней, мы упускаем в своей жизни самое важное. Ведь где бы мы ни находились, когда бы мы ни жили, чем бы мы ни были заняты, единственное место, где можно встретить Бога — это настоящий момент, ибо у Господа нет вчера и завтра. Мы не найдём Его там. А есть только одно непрекращающееся и вечно длящееся здесь и сегодня.
Не откладывайте. Наталья Сазонова
Недавно читала книгу о докторе Гаазе.
За бескорыстную помощь вся Москва 19 века называла его «святым доктором». Я задумалась над его призывом: «Спешите делать добро».
«Делать добро» — здесь всё понятно, но почему «спешите»? Разве можно не успеть?! Можно...
Живёт человек. И всю жизнь только для себя живёт, только о себе заботится. А к концу этой жизни понимает, что бесполезно прожил. Пустая она. Потому что ничего-то в ней для других сделать не успел.
Только не успеть, точнее, опоздать, можно не только к концу жизни, но и пока живёшь. Пока есть силы, и есть потребность и есть случай.
Как-то в интернете наткнулась на документальный фильм о пожизненно заключённых. Осуждённые рассказывали о себе; за что сидят, о чём сейчас думают, о чём сожалеют или... не сожалеют. Меня потрясло интервью с одним заключённым. Мужчина сорока лет, двадцать из них уже отсидел. На вопрос журналиста о чём он сожалеет, ответил: «Знаете, я в тюрьме Евангелие впервые прочёл. Переосмыслил многое в своей жизни. Столько бы мог людям пользы и добра сделать. И никто меня в этом не ограничивал, а не сделал ... А сейчас есть у меня на то и силы и желание, но ограничений много. Столько сделать нужного людям, как на свободе бы мог, в тюрьме не удаётся. Стараюсь, но знаю, что мог бы больше. Вот о чём сожалею».
Я услышала эти слова и вспомнила:
«Спишите делать добро!» Оказывается, такую возможность можно навсегда потерять. Я и не задумывалась над этим.
А недавно поняла ещё один смысл призыва «святого доктора».
Возвращаюсь с работы. Около моего подъезда, на лавочке — бездомный. Так вот сидя, и уснул. Грязный, одет в лохмотья. Рядом с ним — пакет, в нём пол батона хлеба. Сразу захотелось его накормить чем-нибудь горячим. Поднялась в квартиру, глянула в окно; человек не ушёл, лежит, спит. Ну и решила: перекушу быстро, успею. Не обедала, есть хочется. Разогрела еду, поела. А бездомный на лавке всё спит. Стала и ему поесть разогревать. Потом в кладовой одежду подходящую нашла. Всё собрала в сумку и спустилась на улицу. Вышла... а на лавке никого нет! Я туда-сюда; нигде бездомного не видно. Ведь только что был! Две ближайшие помойки обежала — нет нигде! Так и не нашла его. Поплелась со своей сумкой обратно. Ну как же так?! И тут, как ответ, снова вспомнила: «спешите делать добро».
Спешите — значит не откладывайте! Я уверена: Бог через других людей поможет этому человеку, а я свою возможность помочь потеряла. Спешите делать добро!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Томас Эдисон и его мать
«Меня сделала моя мать. Она искренне верила в меня», — говорил американский изобретатель Томас Эдисон. Он называл мать своим добрым гением и всегда вспоминал о ней с любовью и нежностью.
11 февраля 1847 года в городке Майлан штата Огайо у торговца зерном Сэмюэля Эдисона и его жены Нэнси родился сын. Мальчика назвали Томасом. Он рос здоровым и жизнерадостным. Едва научившись ходить, малыш всюду следовал за матерью. Отец был в постоянных разъездах по торговым делам, и воспитанием ребёнка занималась Нэнси. Всё время мать и сын проводили вместе. Знакомые и соседи Эдисонов поражались тому, как сильно мальчик был похож на мать. У него были такие же глубокие, внимательные серые глаза. Да и характер точь-в точь материнский — общительный, добрый, открытый.
Стремлением к знаниям Томас тоже пошёл в мать. Нэнси с детства очень хотела стать учительницей, и её отец, приходской священник, дал дочери прекрасное воспитание и образование. До замужества она несколько лет работала в школе. Терпеливо и обстоятельно Нэнси отвечала на все вопросы любознательного сына. А их было множество. Почему птицы летают? Почему на небе облака? Почему горит огонь? Томас с радостью и упоением постигал окружающий мир.
Когда мальчику исполнилось семь лет, он пошёл в школу. Томас ждал этого дня с нетерпением. Но учителям не пришёлся по нраву его любознательный характер. Они называли Томаса неусидчивым и часто наказывали. Так прошло около двух месяцев, и однажды мальчик вернулся из школы с запиской от преподавателя. Нэнси развернула сложенный вдвое листок. На лицо её набежала тень, глаза наполнились слезами... Но она быстро взяла в себя в руки. С любовью глядя на сына, мать прочла записку вслух: «Миссис Эдисон! Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала для него, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
И Томас стал учиться дома. Нэнси, у которой за плечами был богатый преподавательский опыт, удивительным образом удавалось совмещать хлопоты по хозяйству с ежедневными занятиями строго по расписанию. Под её терпеливым руководством сын очень быстро научился читать и писать. Мать учила его арифметике, истории, географии и физике и всем остальным основным дисциплинам. Когда Томасу исполнилось всего 9 лет, они вместе прочли «Начала» — знаменитый фундаментальный труд Исаака Ньютона.
Миссис Эдисон скончалась в 1871 году, когда её сыну было 24 — он твёрдо стоял на ногах и уже заявил о себе как о талантливом изобретателе и инженере. А через несколько лет о Томасе Эдисоне заговорил весь мир. Благодаря его идеям в дома людей пришло электрическое освещение. Эдисон усовершенствовал телеграф, он изобрёл микрофон и фонограф, открыв эру звукозаписи.
Однажды, будучи уже на вершине своей изобретательской славы, Томас Эдисон решил разобрать старый семейный архив. Среди писем и документов ему попался сложенный вдвое листок, который показался мужчине знакомым. Томас развернул его и ахнул. Это была та самая записка, с которой много лет назад учитель отправил его из школы. Только слова в ней почему-то были совсем не те, что когда-то вслух прочла ему мать. «Миссис Эдисон! — писал учитель. — Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Учите его самостоятельно дома». Томас отложил записку в сторону и заплакал.
...Как-то раз Эдисон общался с репортёрами. «Что помогло вам стать изобретателем?», — спросил один из них. И он ответил: «Не будь у меня такой матери, из меня, пожалуй, не вышло бы ничего путного. Только её безграничная вера в мои способности, любовь, соединенная с упорством, нежностью и добротой смогли сделать меня тем, кто я есть».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
26 апреля. О милосердии
В 31-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот».
О милосердии, — игумен Лука Степанов.