
В Иерусалиме, неподалеку от ворот, названных Овечьими, во времена Христа находилась необыкновенная купель. Временами по ее водной поверхности пробегало волнение, и первый, кто успевал погрузиться в купель в этот момент, чудесным образом выздоравливал.
Евангелист Иоанн пишет, что множество людей, страдавших разными недугами, лежало в пяти крытых галереях этого удивительного бассейна, ожидая движения воды. Был среди больных один человек - расслабленный, то есть парализованный - страдавший от своей болезни тридцать восемь лет. У него не было никаких шансов на исцеление. Сам он не мог опуститься в бассейн, и не было никого, кто помог бы ему. Об этой своей беде расслабленный и поведал Христу, проходившему мимо купели. «Встань, возьми постель твою и ходи!» - произнес Спаситель, и больной тотчас выздоровел.
Ученые, начиная с восемнадцатого века, пытались выяснить местоположение купальни, в которой произошло исцеление расслабленного. В начале двадцатого века французский библеист, специалист по географии Палестины, профессор Феликс Мари Абель, сопоставил евангельский рассказ с древне-иудейским преданием и предположил, что Овечья купель – это развалины в северо-восточном углу Иерусалимской крепостной стены.
Мнение эксперта:
Считается, что свое название Овечьи ворота получили еще во времена Первого Иерусалимского храма. Здесь, на северо-востоке Иерусалима, в крепостной стене находился вход, через который к храму приводили жертвенных животных – в основном, овец. Для их омовения перед принесением в жертву неподалеку от храма была установлена плотина, позволяющая собирать воду подземного источника в специально вырытый и выложенный камнями котлован. Этот водоем пережил период разорения Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором. После того как город был отстроен заново, при купели оборудовали второй резервуар, а древняя дамба стала разделительной стеной между старым и новым бассейнами.
Феликс Мари Абель предположил, что древняя каменная кладка, выступающая на поверхность земли гигантским периметром с перегородкой посередине – это и есть евангельская купальня!
После того, как археолог озвучил свою гипотезу, о руинах у Овечьих ворот забыли на несколько десятилетий. Лишь в шестидесятых годах двадцатого века французские археологи под руководством профессора Ролана де Во провели здесь исследования. Во время раскопок выяснилось, что развалины, на которые обратил внимание профессор Абель – это действительно два огромных котлована. В длину и ширину эти бассейны во времена Христа простирались не менее чем на пятьдесят метров. Точные размеры древних купелей установить не удалось, поскольку часть этого памятника в результате многократных перестроек Иерусалима оказалась под густонаселенной частью города.
Мнение эксперта:
Во время раскопок археологам открылись и те самые пять крытых галерей, о которых повествует Евангелие. Ученые датировали их периодом правления Ирода Великого, то есть первым веком до Рождества Христова. О том, что бассейны и сопутствующие им постройки – это именно комплекс гидросооружений, свидетельствовали характерные желоба и отверстия в древней плотине, предназначенные для поддержания определенного уровня воды.
Результаты исследований позволили ученым сделать вывод, что предположение профессора Абеля верно. Каменные котлованы, расположенные в непосредственной близости от Овечьих ворот – это, действительно целительная купель, о которой говорится в Евангелии. Ученым удалось найти то самое место, где прозвучал животворящий призыв к расслабленному и его чудесное исцеление.
14 июня. О личности и почитании святого праведного Иоанна Кронштадтского

Сегодня 14 июня. День прославления в 1990 году святого праведного Иоанна Кронштадтского.
О его личности и почитании — священник Алексий Дудин.
Иоанн Кронштадтский был уникальной фигурой. Он не просто был молитвенником, не просто был тем человеком, который старался помочь всем и всех услышать. Это был человек, который исполнял заповеди Господа нашего Иисуса Христа всем своим сердцем. Если он старался помочь бедному, то отдавал всё, что у него было. Если он молился за кого-то, то молился со слезами и молился полнотой своего пастырского сердца. Он часто плакал, часто переживал за людей, и Господь дал ему особый дар. К дару доброго сердца дал ему дар рассудительности.
Иоанн Кронштадтский был прославлен не только как святой, но как тот человек, который, например, дал нашей церкви опыт дома трудолюбия — того дома, где нуждающийся человек, придя, получал не просто помощь и утешение, но научался трудиться.
Иоанн Кронштадтский очень много переживал за нашу Родину, предупреждал о том, что сейчас, если власти не употребят как можно больше усилийк трепетному воспитанию юношества, то возникнут как раз вот эти нездоровые революционные идеи, которые будут разъедать нашу Родину изнутри.
Иоанн Кронштадтский предупреждал, молился, трудился, очень много сделал, и именно поэтому он дорог нашему сердцу, и именно поэтому этот пастырь является образцом обращения русского народа к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и трудах Николая Рубинштейна

Сегодня 14 июня. В этот день в 1835 году родился выдающийся пианист, дирижёр и педагог Николай Рубинштейн.
О его личности и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Николай Григорьевич Рубинштейн вместе со своим старшим братом, композитором и пианистом Антоном Рубинштейном, был около четверти века центральной фигурой музыкальной Москвы.
Свою исполнительскую деятельность Николай Рубинштейн начал в возрасте 4 лет под руководством матери, а уже в 7 лет мальчика вместе с братом приглашали на концертные выступления по городам России, а позднее — и Европы. Николай окончил Московский университет и получил профессию юриста, но принял решение полностью посвятить себя концертной деятельности.
В 1859 году Рубинштейн приложил все усилия для открытия специального отделения Императорского российского музыкального общества в Москве, а через 7 лет стал первым директором Московской консерватории. Через несколько лет консерватория стала лучшим музыкальным учебным заведением не только Москвы, но и всей России. Благодаря Николаю Рубинштейну консерватория получила право преподавать по собственным учебным программам. Их разрабатывали сами преподаватели. Кроме того, там была создана единственная на территории России кафедра древнерусского церковного пения.
Умер выдающийся музыкант в 1881 году в Париже, но похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище при огромном стечении народа. А его друг Петр Ильич Чайковский написал в его честь трио«Памяти великого артиста».
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и служении Павла Вяземского

Сегодня 14 июня. В этот день в 1820 году родился русский историк и литератор Павел Вяземский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Сергеевич Пушкин, друживший с его отцом, посвятил ему шуточное шестистишие: «Душа моя, Павел, держись моих правил, твори то-то, то-то, не делай того-то, кажись, это ясно, прощай, мой прекрасный».
Павел Петрович не простился с Александром Сергеевичем, но стал своего рода наследником его таланта. И дипломат, и литератор, он служил Отечеству как попечитель учебных округов Петербургского, Казанского. Потрудился в Комитете иностранной цензуры. Был начальником управления по делам печати, организовал первую народную газету «Сельский вестник». Много занимался собирательством. Ценнейшие его замечания на «Слово о полку Игореве» стали отправной точкой для исследования этого шедеврального текста.
Много времени проведя за границей, Павел Петрович у себя в имении, в Астафьеве, оборудовал готический зал, наполненный живописными картинами, которые после его кончины были национализированы и поступили в Пушкинский музей.
Это был подлинный сын великой державной России.
Все выпуски программы Актуальная тема