
Фото: Kampus Production / Pexels
Жил на свете один восточный царь-падишах, который считал, что он достиг в жизни наивысшей мудрости, счастья и просветления. Целыми днями ездил он по своим владениям, и искал людей, чтобы поговорить с ними о смысле жизни и похвалиться своей мудростью.
И вот однажды проезжал этот правитель мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое деревце.
Падишах велел остановить повозку, подошёл к старому садовнику и говорит:
— Удивляюсь я, старик, глядя на тебя. Твоя жизнь клОнится к закату, а ты продолжаешь трудиться. Ты ведь уже всё равно не дождёшься плодов этого дерева, так зачем же так стараться?
— Пусть я сам не дождусь, зато внуки мои дождутся, — ответил старик. — Наши предки трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков.
— А, по-моему, это глупо, — сказал падишах. — Никто не оценит твоих трудов и даже не вспомнит о тебе. Лучше бы ты жил в своё удовольствие и поберёг последние силы.
— Моя работа приносит мне удовольствие и даёт мне силы, — сказал старый садовник. — Иначе я не занимался бы ей всю жизнь.
На обратном пути правитель снова проезжал мимо этого сада, и увидел старика, который старательно поливал вновь посаженное персиковое деревце.
Падишах велел остановить свою повозку и подошёл к старому садовнику.
— Что, старик, всё трудишься? — спросил он садовника. — А какой в этом смысл? Ну, знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков», но тебе-то до них какое дело? Какой смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Нам принадлежит только настоящее, и оно у тебя такое безрадостное.
Посмотрел старый садовник на падишаха, покачал головой, и вдруг смахнул со щеки слезу.
— Отчего ты плачешь? — спросил падишах. — Оплакиваешь свою жизнь?
— Нет, повелитель, я оплакиваю твою жизнь, — ответил старый садовник. — Мне очень жаль тебя. Ты не хочешь вспоминать прошлое — значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем — значит, ты его боишься. Так что и твоему настоящему я не завидую.
Задумался падишах над ответом старого садовника. Может быть, и до сих пор ещё думает, так что некогда ему теперь хвастаться своей мудростью.
(по мотивам афганской народной сказки)
Все выпуски программы Пересказки
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема