
Апостол Павел. Мозаика
1 Сол., 273 зач., V, 14-23.
Глава 5.
14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16 Всегда радуйтесь.
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
20 Пророчества не уничижайте.
21 Все испытывайте, хорошего держитесь.
22 Удерживайтесь от всякого рода зла.
23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Наблюдая за людьми нетрудно заметить, что прекрасные идеи имеют свойство улетучиваться из сознания, когда им кажется, что обстоятельства требуют играть по другим правилам. Взрослые и дети, мы одинаково забываем про красивые слова, когда оказывается, что есть вещи поважнее. Одними из таких правил, к сожалению, являются правила религиозные. Мы очень любим называть себя христианами, но являемся ли таковыми, когда дело доходит до чего-то конкретного?
В сегодняшнем чтении апостол обращается к Фесалоникийцам, призывая их действовать по-христиански и воспринимая это не как обязанность, но как волю Божию. При этом апостол, конечно, понимает, что естественная человеческая реакция скорее противоречит его словам. Бесчинных проще наказать, малодушных оставить наедине с их проблемами, а слабым рассказать про естественный отбор... Но Христос для того и пришел, чтобы изменить мир в самих его основах.
Итак, апостол умоляет учеников, чтобы они вразумляли бесчинных. Но что значат эти слова? Под бесчинными он подразумевает людей, которые не знают порядка. И значит вразумлять их — это приводить их в разум истины, возвращать им здравый и разумный взгляд на мир. Могут спросить, с какой стати христиане должны вразумлять остальных, разве чья-то неразумность это их проблемы? Но бесчиние человека может быть не его виной, но его бедой... Он мог быть неправильно научен и воспитан и поэтому общество и люди, окружающие его, могут разделить с ним ответственность, с любовью исправляя его и приводя к пониманию того, как должно действовать в мире.
Апостол призывает поддерживать малодушных или робких и утешать слабых. Как часто мы сами желаем выглядеть боязливыми и нерешительными, когда знаем о грядущей ответственности, как желаем быть слабыми и надеемся, что кто-нибудь нас поддержит и направит, чтобы нам не отвечать за содеянное. Но апостол не раз подчеркивал, что верующий должен воспринимать себя как сильного, того, кто может помочь другим...
Понимая, что обычный человек, вразумляя бесчинных, поддерживая малодушных и слабых, будет терять всяческое терпение, апостол призывает учеников быть долготерпеливыми ко всем, не воздавая злом за зло, но напротив, совершая добро всякий раз, когда это возможно.
Впрочем, как кажется, далее апостол призывает учеников даже к невозможному. Он говорит: "всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Эти слова буквально завораживают своей красотой, но в не меньшей степени могут испугать своей неисполнимостью... И если радость и благодарность — это чувства, которые хотя и с трудом, человек все же может возгревать в своем сердце, то как быть с молитвой, которую обычно понимают как произнесение конкретных слов и фраз, обращенных к Богу.
Однако, в церковном предании существует такое понимание повеления апостола, которое делает его вполне исполнимым для всех. Непрестанно молиться каждый человек начинает тогда, когда исполняет волю Божию, находится с Ним в непрестанном внутреннем диалоге, когда предстоит Ему в каждом своём деле, когда в добрых мыслях и чувствах, видит главное содержание своей жизни. И самое важное, совершая все это действует так не только тогда, когда этому способствуют обстоятельства, но во всякое время.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема