
Фото: Irina Iriser / Unsplash
В современной России День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа. А вот до 1917 года дата у этого профессионального праздника была другой — 16 апреля. И назывался он немного иначе — Днём основания железнодорожного транспорта. Именно в тот день в 1836 году император Николай I обнародовал Указ о сооружении железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска. Эта небольшая ветка стала первой пассажирской железнодорожной линией в истории России.
Впрочем, сама по себе история отечественных железных дорог началась ещё раньше. Первые в России рельсы протянулись между Медноруднянским рудником и Выйским металлургическим заводом на Урале в 1834 году. Использовался этот участок для промышленных нужд, а построили его крепостные крестьяне заводчика Демидова — отец и сын, Ефим и Мирон Черепановы. Черепановы были настоящими изобретателями-самородками. Демидов не раз отправлял их в заграничные командировки — набираться полезного опыта. Первопроходцем в железнодорожном деле тогда была Англия. Там побывал Мирон Черепанов. А потом, уже в России, вместе с отцом сконструировал на руднике железную дорогу и паровоз! Интересно, что первый русский паровоз довольно сильно отличался от тех, что младший Черепанов увидел в Англии. Причём, в лучшую сторону. Крепостные изобретатели многое в нём модернизировали и значительно улучшили. А в награду получили вольную.
Спустя всего три года железная дорога загрохотала и в столице. Торжественный запуск поезда по маршруту Петербург — Царское Село — Павловск состоялся 30 октября 1837-го. В газетах тогда чего только не писали: мол, от шума паровозов перестанут нестись куры, а ездить в поездах — вредно для здоровья. Однако после первого же рейса пассажиры оценили удобство и быстроту нового транспорта.
В 1851 году в России открылась самая протяжённая по тем временам железнодорожная линия Санкт-Петербург — Москва. Строительством руководил русский инженер Павел Мельников. Это была работа сродни героизму. Немало времени Мельников провёл в поисках подходящего участка для будущей линии. Проводил дни и ночи среди лесов и болот, ночевал на полу в крестьянских избах. Помог, по сути, Божий Промысл. Однажды к Мельникову подошёл крестьянин. Поинтересовался, что барин тут ищет. И... указал ему дорогу на Москву. Оказывается, московский тракт существовал ещё со времён Петра Первого! Но был заброшен, и местами сильно зарос. Это открытие весьма помогло инженеру в его изысканиях. По направлению Московского тракта петровских времён в итоге и прошла железнодорожная ветка Санкт-Петербург — Москва. Важно, что строилась она за счёт государственных средств. В своём Указе Николай I писал: «Мы положили возвесть железную дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы на счет казны, дабы удержать на пользу общую столь важное для всей промышленности и деятельной жизни государства». 19 августа 1851 года император лично оценил преимущество железнодорожного транспорта: вместе со своей семьёй Николай I проехал на поезде из Петербурга в Москву.
Железнодорожный транспорт — давно уже не роскошь, а средство передвижения: привычное, доступное и удобное. Но не только. Железные дороги недаром называют жизненными артериями страны. По ним движутся стратегически важные грузы. Можно сказать, что на железных дорогах отчасти держится экономика государства. Сегодня протяжённость железнодорожных путей в России составляет десятки тысяч километров. Чуть меньше, чем за двести лет, страна проделала огромный путь.
Все выпуски программы Открываем историю
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема