
В начале церковного пути большие молитвенные правила давались мне с трудом. Хорошо помню, как готовилась к первому причастию и читала Последование и каноны. Одолела их, с Божьей помощью, но, честно говоря, мало что поняла из прочитанного.
Другое дело — коротенькие молитовки, которые в молитвослове есть практически на каждый жизненный случай. Они легко запоминались и ложились на сердце. Большинство из них остались со мной до сих пор. Вот, например, собираясь куда-нибудь уходить, крещусь и непременно произношу — вслух или про себя — составленную святителем Иоанном Златоустом молитву перед выходом из дома: «Отрица́юся тебе́, сатано́, горды́ни твое́я и служе́ния тебе́, и сочета́юся Тебе́, Христе́, во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь».
Когда в первый раз готовилась стать крестной, старательно изучила, как будет проходить таинство крещения. Не могла не обратить внимания, что в его чине звучат очень похожие на эту молитву слова. А вскоре я до конца поняла их важность и силу.
Тогда меня попросили стать крестной сразу двух подростков, сестры и брата, Елены и Андрея, девяти и десяти лет. Крещение проходило в одном из московских храмов, в котором есть баптистерий, отдельная крестильня с особой купелью для взрослых. В тот день таинство должно было совершаться одновременно над несколькими младенцами и над моими подростками.
Крестные с малышами на руках и обернутые в простынки отроки выстроились в одну линию. Я стояла за спиной у ребят, готовая, казалось, помочь им при необходимости. Но всё произошло так неожиданно...
Чин оглашения шёл своим чередом, изредка нарушаемый плачем то одного, то другого младенца. Вот уже наступил момент, когда крещаемым или за них крестным предстоит обречься от диавола.
— Повернитесь к западу, — просит священник.
Я вместе со всеми поворачиваюсь спиной к алтарю. Успеваю увидеть лица моих крестников и ободряюще им улыбнуться. Они кивают мне в ответ. Серьёзные, они понимают важность происходящего.
— Отрекаешься ли сатаны? — трижды задаёт вопрос батюшка. И трижды все решительно отвечают:
— Отрекаюсь...
После трехкратного подтверждения своего отречения крещаемые и крестные — и я в числе — дуют и плюют на запад.
Все снова поворачиваются в сторону алтаря. Я знаю, что сейчас моим крестникам предстоит трижды исповедать верность Христу.
Но батюшка не успел задать необходимый в этом месте вопрос... Худенький Андрей как стоял навытяжку, так и рухнул всем телом вперёд, гулко ударившись о пол головой. Громко воскликнула и, опередив всех, к сыну подбежала его мама. Мальчика быстро подняли. Травм не было. Но что же случилось? Оказалось, после отречения от сатаны у мальчика вдруг потемнело в глазах, и он увидел уродливое обличие. Страшное. С рогами. Сомневаться в правдивости слов 10-летнего ребёнка не было оснований.
— Батюшка, мы не сможем его сегодня покрестить? — испуганно спросила я.
— Покрестим обязательно, — уверенно ответил священник, но все-таки обратился к отроку: — Будешь креститься, Андрей? Не боишься?
— Буду. Не боюсь, — голос мальчика прозвучал тихо, то твёрдо.
Через минуту Таинство крещения продолжилось. Андрюшино падение словно настроило всех на более внимательную и усердную молитву. Мне кажется, что даже младенцы стали плакать меньше и тише...
Андрей, слава Богу, быстро пришёл в себя. Кто-то принёс стул, и священник совершал положенные по чину тайнодействия над уже сидящим ребёнком. А когда наступил время самого крещения, мальчик чувствовал себя настолько хорошо, что смог по ступенькам войти в купель, и отец Алексий, произнося крещальную молитву, трижды погрузил его в воду.
Облаченные в белые одежды, новые христиане совершили свой самый первый крестный ход — вокруг купели. У каждого из них на груди блестел крест — «слава Ангелов и поражение демонов», как учит нас Церковь.
Теперь, если кто-нибудь начинает рассуждать о том, что Её Таинства — лишь обряды, а отречение от тёмных сил происходит символически, я не пытаюсь ничего доказывать. Просто рассказываю историю о том, как один маленький мальчик не испугался и стал христианином.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов