
В духовном поле православной лирики, я всегда, друзья, как-то выделял для себя те стихотворения, в которых повествуется о пребывании мирянина во храме.
Почему так — не знаю; может оттого, что для человека, одаряемого вспышками вдохновения, именно посещение церкви оказывается благодатным поводом к особому, исповедальному, разговору о драгоценных чувствах, переживаемых в Божьем доме. Теперь о нашем сегодняшнем пиите.
...Мой далёкий тёзка, потомственный дворянин Костромской губернии, Павел Потехин отошёл к Господу в 1910-м, на 59-м году жизни. В тот день добрейший Павел Борисович решил окунуться в Волгу, и у него остановилось сердце.
Поэтом он себя называть не решался, и я думаю, что это верная самооценка; его сподручней причислять к стихослагателям, стихотворным литераторам.
Если говорить об иных его трудах, то скажу, что многолетний служитель Министерства народного просвещения, Потехин открыл в родовом селе Ильинском церковно-приходскую школу, которую опекал до конца жизни. И стихи он писал тоже — до конца, отсылая их изредка в любимый журнал «Русский паломник».
Давно уж колокол церковный
Сзывает прихожан во храм,
Где людям мир святой, духовный
Преподаёт Спаситель сам...
Давно, давно звонят к обедне,
А я всё медлю и ленюсь:
Как рыба трепетная в бредне,
Я суетой мирской томлюсь...
Так часто счастия святого
Лишаюсь добровольно я
И по внушенью духа злого
Готовлю к гибели себя...
Что может быть отрадней в мире
Церковных гимнов и молитв?
Какой сравняться с ними лире
Среди житейских бурь и битв?..
Я чувствую восторг блаженный,
Когда всем сердцем я пою,
Но мир вкушаю я священный,
Когда во храме я стою.
Павел Потехин, «Перед обедней», 1896 год
После смерти Павла Потехина его друзья сложили в память о нём хорошую книгу, куда вошли почти все молитвенные стихотворения, созданные этим костромским дворянином за последние двадцать лет уходящего в историю XIX века. Добавлю ещё, что когда Павла Борисовича хоронили, то все окрестные крестьяне собрались на отпевание: они всегда называли его добрым барином и благодетелем. Я завершу нашу программу его большим стихотворением «Чудные мгновения». Оно — о том, с чего я и начал: о нашем пребывании в храме.
Господь нередко посылает
Мне в храме чудные мгновенья:
Душа невольно источает
Святые слёзы умиленья.
Глубоко в сердце западают
Молитвословия живые;
В уме бесследно исчезают
Мечты и помыслы земные.
Я весь проникнут созерцаньем
Творца духовными очами,
С любовью, верой, упованьем
Молюсь и сердцем, и устами.
Всего меня восторг священный
И трепет благостный объемлет,
И крестным знаменьем смущенный
Мой демон-искуситель дремлет...
Вот отчего я так охотно
Хожу во храм и там молюся;
Я там смиренно, беззаботно
С Творцом и ближними мирюся...
О Боже, Отче, Вседержитель!
Не презри моего моленья,
Грехов и смерти Искупитель,
Шли чаще мне сии мгновенья.
Павел Потехин, «Чудные мгновения», 1895 год
Все выпуски программы Рифмы жизни
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер