
Фото: Irina Iriser / Unsplash
В современной России День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа. А вот до 1917 года дата у этого профессионального праздника была другой — 16 апреля. И назывался он немного иначе — Днём основания железнодорожного транспорта. Именно в тот день в 1836 году император Николай I обнародовал Указ о сооружении железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска. Эта небольшая ветка стала первой пассажирской железнодорожной линией в истории России.
Впрочем, сама по себе история отечественных железных дорог началась ещё раньше. Первые в России рельсы протянулись между Медноруднянским рудником и Выйским металлургическим заводом на Урале в 1834 году. Использовался этот участок для промышленных нужд, а построили его крепостные крестьяне заводчика Демидова — отец и сын, Ефим и Мирон Черепановы. Черепановы были настоящими изобретателями-самородками. Демидов не раз отправлял их в заграничные командировки — набираться полезного опыта. Первопроходцем в железнодорожном деле тогда была Англия. Там побывал Мирон Черепанов. А потом, уже в России, вместе с отцом сконструировал на руднике железную дорогу и паровоз! Интересно, что первый русский паровоз довольно сильно отличался от тех, что младший Черепанов увидел в Англии. Причём, в лучшую сторону. Крепостные изобретатели многое в нём модернизировали и значительно улучшили. А в награду получили вольную.
Спустя всего три года железная дорога загрохотала и в столице. Торжественный запуск поезда по маршруту Петербург — Царское Село — Павловск состоялся 30 октября 1837-го. В газетах тогда чего только не писали: мол, от шума паровозов перестанут нестись куры, а ездить в поездах — вредно для здоровья. Однако после первого же рейса пассажиры оценили удобство и быстроту нового транспорта.
В 1851 году в России открылась самая протяжённая по тем временам железнодорожная линия Санкт-Петербург — Москва. Строительством руководил русский инженер Павел Мельников. Это была работа сродни героизму. Немало времени Мельников провёл в поисках подходящего участка для будущей линии. Проводил дни и ночи среди лесов и болот, ночевал на полу в крестьянских избах. Помог, по сути, Божий Промысл. Однажды к Мельникову подошёл крестьянин. Поинтересовался, что барин тут ищет. И... указал ему дорогу на Москву. Оказывается, московский тракт существовал ещё со времён Петра Первого! Но был заброшен, и местами сильно зарос. Это открытие весьма помогло инженеру в его изысканиях. По направлению Московского тракта петровских времён в итоге и прошла железнодорожная ветка Санкт-Петербург — Москва. Важно, что строилась она за счёт государственных средств. В своём Указе Николай I писал: «Мы положили возвесть железную дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы на счет казны, дабы удержать на пользу общую столь важное для всей промышленности и деятельной жизни государства». 19 августа 1851 года император лично оценил преимущество железнодорожного транспорта: вместе со своей семьёй Николай I проехал на поезде из Петербурга в Москву.
Железнодорожный транспорт — давно уже не роскошь, а средство передвижения: привычное, доступное и удобное. Но не только. Железные дороги недаром называют жизненными артериями страны. По ним движутся стратегически важные грузы. Можно сказать, что на железных дорогах отчасти держится экономика государства. Сегодня протяжённость железнодорожных путей в России составляет десятки тысяч километров. Чуть меньше, чем за двести лет, страна проделала огромный путь.
Все выпуски программы Открываем историю
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер