Есть много памятных дат, которыми по праву может гордиться наша страна. Вместе с тем, в нашей истории есть такие события, отношение к которым до сих пор еще формируется. Среди них, пожалуй, одно из самых сложных - Первая мировая война. Современники называли эту войну Второй отечественной, поминая что Первой отечественной была война с Наполеоном. Мировая пресса именовала её Великой войной. И по праву. Именно эта война неузнаваемо изменила политическую карту Европы, вызвала резкие социальные, психологические и культурные изменения во всем мире. Недаром считается, что старый свет закончился в 14-ом году.
В этой войне Россия потеряла более двух миллионов погибших на фронтах, один миллион гражданского населения. И свыше трех миллионов находились в плену. Однако именно в России героям Первой мировой особенно «не повезло». Та политическая сила, что пришла на гребне войны к власти, сделала все для того, чтобы в массовом сознании превратить «Вторую отечественную» в позорную «империалистическую», и чтобы подвиги ее героев были забыты надолго.
Впрочем, ничего удивительного. В этой войне большевики, фактически, участвовали на стороне врагов России. Даже когда при Сталине стало возможным прославлять героев Полтавы, Измаила, Бородина, защитников Севастополя, - а ведь для советской истории это были герои реакционного царского режима — и тем не менее, про них снимали фильмы, писали книги… И даже тогда Первая мировая так не была реабилитирована.
Первая мировая – сложная тема. И сложная именно своим историческим парадоксом. Злая ирония заключается в том, что Россия, столько сделавшая для победы блока Антанты, не раз спасавшая своих союзников, была не только лишена плодов этой победы, но и исчезла как государство, стала площадкой для экспорта «мирового пожара», - как писал Блок. Помните, у него в поэме «Двенадцать»?
Мы на горе всем буржуем
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови, -
Господи, благослови.
Какие страшные слова. А ведь России до победы было не так далеко. По многим внешним показателям России было легче, чем другим участникам конфликта. Достаточно вспомнить, что война никогда не пересекала границ Пинска и БарАновичей – т.е. неприятельские войска не проникли дальше приграничных губерний России. Так что если бы большевики не производили на фронтах разложение армии и флота, не подстрекали к бунту, не вели тайных переговоров с немцами, может быть и исход войны был бы иным, да и вся дальнейшая история России… И не было бы Гражданской войны, ГУЛАГА, этого эксперимента по построению утопической идеологии на одной пятой суши. Тот эксперимент провалился, доказав свою социальную несостоятельность, однако он стоил нашей стране десятков миллионов жизней, страшных духовных комплексов и ужасного послевкусия в виде цинизма, всеобщего озлобления, неверия, отчуждения всех от всех… Действительно жестокий, мистический парадокс, который еще предстоит осмыслить.
Да, история Первой мировой для нашей страны – это история великого краха. И мне кажется, его последствия до сих пор витают над нашей страной. Не только Россия, но и все страны и народы, которые входят в состав «исторической Руси», должны сегодня не забывать причину и следствия той страшной и трагической войны. И ту основную и важную истину, что Россия Первую мировую не проиграла, она просто не дожила до победы.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема