![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/11/chastnoe-mnenie_16h9.jpg)
Мне было лет семь, когда я впервые в жизни поехала с мамой и старшей сестрой в паломническую поездку в монастырь. Эта обитель располагалась в нескольких километрах от крошечной деревушки ‒ настолько не примечательной, что даже некоторые карты игнорировали факт ее существования. А уж общественный транспорт и подавно. Автобусы упрямо не сворачивали в сторону деревни. Если хочешь до нее добраться, выходи на повороте дороги и бреди по пыльной колее около сорока минут.
В этом, конечно, существовала своя прелесть, так как путь пролегал мимо живописных полей. Но каково идти по зною без малейшей тени над головой? А зимой, когда снегу наваливает по пояс? Что и говорить, добраться до деревни было непросто. Да и мало кто туда стремился. Главной целью редких путников был расположенный за деревней монастырь.
Это не был какой-то знаменитый скит, прославленный своими подвижниками или чудотворными иконами. Это была скромная обитель, живущая трудами своих насельников и помощью немногочисленных прихожан. Тем не менее, каждый, кто хоть раз посещал этот монастырь, стремился туда вновь. В тишине уединенного места, в самом сердце русских полей и заливных лугов так легко, так радостно лилась молитва! Потому православные христиане моего городка, знающие про это место, приезжали туда отдохнуть душой, помолиться, побеседовать с умным и чутким настоятелем и ощутить затерянное в повседневной суете присутствие Бога.
Моя мама, прослышав от знакомых про чудесную обитель, решила съездить туда на пару дней, взяв с собой меня и мою сестру. Единственное, что нас смущало, ‒ это дорога. У мамы болели ноги, и проделать такой путь по жаре и с вещами было серьезным испытанием для ее здоровья. Нельзя было рассчитывать и на попутный транспорт, так как в лихие девяностые годы люди побаивались подсаживаться в машины к незнакомцам. Да и сейчас эта практика не безопасна.
Помню, как автобус высадил нас на повороте у покосившегося указателя с названием деревни. Нам предстоял долгий путь. Печально посмотрев на дорогу, мама подхватила тяжелый рюкзак. Мы с сестрой схватились за свою поклажу.
— Ну, Господи, благослови! — Вздохнула мама. — Идемте, девочки!
Господь, конечно, благословил. Мы шли всего минут пять, когда нас догнала пыльная легковушка. Водитель, резко затормозив возле нас, распахнул дверцу машины и кратко сказал:
— Садитесь.
Мама недоверчиво заглянула в салон. Вид мужчины отнюдь не внушал доверия. Суровый взгляд, наколки на руках, неряшливая одежда и многодневная щетина, покрывавшая загорелый подбородок, смотрелись довольно пугающе.
— Спасибо, мы сами дойдем, — настороженно отозвалась мама.
— Да не бойтесь, садитесь.
Мама обернулась на нас, своих дочерей, и помотала головой.
Тогда водитель вздохнул, порылся в бардачке и достал оттуда фотографию. На ней был изображен он сам вместе с настоятелем того монастыря, куда мы направлялись.
— Теперь не боитесь? — Спросил он и неожиданно улыбнулся. Улыбка мигом преобразила его прежде суровое и неприветливое лицо.
— Теперь нет, — заулыбалась в ответ мама. — Вот спасибо так спасибо!
В дороге они с мамой разговорились. Оказалось, что наш водитель работал на стройке. Когда-то настоятель монастыря нанял его, чтобы подлатать крышу трапезной. Работа была сделана за пару недель, но поездки в монастырь на этом не прекратились.
— Что-то держит меня там, не отпускает, — поделился мужчина. — Я и про Бога-то никогда не думал, но приезжаю в монастырь, и мне хорошо. Сам себе удивляюсь.
Помню, как я недоумевала. Почему какая-то фотография так изменила мамино мнение? Честно говоря, я не понимала и то, почему мама изначально отказывалась садиться в эту машину. Для меня, ребенка, не знающего страхов взрослых, фотография с монахом показалась каким-то таинственным паролем, который необходимо сообщать друг другу, отправляясь в монастырь. Теперь, став взрослой, я вспоминаю этот случай как пример того, что вера объединяет самых разных людей: молодых и пожилых, автомобилистов и пешеходов, скромных женщин в платочках и грозных татуированных мужчин. В повседневной жизни мы бы никогда не заговорили. Более того, мы, возможно, предпочли бы держаться друг от друга подальше. Но через Христа и Его церковь обнажаются наши глубинные кровные связи как братьев и сестер. Вера в человеке, на мой взгляд, ‒ это признак того, как ум, сердце, душа отчаянно ищут свет. И в этом поиске мы становимся едины.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.06.2024)
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2020/10/Pavel.jpg)
Рим., 80 зач., I, 18-27.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о своих эмоциях, мы можем оценивать их как положительные и отрицательные. К первым стремимся, а вторых стараемся избегать. Когда библейские авторы говорят о Боге, они иногда приписывают Ему человеческие эмоции, причём не только положительные, но и отрицательные. Например, могут говорить о том, что Бог гневается. Но как это может быть? Разве может любовь гневаться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Отрывок, который мы сегодня услышали, начинается с утверждения апостола Павла, который говорит о гневе Божием, открывающемся с неба. Сразу же важно заметить, что гнев открывается не на самих людей, но на их нечестие и всякую неправду. Но даже если это так, вопрос о том, как может Бог гневаться, остаётся в силе.
Чтобы на него ответить, надо, во-первых, помнить, что Библия говорит с человеком на человеческом языке. Бог Библии, открывшийся в своё время Аврааму, Исааку и Иакову, — живой и личностный, премудрый и волящий... Говоря все эти слова, мы должны понимать, что все они только отдалённо описывают Бога, но никак не объясняют Его природу. В этом смысле Он нашему миру совершенно иноприроден и в своём существе непознаваем. В свою очередь, это значит, что гнев — это человеческая эмоция, которой мы пытаемся нечто описать. Но что же? В чём суть гнева? Она в том, что, гневаясь, мы противимся всему, что неправильно и несправедливо. В случае с нами к гневу у нас обычно примешивается злоба и жестокость. Но самая главная проблема с нашим гневом состоит в том, что мы далеко не всегда можем точно сказать, что такое правда и какой поступок будет правильным в том или ином случае. В отличие от нас, Бог — Творец этого мира и Он прекрасно знает, что в нём правильно и созидательно, а что разрушительно. Гневаясь, как мы видим, Он гневается как раз на зло и нечестие. Однако, вся проблема в том, что в сотворённом им мире быть злыми и нечестивыми могут только разумные и свободные существа, к которым мы — люди — как раз и принадлежим. Живая и неживая природа развивается в мире бессознательно и не свободно, а потому никакие животные и растения за своё состояние ответственности не несут. Люди же вполне способны выбирать и поступать в соответствии со своим выбором. Более того, не только поступать, но и вносить дисгармонию и противоречие, как в собственную жизнь, так и в жизнь мира. Эти поступки в сегодняшнем чтении апостол связывает с суетой, с омрачением сердец тех людей, которые отказались почитать истинного Бога и вместо Него стали почитать творения собственных рук. Но удивительно, как апостол описывает Божий гнев: потому Бог предал их собственным их страстям, то есть оставил людей, чтобы их собственное заблуждение было для них возмездием.
Итак, Бог не гневается на нас так, как гневаются люди, Он любит нас, но не пребывает с нами насильно, ожидая нашего свободного обращения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Неутомимая пенсионерка
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/hand-silhouette-light-sun-sunrise-sunset-335-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
Я расскажу вам вдохновляющую историю энергичной пенсионерки, о которой узнала из СМИ.
В июле 2023-го Наталья Землякова отпраздновала 70-летний юбилей. Она врач, большую часть жизни работала по профессии; продолжает трудиться и на заслуженном отдыхе — волонтёром.
Наталья убеждена, что каждый человек должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим. «Эти навыки важны не меньше, чем таблица умножения», — говорит она. Потому и решила доктор Землякова бескорыстно преподавать взрослым и подросткам правила доврачебной помощи. Эта идея появилась у неё во время пандемии, в 2019 году. Тогда пенсионерка, по её словам, стала блогером: записывала обучающие видео для волонтёров, проводила трансляции на темы здорового образа жизни.
Сегодня Наталья Григорьевна ведёт несколько очных групп — обучает более ста человек разных возрастов и профессий! В планах — организовать занятия по начальной медицинской подготовке ещё и для малышей в детском саду.
Наша героиня родилась в солнечной Молдавии, в городе Тирасполе, а живёт в Сибири — в Новом Уренгое. Наталью Григорьевну вдохновляют история и туризм, но больше всего ей нравится общаться с людьми и делиться своими знаниями. В качестве координатора Новоуренгойского отделения Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики» она посещает корпоративные форумы по всей стране. «На этих мероприятиях мне интересно всё, — признаётся Наталья. — Возвращаюсь в свой город с головой, полной идей!»
Наталья Григорьевна и сама хочет быть полезной людям, и других старается сделать нужными! «Считаю, что самое главное в жизни — дарить добро», — говорит она.
По-моему, с этой энергичной женщиной невозможно не согласиться!
Все выпуски программы Живут такие люди