
Фото: RDNE Stock project / Pexels
Большая семья сидела за чаепитием в саду. Благоухали цветущие липы. На столе пыхтел большой самовар. Пока взрослые дочери разливали чай, красивая дама средних лет в светлом платье перебирала струны гитары. Из плетёного кресла-качалки на неё с восхищением и любовью смотрел муж. Длинная седая борода добавляла ему возраста, хотя он был совсем ещё не стар. Супруги отмечали серебряную свадьбу. 25 лет они прожили вместе, разделяя на двоих радости и печали. Воспитали детей. В разгар чаепития мужчина вдруг достал из кармана пиджака тетрадь. «Я тут сочинил кое-что для тебя», — обратился он к жене. Супруга отложила гитару, взглянула с любопытством. Мужчина неловко кашлянул и прочёл название: «Хозяйка Медной горы...». Дело было в 1936 году. Именно тогда Павел Петрович Бажов написал свои первые уральские сказы. А вдохновила его на творчество супруга — Валентина Александровна.
«Жене я обязан своей творческой жизнью», — говорил Бажов. В 1939-м вышло первое издание его сборника «Малахитовая шкатулка». Павел Петрович с волнением вручил супруге новенький, пахнущий свежей типографской краской, томик. Женщина бережно открыла его и прочла дарственную надпись на титульном листе: «Неизменному другу и помощнику, милой моей жене, первому читателю, критику и советчику — с уважением, любовью и благодарностью». Именно на этих чувствах крепко стоял счастливый брак Бажовых.
Они встретились в 1907 году. Но тогда даже представить себе не могли, что их жизни окажутся связаны воедино. Павел Петрович был молодым педагогом, преподавателем русского языка в Екатеринбургском епархиальном женском училище. Семнадцатилетняя Валентина Иваницкая — его ученицей. Валя была настоящей красавицей — высокая, стройная, с тяжёлыми русыми косами. Однако преподаватель словесности, казалось, никак не выделял её среди других воспитанниц. Был, как и с остальными, строг и требователен. Сердечная и душевная привязанность обнаружилась позже. Валя тогда уже окончила училище, но часто приходила навестить подруг, которые занимались классом младше. Тогда-то Павел Петрович и Валентина Александровна впервые посмотрели друг друга новыми глазами. 3 июля 1911 года они обвенчались. «Наша совместная жизнь сложилась на основе глубокой любви, большой дружбы и доверия. Эти чувства прошли через всю нашу жизнь, не угаснув до последних дней», — вспоминала Валентина Бажова. Накануне свадьбы Павел Петрович подарил жене стихотворение, которое сам написал. В нём были такие строки: «Об руку смело пойдём мы вперёд, светлую веру храня...». Именно так, рука об руку, Бажовы прошли по жизни долгие сорок лет.
Им пришлось вынести многое. Революцию. Гибель детей. Войны и голод. Жизнь помотала Бажовых по большой стране. Но всюду и всегда их спасала и возвращала к жизни любовь. В доме никогда не было ссор, недоразумений, тяжелых сцен. В 1921 году Павел Петрович тяжело заболел тифом. Был на грани жизни и смерти. Супругу к нему в госпиталь не пускали. Но каждый день через медсестёр Валянушка — так ласково звал жену Бажов — передавала ему трогательные записки. «Выздоравливай, милый мой, хороший, золотко моё родное!» — писала она мужу.
В голодный 1930 год, когда стало нечем кормить детей, Бажовы решили продать единственную семейную драгоценность — свои обручальные кольца. Расставаться с этим символом любви было нелегко. Но Бажов сказал жене: «Ведь наша с тобою любовь — не в кольцах, а в душах. Значит, вечная».
Писатель Борис Полевой рассказывал, как однажды Павел Петрович, уже глубокий старик, показал ему фотографию, сделанную в день его венчания. «Это мы с Валюней после свадьбы», — сказал с такой любовью и волнением, как будто не много лет назад, а только что вышел из-под венца. А Валентина Александровна Бажова вспоминала, как после венчания муж протянул ей шоколадную конфету. Павел и Валентина разломили её пополам и съели вместе. «С тех пор всё у нас пополам: и горе, и радость», — говорила Валентина Александровна. Она пережила мужа на 21 год. И до самой своей кончины хранила ему верность.
На месте разрушенного в годы революции храма Николая Чудотворца в деревне Кашино в Пермском крае, где когда-то венчались Бажовы, сегодня стоит памятный камень в честь этого события. К нему с цветами приходят молодожёны. Они вспоминают удивительную любовь Валентины Александровны и Павла Петровича Бажовых и мечтают, чтобы из брак был таким же крепким.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер