
В духовном поле православной лирики, я всегда, друзья, как-то выделял для себя те стихотворения, в которых повествуется о пребывании мирянина во храме.
Почему так — не знаю; может оттого, что для человека, одаряемого вспышками вдохновения, именно посещение церкви оказывается благодатным поводом к особому, исповедальному, разговору о драгоценных чувствах, переживаемых в Божьем доме. Теперь о нашем сегодняшнем пиите.
...Мой далёкий тёзка, потомственный дворянин Костромской губернии, Павел Потехин отошёл к Господу в 1910-м, на 59-м году жизни. В тот день добрейший Павел Борисович решил окунуться в Волгу, и у него остановилось сердце.
Поэтом он себя называть не решался, и я думаю, что это верная самооценка; его сподручней причислять к стихослагателям, стихотворным литераторам.
Если говорить об иных его трудах, то скажу, что многолетний служитель Министерства народного просвещения, Потехин открыл в родовом селе Ильинском церковно-приходскую школу, которую опекал до конца жизни. И стихи он писал тоже — до конца, отсылая их изредка в любимый журнал «Русский паломник».
Давно уж колокол церковный
Сзывает прихожан во храм,
Где людям мир святой, духовный
Преподаёт Спаситель сам...
Давно, давно звонят к обедне,
А я всё медлю и ленюсь:
Как рыба трепетная в бредне,
Я суетой мирской томлюсь...
Так часто счастия святого
Лишаюсь добровольно я
И по внушенью духа злого
Готовлю к гибели себя...
Что может быть отрадней в мире
Церковных гимнов и молитв?
Какой сравняться с ними лире
Среди житейских бурь и битв?..
Я чувствую восторг блаженный,
Когда всем сердцем я пою,
Но мир вкушаю я священный,
Когда во храме я стою.
Павел Потехин, «Перед обедней», 1896 год
После смерти Павла Потехина его друзья сложили в память о нём хорошую книгу, куда вошли почти все молитвенные стихотворения, созданные этим костромским дворянином за последние двадцать лет уходящего в историю XIX века. Добавлю ещё, что когда Павла Борисовича хоронили, то все окрестные крестьяне собрались на отпевание: они всегда называли его добрым барином и благодетелем. Я завершу нашу программу его большим стихотворением «Чудные мгновения». Оно — о том, с чего я и начал: о нашем пребывании в храме.
Господь нередко посылает
Мне в храме чудные мгновенья:
Душа невольно источает
Святые слёзы умиленья.
Глубоко в сердце западают
Молитвословия живые;
В уме бесследно исчезают
Мечты и помыслы земные.
Я весь проникнут созерцаньем
Творца духовными очами,
С любовью, верой, упованьем
Молюсь и сердцем, и устами.
Всего меня восторг священный
И трепет благостный объемлет,
И крестным знаменьем смущенный
Мой демон-искуситель дремлет...
Вот отчего я так охотно
Хожу во храм и там молюся;
Я там смиренно, беззаботно
С Творцом и ближними мирюся...
О Боже, Отче, Вседержитель!
Не презри моего моленья,
Грехов и смерти Искупитель,
Шли чаще мне сии мгновенья.
Павел Потехин, «Чудные мгновения», 1895 год
Все выпуски программы Рифмы жизни
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело