Есть много памятных дат, которыми по праву может гордиться наша страна. Вместе с тем, в нашей истории есть такие события, отношение к которым до сих пор еще формируется. Среди них, пожалуй, одно из самых сложных - Первая мировая война. Современники называли эту войну Второй отечественной, поминая что Первой отечественной была война с Наполеоном. Мировая пресса именовала её Великой войной. И по праву. Именно эта война неузнаваемо изменила политическую карту Европы, вызвала резкие социальные, психологические и культурные изменения во всем мире. Недаром считается, что старый свет закончился в 14-ом году.
В этой войне Россия потеряла более двух миллионов погибших на фронтах, один миллион гражданского населения. И свыше трех миллионов находились в плену. Однако именно в России героям Первой мировой особенно «не повезло». Та политическая сила, что пришла на гребне войны к власти, сделала все для того, чтобы в массовом сознании превратить «Вторую отечественную» в позорную «империалистическую», и чтобы подвиги ее героев были забыты надолго.
Впрочем, ничего удивительного. В этой войне большевики, фактически, участвовали на стороне врагов России. Даже когда при Сталине стало возможным прославлять героев Полтавы, Измаила, Бородина, защитников Севастополя, - а ведь для советской истории это были герои реакционного царского режима — и тем не менее, про них снимали фильмы, писали книги… И даже тогда Первая мировая так не была реабилитирована.
Первая мировая – сложная тема. И сложная именно своим историческим парадоксом. Злая ирония заключается в том, что Россия, столько сделавшая для победы блока Антанты, не раз спасавшая своих союзников, была не только лишена плодов этой победы, но и исчезла как государство, стала площадкой для экспорта «мирового пожара», - как писал Блок. Помните, у него в поэме «Двенадцать»?
Мы на горе всем буржуем
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови, -
Господи, благослови.
Какие страшные слова. А ведь России до победы было не так далеко. По многим внешним показателям России было легче, чем другим участникам конфликта. Достаточно вспомнить, что война никогда не пересекала границ Пинска и БарАновичей – т.е. неприятельские войска не проникли дальше приграничных губерний России. Так что если бы большевики не производили на фронтах разложение армии и флота, не подстрекали к бунту, не вели тайных переговоров с немцами, может быть и исход войны был бы иным, да и вся дальнейшая история России… И не было бы Гражданской войны, ГУЛАГА, этого эксперимента по построению утопической идеологии на одной пятой суши. Тот эксперимент провалился, доказав свою социальную несостоятельность, однако он стоил нашей стране десятков миллионов жизней, страшных духовных комплексов и ужасного послевкусия в виде цинизма, всеобщего озлобления, неверия, отчуждения всех от всех… Действительно жестокий, мистический парадокс, который еще предстоит осмыслить.
Да, история Первой мировой для нашей страны – это история великого краха. И мне кажется, его последствия до сих пор витают над нашей страной. Не только Россия, но и все страны и народы, которые входят в состав «исторической Руси», должны сегодня не забывать причину и следствия той страшной и трагической войны. И ту основную и важную истину, что Россия Первую мировую не проиграла, она просто не дожила до победы.
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема











