Жил на свете один восточный царь-падишах, который считал, что он достиг в жизни наивысшей мудрости, счастья и просветления. Целыми днями ездил он по своим владениям, и искал людей, чтобы поговорить с ними о смысле жизни и похвалиться своей мудростью.
И вот однажды проезжал этот правитель мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое деревце.
Падишах велел остановить повозку, подошёл к старому садовнику и говорит:
— Удивляюсь я, старик, глядя на тебя. Твоя жизнь клОнится к закату, а ты продолжаешь трудиться. Ты ведь уже всё равно не дождёшься плодов этого дерева, так зачем же так стараться?
— Пусть я сам не дождусь, зато внуки мои дождутся, — ответил старик. — Наши предки трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков.
— А, по-моему, это глупо, — сказал падишах. — Никто не оценит твоих трудов и даже не вспомнит о тебе. Лучше бы ты жил в своё удовольствие и поберёг последние силы.
— Моя работа приносит мне удовольствие и даёт мне силы, — сказал старый садовник. — Иначе я не занимался бы ей всю жизнь.
На обратном пути правитель снова проезжал мимо этого сада, и увидел старика, который старательно поливал вновь посаженное персиковое деревце.
Падишах велел остановить свою повозку и подошёл к старому садовнику.
— Что, старик, всё трудишься? — спросил он садовника. — А какой в этом смысл? Ну, знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков», но тебе-то до них какое дело? Какой смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Нам принадлежит только настоящее, и оно у тебя такое безрадостное.
Посмотрел старый садовник на падишаха, покачал головой, и вдруг смахнул со щеки слезу.
— Отчего ты плачешь? — спросил падишах. — Оплакиваешь свою жизнь?
— Нет, повелитель, я оплакиваю твою жизнь, — ответил старый садовник. — Мне очень жаль тебя. Ты не хочешь вспоминать прошлое — значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем — значит, ты его боишься. Так что и твоему настоящему я не завидую.
Задумался падишах над ответом старого садовника. Может быть, и до сих пор ещё думает, так что некогда ему теперь хвастаться своей мудростью.
(по мотивам афганской народной сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Принять участие в возрождении Знаменского храма в селе Яковлево
Александр Воробьёв — доброволец и участник проекта «Школа хранителей храмов», созданного фондом «Белый ирис». Вот уже несколько лет мужчина занимается восстановлением Знаменской церкви в селе Яковлево Ивановской области. В начале 20 века, после революции, святыню постигло разорение и запустение. Сегодня Александр и другие жители села пытаются вдохнуть в эту церковь новую жизнь. На вопрос — зачем вам этим заниматься — волонтёр отвечает: «Без литургии вымирает село, а храм — это центр притяжения, основа активной жизни и к тому же — памятник культурного наследия».
Однако долгое время мужчина не знал, как подступиться к храму, с чего начать. Поэтому обратился за помощью в фонд «Белый ирис». Так Александр стал участником «Школы хранителей храмов», где познакомился с близкими по духу людьми, узнал о процессе восстановления святынь и о том, с чего необходимо начать. Теперь полученные знания он применяет на деле.
На сегодня жители села Яковлево уже расчистили территорию Знаменского храма от зарослей, убрались внутри, вставили окна, установили купол с крестом и готовы притупить к ремонту. «После того, как завершатся основные работы и начнутся богослужения, мы займёмся приходской жизнью и воскресной школой», — делится планами Александр. «А пока нам нужно решить много задач. В связи с этим очень нужны материалы и люди: архитекторы, каменщики, реставраторы, кровельщики и волонтёры», — говорит мужчина.
Если у вас есть желание поддержать храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», что в селе Яковлево, свяжитесь с добровольцем Александром Воробьёвым по телефону: 8 916 714 53 85.
А если хотите помочь храму в своём регионе и не знаете, с чего начать, переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Реквизиты для помощи Знаменскому храму:
ИНН: 3700007938
КПП:370001001
ОГРН: 1233700005934
Расчётный счёт: 40703810110000100161
БИК: 041708602
БАНК: ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8611 ПАО
СБЕРБАНК К/С: 30101810000000000602
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вербное воскресенье. Страстная седмица». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужений в ближайшее воскресенье, в которое празднуется Вход Господень в Иерусалим, и в дни Страстной Седмицы.