
В Иерусалиме, неподалеку от ворот, названных Овечьими, во времена Христа находилась необыкновенная купель. Временами по ее водной поверхности пробегало волнение, и первый, кто успевал погрузиться в купель в этот момент, чудесным образом выздоравливал.
Евангелист Иоанн пишет, что множество людей, страдавших разными недугами, лежало в пяти крытых галереях этого удивительного бассейна, ожидая движения воды. Был среди больных один человек - расслабленный, то есть парализованный - страдавший от своей болезни тридцать восемь лет. У него не было никаких шансов на исцеление. Сам он не мог опуститься в бассейн, и не было никого, кто помог бы ему. Об этой своей беде расслабленный и поведал Христу, проходившему мимо купели. «Встань, возьми постель твою и ходи!» - произнес Спаситель, и больной тотчас выздоровел.
Ученые, начиная с восемнадцатого века, пытались выяснить местоположение купальни, в которой произошло исцеление расслабленного. В начале двадцатого века французский библеист, специалист по географии Палестины, профессор Феликс Мари Абель, сопоставил евангельский рассказ с древне-иудейским преданием и предположил, что Овечья купель – это развалины в северо-восточном углу Иерусалимской крепостной стены.
Мнение эксперта:
Считается, что свое название Овечьи ворота получили еще во времена Первого Иерусалимского храма. Здесь, на северо-востоке Иерусалима, в крепостной стене находился вход, через который к храму приводили жертвенных животных – в основном, овец. Для их омовения перед принесением в жертву неподалеку от храма была установлена плотина, позволяющая собирать воду подземного источника в специально вырытый и выложенный камнями котлован. Этот водоем пережил период разорения Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором. После того как город был отстроен заново, при купели оборудовали второй резервуар, а древняя дамба стала разделительной стеной между старым и новым бассейнами.
Феликс Мари Абель предположил, что древняя каменная кладка, выступающая на поверхность земли гигантским периметром с перегородкой посередине – это и есть евангельская купальня!
После того, как археолог озвучил свою гипотезу, о руинах у Овечьих ворот забыли на несколько десятилетий. Лишь в шестидесятых годах двадцатого века французские археологи под руководством профессора Ролана де Во провели здесь исследования. Во время раскопок выяснилось, что развалины, на которые обратил внимание профессор Абель – это действительно два огромных котлована. В длину и ширину эти бассейны во времена Христа простирались не менее чем на пятьдесят метров. Точные размеры древних купелей установить не удалось, поскольку часть этого памятника в результате многократных перестроек Иерусалима оказалась под густонаселенной частью города.
Мнение эксперта:
Во время раскопок археологам открылись и те самые пять крытых галерей, о которых повествует Евангелие. Ученые датировали их периодом правления Ирода Великого, то есть первым веком до Рождества Христова. О том, что бассейны и сопутствующие им постройки – это именно комплекс гидросооружений, свидетельствовали характерные желоба и отверстия в древней плотине, предназначенные для поддержания определенного уровня воды.
Результаты исследований позволили ученым сделать вывод, что предположение профессора Абеля верно. Каменные котлованы, расположенные в непосредственной близости от Овечьих ворот – это, действительно целительная купель, о которой говорится в Евангелии. Ученым удалось найти то самое место, где прозвучал животворящий призыв к расслабленному и его чудесное исцеление.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер