
Фото: Piqsels
Мы уже как-то говорили с вами о пасхальных традициях Греции, но это не означает, что эту тему можно считать исчерпанной. Дело в том, что греческая православная культура очень богата разными обрядами и обычаями, связанными с празднованием Пасхи.
Например, на острове Парос день Пасхи и предшествующая ему Страстная седмица, неделя воспоминаний о страданиях Христа, наполнены удивительными и чрезвычайно колоритными традициями. Начиная со великого Понедельника, первого дня Страстной недели, жители Пароса начинают процесс подготовки к последующим торжествам — с пляжей убирается мусор, мостовые тщательно моются, фасады зданий подкрашиваются. Остров приводится в полный порядок. Хозяйки начинают приготовление особых постных угощений, которые будут потом раздаваться людям в Страстную Пятницу.
Утром Страстной Пятницы пароссцы собираются в храмах, где совершается богослужение в память о смерти Христа на кресте. А вечером Страстной Пятницы на Паросе совершается удивительный обряд воспоминания о последних днях земной жизни Спасителя. Это настоящее театральное представление, участие в котором принимают около двухсот человек.
Жители Пароса, а также люди из других областей Греции вечером Страстной Пятницы разыгрывают на улицах Пароса благоговейный и очень трогательный спектакль. Кто-то во время него изображает Христа, кто-то — апостолов, жён-мироносиц, римских солдат. Перед зрителями разыгрываются пятнадцать сцен, в ходе которых изображаются события от взятия Спасителя под стражу и до Его Воскресения.
Вот некоторые из них: Воскрешение Лазаря, Вход Господа в Иерусалим, Раскаяние Магдалины, Тайная вечеря, суд над Христом у Понтия Пилата, Восхождение на Голгофу, Распятие, Положение во Гроб. Жители острова одеваются в костюмы, напоминающие одежду жителей Израиля времен Христа. Те из них, кто изображает римских солдат и Пилата, готовят к представлению наряды, традиционные для Римской империи. Пасхальное представление на Паросе производит на зрителя неизгладимое впечатление. Оно очень красочно, но при этом благоговейно и наполнено молитвой.
Традиция делать театральное представление на Страстной седмице существует на острове Парос с 1924 года, когда впервые пасхальный спектакль был организован и вдохновлен деревенской учительницей Василией Кафури-Асонити. Спектакль очень понравился жителям Парос и с тех проводится ежегодно. Существуют также люди, жители иных греческих островов и регионов, которые регулярно приезжают на Парос, чтобы поучаствовать в представлении.
Пасхальный спектакль на Паросе прерывается на время богослужений Великой Субботы и Пасхи, а затем традиционно заканчивается сжиганием чучела Иуды во время Крестного хода в пасхальную ночь. Это действие символизирует то, что жители Пароса отрекаются от Иуды и его греха и выражают свое желание быть со Христом. В сам день Пасхи в полдень на площадях селений острова обычно устраивается веселый праздник под названием «Торжество Любви». Семейные пароссцы всегда приходят на него с детьми. Потому что в праздник Любви можно попробовать самые вкусные греческие сладости, а еще и покататься на карусели.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 67. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Порой в интернете можно наткнуться на заголовки: «Самая сильная молитва» или «Молитва, которая реально помогает». Всё это несомненно напоминает магию, суть которой в том, чтобы найти такие слова, которые буквально заставят Бога исполнить волю того, кто просит. Но что на самом деле делает молитву сильной? Ответ на этот вопрос звучит в 67-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 67.
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.
2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.
4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.
5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его.
6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своём жилище.
7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.
8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,
9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева.
10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твоё, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.
11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.
12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество.
13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.
14 Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом:
15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.
16 Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская!
17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?
18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.
19 Ты восшёл на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.
20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.
21 Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.
22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.
23 Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской,
24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов».
25 Видели шествие Твоё, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне:
26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:
27 «в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!»
28 Там Вениамин младший — князь их; князья Иудины — владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.
29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!
30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.
31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.
32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострёт руки свои к Богу.
33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,
34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он даёт гласу Своему глас силы.
35 Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках.
36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоём. Бог Израилев — Он даёт силу и крепость народу Своему. Благословен Бог!
Когда мы очень хотим с чем-нибудь справиться, но сами сделать этого не можем, нам приходится искать того, кто окажется на это способен. Если нам не хватает сил, мы ищем того, кто сильнее нас. Если стремимся к власти и авторитету, то ищем более властного и авторитетного. И, естественно, превосходящим нас во всём — в силе, во власти, в знании, в премудрости нам представляется Бог. Я говорю «нам представляется» не потому, что это не так, но потому что зачастую мы понимаем эти Его свойства слишком по-человечески, и, что ещё хуже, воспринимаем самого Господа совершенно потребительски. Ведь, когда кто-нибудь пишет «Такой-то псалом — это самая сильная молитва», он предполагает, что прочтение его текста действует безотказно, то есть Бог воспринимается как сила, у которой нет Своего мнения, нет возможности поступить по-Своему. И если бы воспринимающие молитву таким образом знали, что Бог совершенно не таков и молитва — это диалог, в котором Он — премудрый и свободный участник, ещё неизвестно, стали бы они что-то читать.
Прозвучавший сейчас 67-й псалом часто воспринимается как особенная молитва от врагов, злых духов и всех, кто строит человеку то, что можно было бы назвать кознями. Действительно, Бог изображается в нём как Царь, враги которого рассеиваются, как дым, и тают, как воск перед лицом огня. Но на самом ли деле наши враги — это враги Божии и наоборот? Очевидно, что нет. Первое, против чего враждует Бог, — это греховная воля разумных существ. И это значит, что, призывая Бога в борьбе с врагами, мы прежде всего призываем Его на помощь нам в борьбе с нашими собственными грехами. Став человеком, Господь восходит на крест, пленяет лукавого и даёт людям такие дары, которые позволяют всем, даже тем, кто Ему противились, войти с Ним в общение.
Псалом 67. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 67. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 67. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.
2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.
4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.
5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его.
6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище.
7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.
8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,
9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай - от лица Бога, Бога Израилева.
10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.
11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.
12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество.
13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.
14 Расположившись в уделах [своих], вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом:
15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.
16 Гора Божия - гора Васанская! гора высокая - гора Васанская!
17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?
18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.
19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.
20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.
21 Бог для нас - Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.
22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.
23 Господь сказал: "от Васана возвращу, выведу из глубины морской,
24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов".
25 Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне:
26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:
27 "в собраниях благословите Бога Господа, вы - от семени Израилева!"
28 Там Вениамин младший - князь их; князья Иудины - владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.
29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!
30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.
31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.
32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу.
33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,
34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы.
35 Воздайте славу Богу! величие Его - над Израилем, и могущество Его - на облаках.
36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев - Он дает силу и крепость народу [Своему]. Благословен Бог!
Просьба о помощи. Ольга Кутанина

Не люблю я просить о помощи. Будто хочу, чтобы окружающие понимали всё без слов.
Мне кажется, это внутреннее стеснение от гордости. Когда помогаю сама, то невольно думаю: «Я молодец, хорошее дело сделала». Правда, добавляю: «Слава Богу». Но ведь собой довольна остаюсь.
А вот когда помощь нужна мне, то тут сомневаюсь. Ну, зачем тревожить человека? Может, и так справлюсь. А если он ещё откажет в помощи, что тогда? Почувствую разочарование. Кому это приятно?!
Но иногда помощь просто необходима. И мне приходится перешагнуть через своё самолюбие и со смирением попросить знакомого или даже незнакомого человека.
Однажды я стояла с тремя маленькими детьми на остановке в ожидании трамвая. Шестилетняя дочка, сын трёх лет и малыш в коляске-люльке. Трамваи у нас теперь комфортные. Но всё равно нижняя ступенька слишком высоко от земли, чтобы закатить туда коляску. Её нужно сильно нагнуть, чтобы передние колеса достали до ступеньки. Это неудобно для малыша. Младенец сползает по дну коляски и обычно от этого просыпается. А впереди ещё целая прогулка. Как его потом уложить? К сожалению, это не всегда у меня получается и приходится носить ребёнка на руках.
Поэтому решила заранее попросить о помощи. Оглянулась в поисках человека, который мог бы на пару со мной аккуратно поднять коляску и занести её в трамвай. Неподалёку стоял юноша. Я сразу оценила его статную фигуру и поняла, что сил у него точно хватит.
Юноша был в наушниках и смотрел в телефон. Я подошла к нему, вежливо обратилась со своей просьбой. Но он не услышал. Я подумала: «Наушники, бывает. Всё дело в них». Зашла с другой стороны, чтобы он мог увидеть меня боковым зрением, и довольно громко произнесла: «Молодой человек!»
К моему удивлению, он ещё напряжённей стал смотреть в телефон, а потом и вовсе отвернулся. Я немного растерялась, как мне быть. А трамвай уже подъезжал к остановке. Оглянулась, больше никого не увидела, кроме неопрятного мужчины на скамейке. Не удивилась бы, если бы мне сказали, что он и ночевал на этой скамейке. Его я не решилась тревожить и стала подкатывать к трамваю коляску и подводить детей, готовясь войти.
«Господи, помоги!» — вздохнула про себя, когда трамвай остановился. И вдруг кто-то поднял мою коляску, легко, как пушинку, и поставил её на пол трамвая. Я с удивлением узнала в этом добром и отзывчивом человеке того самого неопрятного мужчину.
«Спасибо вам!» — удивлённо сказала я, потому что не ожидала от него благородного поступка. Но в ту же минуту мне стало стыдно от этого удивления: как плохо я думаю о людях!
Сам Христос сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам». Как замечательно: даже если человек не откликнется на мою просьбу, откликнется Бог. И обязательно поможет. Нужно только не бояться просить. Просить человека и просить Бога, который всегда рядом.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение