
Фото: RDNE Stock project / Pexels
Большая семья сидела за чаепитием в саду. Благоухали цветущие липы. На столе пыхтел большой самовар. Пока взрослые дочери разливали чай, красивая дама средних лет в светлом платье перебирала струны гитары. Из плетёного кресла-качалки на неё с восхищением и любовью смотрел муж. Длинная седая борода добавляла ему возраста, хотя он был совсем ещё не стар. Супруги отмечали серебряную свадьбу. 25 лет они прожили вместе, разделяя на двоих радости и печали. Воспитали детей. В разгар чаепития мужчина вдруг достал из кармана пиджака тетрадь. «Я тут сочинил кое-что для тебя», — обратился он к жене. Супруга отложила гитару, взглянула с любопытством. Мужчина неловко кашлянул и прочёл название: «Хозяйка Медной горы...». Дело было в 1936 году. Именно тогда Павел Петрович Бажов написал свои первые уральские сказы. А вдохновила его на творчество супруга — Валентина Александровна.
«Жене я обязан своей творческой жизнью», — говорил Бажов. В 1939-м вышло первое издание его сборника «Малахитовая шкатулка». Павел Петрович с волнением вручил супруге новенький, пахнущий свежей типографской краской, томик. Женщина бережно открыла его и прочла дарственную надпись на титульном листе: «Неизменному другу и помощнику, милой моей жене, первому читателю, критику и советчику — с уважением, любовью и благодарностью». Именно на этих чувствах крепко стоял счастливый брак Бажовых.
Они встретились в 1907 году. Но тогда даже представить себе не могли, что их жизни окажутся связаны воедино. Павел Петрович был молодым педагогом, преподавателем русского языка в Екатеринбургском епархиальном женском училище. Семнадцатилетняя Валентина Иваницкая — его ученицей. Валя была настоящей красавицей — высокая, стройная, с тяжёлыми русыми косами. Однако преподаватель словесности, казалось, никак не выделял её среди других воспитанниц. Был, как и с остальными, строг и требователен. Сердечная и душевная привязанность обнаружилась позже. Валя тогда уже окончила училище, но часто приходила навестить подруг, которые занимались классом младше. Тогда-то Павел Петрович и Валентина Александровна впервые посмотрели друг друга новыми глазами. 3 июля 1911 года они обвенчались. «Наша совместная жизнь сложилась на основе глубокой любви, большой дружбы и доверия. Эти чувства прошли через всю нашу жизнь, не угаснув до последних дней», — вспоминала Валентина Бажова. Накануне свадьбы Павел Петрович подарил жене стихотворение, которое сам написал. В нём были такие строки: «Об руку смело пойдём мы вперёд, светлую веру храня...». Именно так, рука об руку, Бажовы прошли по жизни долгие сорок лет.
Им пришлось вынести многое. Революцию. Гибель детей. Войны и голод. Жизнь помотала Бажовых по большой стране. Но всюду и всегда их спасала и возвращала к жизни любовь. В доме никогда не было ссор, недоразумений, тяжелых сцен. В 1921 году Павел Петрович тяжело заболел тифом. Был на грани жизни и смерти. Супругу к нему в госпиталь не пускали. Но каждый день через медсестёр Валянушка — так ласково звал жену Бажов — передавала ему трогательные записки. «Выздоравливай, милый мой, хороший, золотко моё родное!» — писала она мужу.
В голодный 1930 год, когда стало нечем кормить детей, Бажовы решили продать единственную семейную драгоценность — свои обручальные кольца. Расставаться с этим символом любви было нелегко. Но Бажов сказал жене: «Ведь наша с тобою любовь — не в кольцах, а в душах. Значит, вечная».
Писатель Борис Полевой рассказывал, как однажды Павел Петрович, уже глубокий старик, показал ему фотографию, сделанную в день его венчания. «Это мы с Валюней после свадьбы», — сказал с такой любовью и волнением, как будто не много лет назад, а только что вышел из-под венца. А Валентина Александровна Бажова вспоминала, как после венчания муж протянул ей шоколадную конфету. Павел и Валентина разломили её пополам и съели вместе. «С тех пор всё у нас пополам: и горе, и радость», — говорила Валентина Александровна. Она пережила мужа на 21 год. И до самой своей кончины хранила ему верность.
На месте разрушенного в годы революции храма Николая Чудотворца в деревне Кашино в Пермском крае, где когда-то венчались Бажовы, сегодня стоит памятный камень в честь этого события. К нему с цветами приходят молодожёны. Они вспоминают удивительную любовь Валентины Александровны и Павла Петровича Бажовых и мечтают, чтобы из брак был таким же крепким.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Кол., 261 зач., IV, 10-18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Бесконечный поток информации, который окружает практически каждого человека, для многих из нас стал не только привычным фоном и необходимостью. Без него многие чувствуют себя попросту неуютно. Понимая неправильность подобных ощущений, некоторые люди задумываются над тем, как эту ситуацию исправить? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 4-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его),
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.
13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
Многие люди исповедуются в том, что тратят драгоценное время жизни на социальные сети. Без них человек уже как будто бы не может, но и потратив на них время, чувствует скорее опустошённость, чем радость и удовлетворение. Многие знают, что у этого чувства есть научное объяснение, связанное с тем, что мы тратим гормон дофамин на лёгкие с точки зрения познания и смысла развлечения. Однако при этом мы часто забываем ещё об одной проблеме. Дело в том, что мы не только начинаем тревожиться, когда выходим из «зоны доступа», но и зачастую не контролируем контент, который попадает в наши души. За нас это делают другие. Мы живём навязанными смыслами, навязанными эмоциями и переживаниями. Причём обычно смыслами самого примитивного качества. Неслучайно недавно некоторые специалисты в области нейросетей заявили, что сами эти сети начали деградировать из-за потребления некачественной информации. Для любого разумного человека, подобные новости — это повод задуматься и посмотреть на себя со стороны.
Сегодняшний отрывок на первый взгляд совершенно далёк от социальных сетей и всего, что с ними связано. Апостол перечисляет своих соработников, комментирует их деятельность и передаёт приветы и даёт поручения руководителям местных общин. Среди прочих Павел говорит о Епафрасе, который был епископом города Коллосы, хотя в тот момент содержался вместе с апостолом в узах. Апостол говорит о нём как о рабе Христовом, молящемся о Церкви, которой Епафрас руководил. Примечательно, что апостол передаёт главное содержание его молитвы. И молился этот святой муж о том, чтобы вверенная ему паства пребыла совершенной и наполненной знанием того, что есть воля Божия. И, конечно, эта молитва имеет прямое отношение к каждому из нас. Потому что и нам именно этим стоит наполнять свои души. Впрочем, очень важно понимать, что речь не о формальной стороне дела. Не о том, что коллосяне, а вслед за ними и мы призваны думать о вещах сугубо духовных. В таком сведЕнии Божьей воли к чему-то специфически религиозному есть серьёзная ошибка. Божья воля — это правильный взгляд на всю нашу жизнь, на весь мир, а не только на религиозную составляющую. На самые простые и бытовые вещи, на брак, на воспитание детей, на работу и отдых можно смотреть через призму мира, но можно смотреть через призму Божественного замысла, благодаря которому мы сумеем правильно расставить приоритеты. Кроме того, смена точки зрения на деле не означает, что из одних пабликов мы должны перекочевать в другие. Потоки информации всё равно остаются потоками, они довольно быстро перестают усваиваться и превращаются в фон, создающий иллюзию активной жизни. Поэтому очень важно иметь не только правильный источник информации, но и опыт сердечной тишины и молитвенного предстояния перед Творцом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 139. Богослужебные чтения
Как победить врагов и недругов, которые строят нам козни и отравляют нашу жизнь? Ответ на этот вопрос находим в 139-м псалме, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 139.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы́ мои.
6 Гордые скрыли силки́ для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да паду́т на них горящие у́гли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечёт притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетённым и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим.
Только что прозвучавший псалом — это жалоба псалмопевца Богу на злых людей. Автор просит у Господа защиты от врагов. Примечательно то, что своих недругов он представляет в образе змеи. Особенно это чувствуется в четвёртом стихе: «изощря́ют язы́к свой, как змея́; яд а́спида под уста́ми их», — говорится здесь. В тексте оригинала в этой строке присутствует фонетическая игра. Слова, которые на русский язык переведены как «изощрять», «язык», «змея», «аспид», «уста», в древнееврейском варианте содержат звуки «ш» и «с». Такой многократный повтор создает избыток шипящих и свистящих звуков. Этот литературный приём позволяет читателю представить образ змеи более отчётливо.
Ещё одна важная характеристика врагов заключается в том, что они, по словам псалмопевца, «зло́е мы́слят в се́рдце, вся́кий день ополча́ются на брань». Если перевести это буквально, то получается, что эти люди живут ради войны. Они постоянно вынашивают в своём сердце коварные планы. Для них естественно и комфортно жить в состоянии вражды, конкуренции и соперничества. Все вместе эти характеристики недругов псалмопевца намекают на образ того самого змея, под которым в Священном Писании нередко изображается сатана. Сатана — это в переводе с еврейского «противник». Тот, в ком нет мира. Кто постоянно сопротивляется. Тот, кто всегда против и пытается навязать окружающим свою волю.
Несмотря на то, что автор псалма описывает таким способом кого-то из реальных людей, если посмотреть на более широкий контекст Священного Писания, всё оказывается не так-то просто. В Послании апостола Павла к Римлянам дословно повторяется четвёртый стих прозвучавшего псалма: «яд аспида под устами их» (Рим. 3:13). При этом апостол говорит уже не о людях-противниках, которые мешают ему жить. Он вспоминает эту строчку Псалтири, рассуждая о всеобщей греховности человечества. Яд аспида носит в себе всякий человек. Всякий из нас время от времени становится коварной змеёй, которая жалит окружающих и, что важнее всего, саму себя.
Речь идёт о том, что каждый из нас оказывается в состоянии сопротивления жизни и людям. Каждый имеет привычку по делу и без дела настаивать на своём. Добиваться собственных целей, не обращая внимания на тот ущерб, который может быть нанесён окружающим и собственной душе. Находиться рядом с таким человеком — всё равно, что сидеть на пороховой бочке. Не знаешь, когда она взорвётся. Из-за этого возникает излишнее мучительное напряжение. Поэтому, когда псалмопевец просит в начале своей молитвы: «Изба́вь меня́, Го́споди, от челове́ка зло́го», — он просит не только о том, чтобы его враги исчезли и больше его не донимали. Человек злой — это наша вторая натура, тёмная, мрачная сторона нашей души, которая порой берёт верх и вносит в жизнь хаос, боль и в итоге делает её невыносимой.
Христианская традиция обращает наше внимание именно на этого врага. С ним она призывает нас бороться. Таинства Церкви, исполнение Евангельских заповедей, вся церковная дисциплина — это те инструменты, которые помогают нам снизить градус сопротивления людям, Богу и самим себе. Они помогают нам перестать носить войну в своей душе. Как говорил преподобный Серафим Саровский, приобрести мирный дух в своём сердце. Чтобы люди, которые нас окружают, не бежали от нас без оглядки, как при виде ядовитого гада, но тянулись к нам, как к источнику мягкого тепла и света.
«Храмы и музеи». Дмитрий Остроумов, Дионисий Денисов
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и заведующий сектором научно-методической работы музея имени Андрея Рублева, искусствовед Дионисий Денисов.
Разговор шел о сохранении памятников церковного искусства и о том, как могут взаимодействовать храмы и музеи.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Третья беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Иванниковым была посвящена церковному искусству в пространстве храма (эфир от 05.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер







