1 Сол., 263 зач., I, 6-10.
Глава 1.
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Апостол Павел благодарит и хвалит жителей Солуни за то, как они смогли укрепиться в христианской вере, невзирая ни на какие проблемы и скорби, связанные с гонениями. Более того: он прямо называет их «образцом для всех верующих Македонии и Ахаии». И дальше в тексте очень примечательная фраза: вы настолько убедительны своей жизнью, что и говорить-то ничего о вас не требуется — сами о себе свидетельствуете куда убедительнее!
Выше в послании апостол говорил о том, что его благовествование было не только в слове, но и в Святом Духе, и в силе, и с «удостоверением». Для нас всё это звучит несколько необычно: но для Павла было принципиально важно убедиться, что его слово — «работает», а не оказывается семенем, сгнившим в неподходящих условиях.
Главный показатель действенности апостольского слова — стойкость солунян. Несмотря ни на какие притеснения, они сохраняют верность Евангелию. Но эта верность опирается не только и не столько на развитую силу воли — сколько на силу Божию, которая явственным образом присутствует в первохристианской общине Фессалоник.
Каждый из нас иногда задумывался: а хватит ли у меня сил, чтобы перенести те скорби, несчастья, горести, которые могут выпасть на мою долю? Недавно я познакомился с человеком, который именно для развития своей стойкости пошёл — не поверите! — на специальные занятия с йогом стоять на гвоздях. Он решил, что таким образом, привыкая к постоянному преодолению боли и дискомфорта, в решительный момент исповедания веры окажется более подготовленным и не даст «слабину». Но, откровенно говоря, меня такая разновидность «духовной практики» насторожила, и вот почему.
Самое сложное — и в то же время самое важное для христианина — сохранить настроенность на постоянный диалог, непрекращающееся взаимодействие со Христом в Духе Святом. И это — не какие-то мысленные конструкты, а обыденная реальность, отражающаяся в самых простых будничных вещах. Когда человек привыкает «ходить пред Богом» в мелочах, чувствовать, как Иов, «дыхание Духа в ноздрях своих» — он перестаёт заглядывать сильно вперёд и заботиться о том, чтобы вовремя «подстелить соломку». Ведь если он с Богом — и точно знает, что не будет искушения выше сил — но, по слову апостола, вместе с испытанием будет даны и силы, чтобы его перенести — то лучше время и силы потратить не на эгоцентрическое «прокачивание силы воли», а на творение добрых дел — которые точно Богу будут куда приятнее!
Помоги же нам, Господи, во всём искать Твою волю и не быть заложниками наших, человеческих, установок!
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.