Когда в тысяча семьсот шестьдесят пятом году шведский биолог Карл Линней работал над своим фундаментальным трудом - зоологической системой, - ему потребовалось описание некоторых особей, обитающих на территории Российской Империи. Снарядить специальную экспедицию возможности не было, и Линней буквально молил Бога, чтобы нашёлся кто-то, кто смог бы сообщить ему нужную информацию. Через некоторое время на одной из научных конференций в Шотландии Линнею представили молодого человека. Это был горный инженер и учёный-натуралист… из России! Звали его Павел Григорьевич Демидов. Знакомство исследователей быстро переросло в крепкую дружбу. Именно Павел Демидов сообщил учёному описания ястреба-кобцА, киргизского кОрсака и красной астраханской утки, которые Линней внёс в свою зоологическую систему, особо отметив благодарностью Демидову.
Павел Григорьевич происходил из старинного рода тульских купцов, основавших в начале восемнадцатого века на Урале едва ли не самое известное и процветающее в России горнодобывающее и металлургическое производство. Демидовская продукция получила почётное право маркироваться государственным гербом – «за превосходное качество железа и меди и за постоянное попечение об образовании рабочих и улучшении их быта», - как гласила специальная императорская грамота.
Демидовы, действительно, преуспевали не только в бизнесе, но и в деле заботы о ближних. Особую поддержку оказывали они науке и просвещению. Благодаря их постоянным безвозмездным вкладам, рос и развивался Московский Университет.
Павел Григорьевич Демидов образование получил за границей. Он окончил ГЁтингенский университет, где изучал естественные науки и металлургию. Затем прошел обучение в Горной академии во ФрАйбурге. Именно в этот период и произошло памятное знакомство с Карлом Линнеем. В Россию Демидов вернулся крупным учёным с солидным багажом практического опыта. Однако, вопреки ожиданиям родных, применять его в семейном бизнесе отказался: передав дела братьям, он решил полностью посвятить себя науке и благотворительности.
Московскому университету Павел Григорьевич передал привезённую из-за границы крупную естественнонаучную коллекцию, в которой, помимо прочего, были и драгоценные минералы. Он также пополнил университетскую библиотеку, внеся туда пятьсот томов редкой научной литературы. Не оставил Демидов своим вниманием и нуждавшихся в хлебе насущном: более трёхсот тысяч пожертвовал он на содержание бедных профессоров университета, и сто тысяч рублей - на пособия неимущим студентам.
Как человек верующий, Павел Григорьевич не оставлял своим попечением и храмы. Известен его большой вклад в реставрацию знаменитой Басманной Петропавловской церкви в Москве. На пожертвования Демидова был обновлён иконостас и настенные росписи. Он заказал на нижнетагильском литейном заводе новую чугунную лестницу на колокольню храма. И колокольня и лестница сохранились до наших дней.
Когда был обнародован императорский манифест с призывом жертвовать в дело просвещения и науки, Павел Григорьевич живо отозвался на него. «Это произвело во мне искреннее желание быть участником в сём великом намерении», - сказал он, и начал хлопоты по учреждению училища в Ярославле. Он пожертвовал двадцать тысяч на постройку корпусов, на собственные средства закупил лабораторное оборудование, обустроил аудитории и библиотеку. В будущем училище станет Демидовским лицеем, а затем и университетом. Параллельно с открытием училища, Демидов учредил в Ярославле Дом призрения для сирот.
Знаменитый Тобольский университет – тоже дело рук благотворителя Демидова. На его устройство и развитие Павел Григорьевич внёс в общей сложности более двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также подарил университету несколько коллекций редких животных и растений.
За неутомимую просветительскую и благотворительную деятельность Павел Григорьевич удостоился именной медали. С одной её стороны был выбит профиль Демидова, а с другой – слова: «За благотворение наукам».
«Человек не может употребить избытков своих лучше, как на вспоможение неимущим», - написал Павел Григорьевич Демидов в своём завещании. Согласно его последней воле, крупные суммы были переданы на развитие науки и просвещения, - которые, как он искренне верил, «есть первая степень благоденствия государства».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»