
1 Сол., 263 зач., I, 6-10.
Глава 1.
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Апостол Павел благодарит и хвалит жителей Солуни за то, как они смогли укрепиться в христианской вере, невзирая ни на какие проблемы и скорби, связанные с гонениями. Более того: он прямо называет их «образцом для всех верующих Македонии и Ахаии». И дальше в тексте очень примечательная фраза: вы настолько убедительны своей жизнью, что и говорить-то ничего о вас не требуется — сами о себе свидетельствуете куда убедительнее!
Выше в послании апостол говорил о том, что его благовествование было не только в слове, но и в Святом Духе, и в силе, и с «удостоверением». Для нас всё это звучит несколько необычно: но для Павла было принципиально важно убедиться, что его слово — «работает», а не оказывается семенем, сгнившим в неподходящих условиях.
Главный показатель действенности апостольского слова — стойкость солунян. Несмотря ни на какие притеснения, они сохраняют верность Евангелию. Но эта верность опирается не только и не столько на развитую силу воли — сколько на силу Божию, которая явственным образом присутствует в первохристианской общине Фессалоник.
Каждый из нас иногда задумывался: а хватит ли у меня сил, чтобы перенести те скорби, несчастья, горести, которые могут выпасть на мою долю? Недавно я познакомился с человеком, который именно для развития своей стойкости пошёл — не поверите! — на специальные занятия с йогом стоять на гвоздях. Он решил, что таким образом, привыкая к постоянному преодолению боли и дискомфорта, в решительный момент исповедания веры окажется более подготовленным и не даст «слабину». Но, откровенно говоря, меня такая разновидность «духовной практики» насторожила, и вот почему.
Самое сложное — и в то же время самое важное для христианина — сохранить настроенность на постоянный диалог, непрекращающееся взаимодействие со Христом в Духе Святом. И это — не какие-то мысленные конструкты, а обыденная реальность, отражающаяся в самых простых будничных вещах. Когда человек привыкает «ходить пред Богом» в мелочах, чувствовать, как Иов, «дыхание Духа в ноздрях своих» — он перестаёт заглядывать сильно вперёд и заботиться о том, чтобы вовремя «подстелить соломку». Ведь если он с Богом — и точно знает, что не будет искушения выше сил — но, по слову апостола, вместе с испытанием будет даны и силы, чтобы его перенести — то лучше время и силы потратить не на эгоцентрическое «прокачивание силы воли», а на творение добрых дел — которые точно Богу будут куда приятнее!
Помоги же нам, Господи, во всём искать Твою волю и не быть заложниками наших, человеческих, установок!
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.