
Жил в лесу один медведь, который очень любил мёд. Без мёда он и дня не мог прожить. Стоило ему увидеть в дереве дупло, в котором гудели пчёлы, радости этого медведя не было предела. Он тут же забирался вверх по стволу, разорял пчельник и принимался поедать мёд. Пчёлы облепляли обжору со всех сторон, стараясь его ужалить, но у них ничего не получалось: ведь у медведей мех густой и длинный, а жало у пчёл короткое. Если же пчёлы начинали медведя чересчур донимать, косолапый спускался с дерева, начинал кататься по земле или залезал в воду. Затем он снова забирался на дерево и до отвала ел медовые соты.
Много раз пчёлы в лесу меняли дупло, но медведь всё равно по медовому запаху разыскивал пчельник.
Однажды осенью в лес пришёл какой-то человек за дровами и увидел на дереве медведя, который разорил пчельник и пожирал мёд из дупла.
— Ах ты, косолапый разбойник! —воскликнул человек. — Значит, ты повадился убивать пчёл и есть их готовый мёд. Сейчас я тебя проучу!
Человек замахнулся на медведя топором. Косолапый испугался, спустился с дерева и убежал в лес.
А дровосек залез на дерево, поправил улей, привёл в порядок соты и отправился домой.
Пчёлы, видевшие всё это, сильно удивились и спросили у пчелиной матки:
— Почему этот человек не стал есть наш мёд? Может быть, он ему не нравится?
Матка пчела говорит:
— Догоните этого человека и спросите, почему он не съел наш мёд.
Пчёлы так и сделали: догнали человека, окружили его и начали расспрашивать.
— Что же тут непонятного? — ответил им человек. — Если бы я сейчас съел или забрал с собой весь ваш мёд, вам самим ничего не осталось бы на зиму. Тогда вы погибли бы от голода. Лучше я приду к вам будущим летом, когда у вас будет много мёда и, если мне повезёт, вы меня им угостите.
Вернулись пчёлы в дупло и передали матке-пчеле ответ человека.
— Впервые слышу, чтобы кто-то подумал о нас, а не только о себе, — сказала матка-пчела и созвала на совет всех пчёл.
И решили пчёлы вместе полететь к тому человеку и просить, чтобы он и впредь оберегал их от медведя.
Прилетели пчёлы к человеку и говорят:
— Возьми нас под своё покровительство, не давай медведю в обиду. А мы тебе за это спасибо скажем и мёдом будем делиться.
— Хорошо, —сказал им человек. — Живите у меня.
Он соорудил возле своего дома хороший улей, и пчёлы с радостью в него переселились.
С тех пор в благодарность за защиту и заботу пчёлы угощают людей мёдом.
(по мотивам башкирской народной сказки)
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов