
Большая семья сидела за чаепитием в саду. Благоухали цветущие липы. На столе пыхтел большой самовар. Пока взрослые дочери разливали чай, красивая дама средних лет в светлом платье перебирала струны гитары. Из плетёного кресла-качалки на неё с восхищением и любовью смотрел муж. Длинная седая борода добавляла ему возраста, хотя он был совсем ещё не стар. Супруги отмечали серебряную свадьбу. 25 лет они прожили вместе, разделяя на двоих радости и печали. Воспитали детей. В разгар чаепития мужчина вдруг достал из кармана пиджака тетрадь. «Я тут сочинил кое-что для тебя», — обратился он к жене. Супруга отложила гитару, взглянула с любопытством. Мужчина неловко кашлянул и прочёл название: «Хозяйка Медной горы...». Дело было в 1936 году. Именно тогда Павел Петрович Бажов написал свои первые уральские сказы. А вдохновила его на творчество супруга — Валентина Александровна.
«Жене я обязан своей творческой жизнью», — говорил Бажов. В 1939-м вышло первое издание его сборника «Малахитовая шкатулка». Павел Петрович с волнением вручил супруге новенький, пахнущий свежей типографской краской, томик. Женщина бережно открыла его и прочла дарственную надпись на титульном листе: «Неизменному другу и помощнику, милой моей жене, первому читателю, критику и советчику — с уважением, любовью и благодарностью». Именно на этих чувствах крепко стоял счастливый брак Бажовых.
Они встретились в 1907 году. Но тогда даже представить себе не могли, что их жизни окажутся связаны воедино. Павел Петрович был молодым педагогом, преподавателем русского языка в Екатеринбургском епархиальном женском училище. Семнадцатилетняя Валентина Иваницкая — его ученицей. Валя была настоящей красавицей — высокая, стройная, с тяжёлыми русыми косами. Однако преподаватель словесности, казалось, никак не выделял её среди других воспитанниц. Был, как и с остальными, строг и требователен. Сердечная и душевная привязанность обнаружилась позже. Валя тогда уже окончила училище, но часто приходила навестить подруг, которые занимались классом младше. Тогда-то Павел Петрович и Валентина Александровна впервые посмотрели друг друга новыми глазами. 3 июля 1911 года они обвенчались. «Наша совместная жизнь сложилась на основе глубокой любви, большой дружбы и доверия. Эти чувства прошли через всю нашу жизнь, не угаснув до последних дней», — вспоминала Валентина Бажова. Накануне свадьбы Павел Петрович подарил жене стихотворение, которое сам написал. В нём были такие строки: «Об руку смело пойдём мы вперёд, светлую веру храня...». Именно так, рука об руку, Бажовы прошли по жизни долгие сорок лет.
Им пришлось вынести многое. Революцию. Гибель детей. Войны и голод. Жизнь помотала Бажовых по большой стране. Но всюду и всегда их спасала и возвращала к жизни любовь. В доме никогда не было ссор, недоразумений, тяжелых сцен. В 1921 году Павел Петрович тяжело заболел тифом. Был на грани жизни и смерти. Супругу к нему в госпиталь не пускали. Но каждый день через медсестёр Валянушка — так ласково звал жену Бажов — передавала ему трогательные записки. «Выздоравливай, милый мой, хороший, золотко моё родное!» — писала она мужу.
В голодный 1930 год, когда стало нечем кормить детей, Бажовы решили продать единственную семейную драгоценность — свои обручальные кольца. Расставаться с этим символом любви было нелегко. Но Бажов сказал жене: «Ведь наша с тобою любовь — не в кольцах, а в душах. Значит, вечная».
Писатель Борис Полевой рассказывал, как однажды Павел Петрович, уже глубокий старик, показал ему фотографию, сделанную в день его венчания. «Это мы с Валюней после свадьбы», — сказал с такой любовью и волнением, как будто не много лет назад, а только что вышел из-под венца. А Валентина Александровна Бажова вспоминала, как после венчания муж протянул ей шоколадную конфету. Павел и Валентина разломили её пополам и съели вместе. «С тех пор всё у нас пополам: и горе, и радость», — говорила Валентина Александровна. Она пережила мужа на 21 год. И до самой своей кончины хранила ему верность.
На месте разрушенного в годы революции храма Николая Чудотворца в деревне Кашино в Пермском крае, где когда-то венчались Бажовы, сегодня стоит памятный камень в честь этого события. К нему с цветами приходят молодожёны. Они вспоминают удивительную любовь Валентины Александровны и Павла Петровича Бажовых и мечтают, чтобы из брак был таким же крепким.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема