«Отдых: совместить приятное с полезным». Священник Стахий Колотвин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Отдых: совместить приятное с полезным». Священник Стахий Колотвин

* Поделиться
Александр Ананьев и Алла Митрофанова

Наш собеседник — настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин.

Мы говорили об отдыхе: для чего он нужен, как во время отпуска совместить приятное с полезным, почему отдых может утомлять, и что делать, если отпуск взять все же не получается. По словам отца Стахия, богословское значении отдыха — реализовать свою Богом данную свободу. Наш собеседник поделился, что для отдыха надо тоже прикладывать усилия, и в этом может помочь опыт работы: надо потрудиться, и в результате труда можно получить радость. Разговор шел об отпуске в семьях с детьми: почему родителям по возможности надо стараться проводить какое-то время отдельно от детей, и каким образом можно организовать совместный отдых в многодетных семьях. Также отец Стахий ответил, какие тревоги могут возникнуть во время отдыха, и как можно с ними справиться.

Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова


А. Ананьев

— Добрый вечер, дорогие друзья. В очередной раз вас приветствует ведущая программы «Семейный час» на радио «Вера» Алла Митрофанова —

А. Митрофанова

— Александр Ананьев —

А. Ананьев

— И сегодня мы хотим поговорить о том, умеем ли мы отдыхать? Как во время летнего отдыха правильно совместить приятное с полезным? Чем отдых отличается от праздности? Почему отдых может утомлять? И, наконец, что делать, если в этом году с отдыхом не срастается? А не срастается в этом году с отдыхом, наверное, практически у всех. Ну, вот такой вот год. Следующий, будем надеяться, будет лучше. Но, наверное, и в этом году ситуация не безвыходная. А вот где выход, об этом мы хотим поговорить с замечательным священником, настоятелем храма Воздвижения Креста Господня в Митине, человеком, который вместе со своей чудесной семьей очень любит, и самое главное, умеет отдыхать и путешествовать с пользой для души и тела, священником Стахием Колотвиным. Добрый вечер, отец Стахий.

Свящ. Стахий Колотвин

— Добрый вечер.

А. Ананьев

— Как в этом году? Срастается или не срастается с отдыхом?

Свящ. Стахий Колотвин

— Как раз совсем недавно я занимался тем, что переносил часть пропавшего отпуска, даты, на новый срок. Задача не из легких, но спасибо нашему священноначалию, что такую задачу дает. Тут, с одной стороны, священник не настолько жестко завязан на летний период. Если, конечно, у него нет детей, которые ходят в школу, причем в каком-то большом количестве и с которыми нужно этот отпуск проводить, а они могут только в каникулярное время. Тем не менее сложность есть, потому что я стараюсь традиционно отпуск разбить на три части, потому что долго отдыхать мне надоедает и дела приходские, к ним постоянно приходится возвращаться, надолго отлучиться нельзя. И именно поэтому, может быть, даже мнение жены, которая сказала: «Ой, давай перенесем наш пропавший майский кусочек отпуска, эти 10 дней, на декабрь». И я все-таки подумал, что если у меня кусочек отпуска и так есть в октябре, и так есть в ноябре, и если я еще и в декабре уйду на 10 дней, то, в принципе, меня никто ни на приходе, ни священноначалие не поймет, а надо мне все-таки в такое время года, более трудовое, появляться. Конечно, летом храмы городские, нагрузка куда ниже, прихожане разъезжаются даже если не в отпуск, то на дачи, куда-то к родственникам, или все-таки берут заслуженный кусочек отпуска. Поэтому нагрузка меньше и в этот период времени священнику уехать и оставить других священников справляться без себя легче для прихода, легче для священников.
Когда уезжаешь в течение осени, зимы, весной все-таки обычно не получается уезжать, в начале, потому что Великий пост, а Великий пост, конечно, это то время, когда в отпуск не уйдешь. Больше всего людей приходят в храм, и кроме того, в принципе, это не самое то время, чтобы расслабиться, а наоборот, время чтобы собраться и всячески трудиться. Поэтому для меня, можно сказать, необычная практика брать отпуск летом. Я вот за последние годы уже не помню, когда брал кусочек отпуска летом, потому что летом все-таки такое расслабленное состояние и приходская жизнь идет так плавно, размеренно и немноголюдно, что ты вполне можешь, совершая все богослужения, неся какие-то внебогослужебные обязанности строительные, просветительские и так далее — у тебя остается масса времени, чтобы провести его с семьей. Или семье тоже надо, деткам порой надо побыть на море, или просто где-то на свежем воздухе в сельской местности. Это как раз тот тип отдыха, который мне совсем не близок, который навевает на меня легкую или, в зависимости от дозировки, тяжелую скуку. И поэтому мне куда проще как раз отправить своих домочадцев, жену с детьми, куда-то подальше от Москвы или не очень далеко от Москвы и самому спокойно здесь трудиться. И, может, к ним выбраться на пару дней посреди рабочей недели, которые для священника, наоборот, более легкие дни по сравнению с выходными, когда к тебе люди приходят. Поэтому я вспомню, что такое летний отдых именно благодаря карантинному периоду. Какой он получится, что в нем получится в августе предпринять, сам не очень знаю и понимаю. Но тем нем не менее настрой есть по-прежнему, что этот семейный отдых для детей устроить и для себя. Мне кажется, это тоже для детей хорошо.

А. Ананьев

— Прежде чем мы поговорим о нашем с Аллой отдыхе и об отдыхе слушателей радио «Вера», я хочу поговорить об отдыхе священника. Понятно, что во время отдыха нужно забыть про работу, но нам, как христианам, не нужно забывать про духовную жизнь. А у священника работа это и есть духовная жизнь. И получается, что у вас, как у священника, отдыха как такового, по логике, просто быть не может.

Свящ. Стахий Колотвин

— Именно поэтому моя жена больше всего и расстраивается, потому что, действительно, я не имею возможности отключить телефон и оставить людей без какой-то духовной поддержки в экстренной ситуации. И что, куда более прозаично, оставить без ценных указаний моих рабочих, которые строят наш храм, наше приходское здание, нашу колокольню, потому что такие хозяйственные вопросы, от них никуда не деваться и не убежать. И как раз именно благодаря этому или, может, из-за этого, лучше сказать, а все-таки не благодаря, я стараюсь отпуск разбивать на кусочки, потому что если ты уезжаешь в отпуск не сразу на целый месяц, то ты вполне можешь людям, прихожанам сказать: «Меня 10 дней не будет. Если ничего срочного не случится, то давайте я вернусь, и мы всем займемся». И, действительно, люди постараются не беспокоить. И, более того, можно и какое-то задание и какие-то уже средства найти на то, чтобы строительство храма шло в этот период бесперебойно и без какого-то ЧП тебя беспокоить не будут. Хотя, конечно, одно дело как человек предполагает, другое дело, как Бог располагает. Я всегда стараюсь, чтобы вот этот десятидневный период отпуска как-то был заранее подготовлен и обо мне особо не вспоминали. Но все равно вспоминают каждый день по нескольку раз. От этого никуда не деваться.

А. Митрофанова

— Отец Стахий, насущный вопрос. Получается, вам не удается голову отключить во время отпуска, чтобы целиком и полностью погрузиться в семью, в заботы о жене, о детях. И это время подарить им целиком и полностью.

Свящ. Стахий Колотвин

— Наверное, да. Причем не сказать, что это для меня представляет большую проблему, или, может быть, для детей большую проблему. Вот жене, конечно, хотелось бы, чтобы я целиком сконцентрировался на ней. Мне же, правда, такая идиллия, когда ты целиком расположился в гамаке и наблюдаешь за пролетающими над головой облаками, — конечно, понаблюдал-понаблюдал, и думаешь: уже одно облако сменилось вторым, третьим, четвертым, это интересно. А все-таки жизнь-то должна бить ключом, где она у кого как ключом бьет. Поэтому можно сказать, происходит необходимая минимизация вот этой нагрузки на голову, этих размышлений, которые не являются серьезной нагрузкой, но тем не менее позволяют как-то отпуск проводить дополнительно интересно. Проблема в том бывает, что не очень грамотно распределяется по дистанции, потому что, наоборот, вечерком, уже все устали, дети укладываются спать и какие-то впечатления дня переосмысляют, и вот можно вроде в этот момент спокойно порешать какой-то вопрос, ответить кому-то, слово поддержки кому-то написать, кто в тяжелой ситуации обратился, побеспокоил. Но иногда бывает, что совсем в неудачный момент.
Я все-таки отпуск стараюсь проводить активно, чтобы не сидеть на одном месте, чтобы путешествовать. И когда ты вроде должен уже с детьми бродить по какой-нибудь крепостной стене, им что-то рассказывать, а тут тебе позвонили, тут тебе что-то написали. И ты вроде ведешь ребенка по крепостной стене и даже стараешься его фотографировать, и в одной руке у тебя фотоаппарат, которым ты фотографируешь, а в другой руке все равно получается телефон, который тебя отвлекает. Я знаю, что священники есть, которые отключают на несколько часов, по крайней мере, или просто на какой-то отрезок времени телефон. Я думаю к этой практике подойти и тоже ею постараться воспользоваться, причем, опять же, не ради себя (меня это не выбивает из колеи), а ради своих близких, которым явно это будет по душе.

А. Ананьев

— Я хочу спросить вас вот о чем. Мне очень близок, понятен и органичен ваш вот этот рецепт деления отдыха на три части, по 10 дней. Но насколько он универсален и насколько он подходит всем? Тем, кто сейчас слушает радио «Вера». Потому что я знаю, что очень многие в течение целого года готовятся к тому, чтобы провести положенные 29 дней где-нибудь на берегу моря с детьми, отдаться целиком и полностью своему отдыху. И, в общем, даже в голову не приходит разрубить этот отдых на части. У нас в голове, еще с советских времен, очень аккуратно уложена идея, что отпуск в жизни трудового человека должен быть один и в количестве 28-29 календарных дней. А насколько универсален вот этот способ делить отдых на три части?

Свящ. Стахий Колотвин

— Увы, некоторые люди не в состоянии так разделить свой отпуск, потому что им работодатель не дает. Но, на самом деле, у нас в России с этим проще. Если в Европе работодатели привыкли к такому затишью — вторая половина июля, начало августа и вторая половина августа это такой традиционный период, когда связи между различными организациями чиновничьими и бизнеса затихают, и поэтому все равно все уходят в отпуск, потому что конструктивной работы не получится. Конечно, если это не заведение, связанное с обслуживанием досуга, то есть путешественников, рестораны, гостиницы и так далее. А в России наоборот работодатели заинтересованы, чтобы работник надолго не выпадал из процесса. Поэтому, я думаю, многие из наших радиослушателей с интересом обнаружат для себя, что если ты обратишься к своему начальнику и предложишь ему, что отпуск на две или три части поделишь, то он скажет: «О, здорово! Я бы так хотел». А если ты еще вдобавок скажешь: «Я понимаю, что когда я летом беру отпуск, я летом в страшную жару не могу двигаться, я могу только лежать рядом с берегом моря, рядом с гладью озер, где-нибудь, потому что просто не встанешь в такую жару». Так что если ты на такую жару отводишь только 2 недели, а 2 недели берешь в более прохладное время. И тогда удивительным образом у тебя ноги уже сами идут что-то смотреть, потому что уже неохота им, они не придавлены этим палящим солнцем. Все-таки мы люди в основном северные. Наш русский народ, конечно, очень любит тепло, но не привык в нем активно передвигаться, за исключением одного парадоксального факта, когда в самую жару, но это, правда, люди более старшего поколения, уже даже мои ровесники в этом не усердствуют, когда в самую жару начинаются огородные труды по выходным дням, причем даже безотносительно отпуска. То есть в каждые выходные, превозмогая все законы природы, человек начинает трудиться.
Но, может быть, это какой-то позыв наших предков, которые на протяжении веков пахали поля, засеивали и потом собирали урожай. И как это самое жаркое время, не только жаркое по погоде, но и жаркое по трудам. Я бы очень посоветовал отпуск делить, потому что тогда ты сможешь избежать того, что отпуск превратится в такую праздность, что даже уже думаешь: вот был отпуск, и где же была моя духовная жизнь? Потому что когда Господь изгнал Адама и Еву из рая, то Он им сказал: «Трудитесь в поте лица». И это не было проклятием, это был некоторый совет, потому что если ты надолго расслабишься, то у тебя не получится, не получится удержать в таком же своем тонусе духовную жизнь — страсти придут, свято место пусто не бывает. Понятно, что это тоже не универсальный рецепт. И многие люди, воины духа, они могут месяц в абсолютном безделье продержаться. Кроме того, я думаю, кто может месяц продержаться в отпуске и никак своей душе не навредить, никак ее не парализовать вот таким бездельем — это тот, кто этот месяц проводит уже более активно, причем не обязательно не весь месяц.
Я знаю людей, которые, например 2 недели где-то просто отдыхают, полеживают, особенно после физической работы, для людей это очень важно. А вот потом раз, они берут и отправляются куда-нибудь в поход. В поход с палатками или уже какой-то культурный досуг. И тоже им самим скучно целый месяц провести. Но это как раз помогает тоже не расслабиться. Кроме того, почувствовать то, что отпуск по частям, правда, дает некоторую бодрость, дает некоторое основание для того чтобы дальнейший труд был больше в радость, такое преимущество, которого священники лишены, — это так называемые государственные длинные каникулы, прежде всего зимние, которые у нас есть. Человек любой специальности в России, почти любой, есть еще многие люди из сферы обслуживания, опять же, если мы берем кафе, гостиницы и так далее, но тем не менее, например, в начале января у нас уже на протяжении многих лет почти все жители России, кроме духовенства, имеют в дополнение к своему отпуску еще по 7-10 дней выходных, можно сказать, отпускных. И никто не расстраивается, не говорит: «Нет, я должен сейчас продержаться до лета». Нет, все равно все в эту неделю берут передышку или, наоборот, куда-то весело отправляются. Понятно, взлетают в это время цены на билеты, гостиницы, на всё что только можно. Но все равно людям это в радость. А вот, представьте, что у вас такой же кусочек отпуска получается не обязательно в тот момент, когда всё забито, забиты людьми аэропорты и дороги. А когда они забиты? Они у нас в стране забиты как раз в летний период, особенно в июле и августе. Потому что в июне еще экзамены сдаются, в июне еще море более холодное, поэтому не такое популярное.
И вот если вы едете на отдых и понимаете, что толпы народу вам уже немножко этот отдых утяжеляют, то попробуйте в это время остаться в городе и потрудиться в спокойных условиях, а поехать, взять кусочек отпуск в тот момент, когда людей будет меньше. И, кстати, вы удивительным образом обнаружите, что отпуск стал бюджетным, что за гостиницу ты заплатил уже в два меньше, за билет ты заплатил в полтора раза меньше. И ты пришел в музей, ты думаешь, вроде в музей надо сходить, это вроде как культурно, это принято так. А тут ты пришел и ничего не увидел за толпами людей, и думаешь: наверное, лучше я на пляже полежу. А тут ты пришел в музей, и спокойно созерцаешь какой-то шедевр и никто перед тобой за те полчаса, что ты его созерцаешь, не прошел. Ну, кроме твоих бегающих детей вокруг тебя. Но обычно на собственных детей мозг иногда учится отключаться и не воспринимать. Или воспринимать уже в контексте какого-то прекрасного произведения искусства. Поэтому здесь тоже человеку будет легче. Поэтому мой совет он практический, причем это совет прежде всего не как священника, а совет, как такого путешественника, отпускника, то есть поделиться некоторым опытом, который работает. Это действительно работает, это действительно того стоит. Понятное дело, что тоже бывает, люди берут отпуск на целый месяц, чтобы меньше тратить на дорогу, что ты берешь и затратишь какие-то усилия на дорогу, и усилия и средства, но опять же, как я уже сказал, если ты покупаешь билеты не в пиковый период, то они тебе обойдутся в два раза дешевле. И, соответственно, что ты в отпуске, который у тебя занял целый месяц, поехал и обратно вернулся, за те же самые деньги ты можешь съездить и два раза не в пиковое время.


А. Ананьев

— Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера». Алла Митрофанова, Александр Ананьев и настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине, священник Стахий Колотвин. Сегодня говорим об отдыхе. И вот сейчас, отец Стахий, я хочу задать вам вопрос концептуальный. А отдых вообще зачем нужен? Что происходит с человеком без отдыха? Причем у меня был период в жизни, когда у меня не было отпуска лет пять. И со мной ничего дурного не случилось, я всё так же работал, всё так же рисовал картины, читал, гулял, встречался с друзьями. И, в общем, ничего дурного со мной не случилось. Но при этом понимаю, что в моей этой позиции есть какой-то изъян, что я не считаю отдых чем-то обязательным. Причем мои родители тоже. Я сейчас осознал это, мои родители тоже не считают отдых такой оформленный, хорошо поставленный, подготовленный. Они работают. А когда они устают, они едут на дачу косить траву или убираются, для них просто смена деятельности это тоже отдых.

А. Митрофанова

— Можно я тогда сразу своим мнением поделюсь. Я считаю, что отпуск из человека делает человека. Ситуация нынешнего года, когда абсолютное большинство из нас не имеет возможности поехать не то что куда-то на речку, на озеро, а просто даже выехать из пределов своего города, потому что финансовая ситуация такова у людей, что даже в соседнем городе снять гостиницу и погулять там, посмотреть на достопримечательности, многим уже не под силу.

А. Ананьев

— Да, задумаешься, поехать ли в тот же самый Суздаль.

А. Митрофанова

— Мы очень любим Суздаль, но мы понимаем, что все-таки и опасность заражения никуда не делась. И вот эти все мысли, особенно когда у людей дети, это, что называется, вынос мозга, извините. И вот для меня это большая сложность, потому что с одной стороны, без отпуска я просто не человек. А с другой стороны, вот та реальность, в которой мы все оказались, что есть опасность. И поезда… Пожалуй что личный автомобиль, если он есть у человека, он может как-то семью защитить. Но все равно, я думаю, что родители в таких условиях прежде всего думают о том, не будет ли это опасно для детей, не станут ли они, вернувшись откуда-нибудь, угрозой для своих престарелых родителей, например. И вот такая, извините, дихотомия, я думаю, она в голове у многих сейчас.

Свящ. Стахий Колотвин

— Тут на самом деле смешалось две разных темы. И вот, наверное, я начну с нашей актуальной темы этого года, то есть угрозы заражения. Мое мнение, что лучше заболеть, переболеть как раз вот этим расслабленным летом, когда учебы нету, когда рабочий процесс тоже замедленный, когда большая часть страны в отпусках — взял, переболел, восстановился. Потому что все эти разговоры о том, что лишь бы не заразиться, они подразумевают некоторую гипотетическую возможность, что ты коронавирусом не будешь болеть вообще. В принципе, такое возможно, если у тебя, правда, созданы идеальные условия: вокруг тебя дежурят различные федеральные службы, ты полностью изолирован, к тебе допускаются люди только после двухнедельного карантина. То есть если ты Президент Российской Федерации. Все остальные люди, включая премьер-министра, они все-таки вынуждены постоянно с разными людьми контактировать, именно поэтому мы видим, что премьер-министр наш «решил» переболеть весной, когда уже стало примерно понятно, какие осложнения дает коронавирус, когда уже поняли, что не только легким угроза прежде всего, а угроза тромбообразования повышенная. То есть в марте это еще было непонятно, много людей умирало. Им лечили воспаление легких, а они умирали от того, что где-то тромб отрывался. А теперь уже картина ясна.
Да, нету еще какого-то однозначного лекарства, на самом деле только поддержка организма, чтобы он боролся с этим вирусом уже своими внутренними, данными Богом, силами. Поэтому тут бояться не нужно. Кроме того, тут есть такая ситуация, когда кто-то находится в контакте с престарелыми родителями, то есть внуки и бабушки-дедушки. Причем бабушки и дедушки не молодого возраста. У меня родители молодого возраста, но они уже, слава тебе, Господи, переболели весной. Тяжело болели, у папы есть сопутствующие заболевания, повышенный риск у него был для жизни, но всё это позади. Но я бы тут тоже посоветовал смелее отправляться в отпуск, в Суздаль, в соседний город. Можно взять и заселиться всей семьей в хостел при желании. Было бы желание куда-то выехать, а на любой бюджет можно найти. Не бояться заразиться. Если Господу будет неугодно, то и не заразишься. И легче перенесешь, тем более если будешь параллельно пить все привычные витамины. Витамин С, витамин D летом, наверное, уже можно не пить, в отличие от весны, уже хватит и настоящего солнца. Цинк будешь принимать, будешь следить за своим состоянием. В случае чего сразу обращаться к врачу, чтобы, не дожидаясь осложнений, начать какое-то лечение. И в таком случае как раз в это время можно изолироваться от бабушек и дедушек.
В частности, буквально на днях я объяснял человеку, у которого родители преклонного возраста, что вот сейчас, когда бабушка и дедушка уехали на дачу, вот тебе сейчас, человеку работающему, переболеть куда лучше, потому что ты сможешь быть вне контакта с ними. А вот когда уже наступят холода и летний дачный домик не сможет служить им таким пристанищем, у тебя такой роскоши не будет. Поэтому всем тем, кто настроен сидеть и дальше бояться, должен сказать, что от коронавируса все равно никому не укрыться. Все мы переболеем. Как будет действовать вакцина, как будет действовать лекарство, когда оно будет действовать — большой вопрос. Поэтому, возможно, надо летом воспользоваться. Ни в коем случае мы Господа не искушаем, мы специально не ходим, не заражаемся. Мы тщательно моем руки, мы следим за своим здоровьем, мы стараемся выспаться, потому что для организма, это прежде всего я себе указание, я расслабляюсь и иногда вместо того чтобы поспать, тоже подольше за компьютером посидеть. И если ты взял отпуск, отдохнул, набрался каких-то впечатлений, не нервничаешь из-за рабочего состояния, не сидишь и нервничаешь в четырех стенах в квартире, то куда больше вероятность, научная, ну, такая обычная психосоматика, что даже если вирус проконтактирует с твоим организмом, то ты перенесешь его более стойко, чем когда ты просидел всё лето в четырех стенах, боялся выйти во двор, боялся прогуляться в парк, на нервах. Потом на работу все-таки надо выходить, детям в школу надо выходить. Тут начинается вот эта вторая волна, ты уже не отдохнувший за лето, ты уже на взводе после лета. Организм ослаб и он обрывается.
Кстати, православному человеку легко понять эту угрозу, потому что, собственно, наши два прошения, которые добавляются на каждом богослужении, как на Литургии, так и на вечернем богослужении, в связи с нынешней коронавирусной ситуацией — первое прошение как раз о здоровье, о том, чтобы исцелились болящие, не заразились те, кто не болеют. А второе прошение именно про страх — про страх, который сковывает души людей и мешает быть счастливыми. Почему многие люди, мы не берем финансовые проблемы, но даже те люди, которые, например, относятся к какой-то бюджетной сфере или которые работают у крупного надежного работодателя, которые им в силах выплатить зарплату, несмотря на простой, люди просидели два месяца. Они сидели вроде рядом со своей любимой семьей, но им уже тяжело, особенно тяжело на фоне маленьких деток, которым охота выйти и погулять, которым охота и на площадку, которым охота и в парк и на речку, в прудик, уточек покормить. Действительно, это уже такое напряжение. Вроде ты лежишь и отдыхаешь, но как раз это показывает, что если ты совсем ничего не делаешь, то тебе будет плохо.

А. Ананьев

— Спасибо вам, отец Стахий. Ровно через минуту мы вернемся к нашему разговору в «Семейном часе». И поговорим о том, что такое отдых, для чего он нужен и как отдыхать правильно.


А. Ананьев

— Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера». Здесь ведущая Алла Митрофанова —

А. Митрофанова

— Александр Ананьев —

А. Ананьев

— И настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине, священник Стахий Колотвин. Еще раз здравствуйте, отец Стахий. И мы возвращаемся к разговору. Так все-таки, зачем нужен отдых?

Свящ. Стахий Колотвин

— Мне кажется, если подойти глубоко богословски, то отдых — это наше райское состояние. Потому что отдых не означает, что ты ничего не делаешь. Мы помним, я уже об этом говорил, что Адам и Ева были изгнаны из рая и Господь им говорит «трудитесь в поте лица» — вот в этом нерайском состоянии, чтобы грех вас не атаковал, не завладел вашей душой, вы лучше занимайтесь чем-то полезным. Причем не просто в виде исключения, а вот настойчиво добивайтесь каких-то рабочих целей и вам будет легче. Легче будет не отвлечься на грех. Когда мы отдыхаем, причем когда мы отдыхаем не только в течение отпускного месяца, но и когда мы отдыхаем по окончании рабочего дня, мы как раз возвращаемся в некоторое состояние райского человека — ты поработал и у тебя есть свободный вечер. Ну, или, в зависимости от графика, у священника чаще свободной бывает середина дня — утром занят, вечером занят. Ну, то есть у кого как график расположен. И вот ты в этот самый момент ты же не лишен какой-то деятельности? Да, ты можешь взять и полежать на диване, ты абсолютно свободен, ты не скован. Свобода это дар, данный человеку. Или ты захотел и пошел прогуляться в парке. Или ты захотел и встретился с друзьями. Или ты захотел и взял молоток, дрель в руки и вроде у тебя не отдых, а что ни на есть труд, но на самом деле труд, который делаешь себе в удовольствие. Даже не ради процесса, а ради какого-то результата. То есть как в раю, не то что он сидел под райскими древами и думал: ой, чем бы мне заняться, ой, какая скукота. Нет, он мог делать всё что угодно, но ни к чему он не был обязан. Как тоже золотой век русской литературы. Наше несчастное крестьянское население во время императрицы Екатерины было полностью порабощено. И все крестьяне оставались в таком рабском положении по сравнению с дворянами. А дворяне, в отличие от задумки Петра I, который подразумевал, что дворяне будут точно так же от младых лет и до глубокой старости, без всякой пенсии, работать либо на военной, либо на гражданской службе, они получили возможность не работать, а просто почивать на лаврах за счет своих крестьян. И мы, конечно, знаем, что большинство людей, это превратилось в праздность, в пороки, имения перезакладывались. Но для кого-то это стало расцветом — расцветом литературы, поэзии, наши замечательные художники и композиторы, благодаря этому политическому решению, появились.
То есть у людей появилась возможность не работать, но они тем не менее не в праздность ударились, а во что-то такое, что может принести пользу душе. Точно так же и христианину, для него вот эта возможность в какой-то момент не работать, — что в конце рабочего дня, что в конце рабочей недели, что в конце рабочего года — это возможность либо это время потерять, потому что тоже иногда понимаешь, у людей начинается отпуск, люди никуда не уезжают. Просто дворы наполняются людьми, даже дети вокруг бегают. Постоянные пьянки, легкие, даже не грубые, но потихонечку они уже грубые, а потом уже начинается ругань и какие-то раздоры. То есть видишь, что отдых, к нему тоже надо приложить усилия, чтобы этот отдых не навредил и чтобы этот отдых нам был символом свободы. Поэтому я бы сказал, что богословское значение отпуска и отдыха после рабочего дня, как такой краткой части отпуска — это возможность человеку реализовать свою свободу, Богом данную райскую свободу. Причем реализовать — не обязательно этой свободой ты воспользуешься, возможно, ты в ней поработишься. А возможно, ты сделаешь так, что вот это свободное исполнение уже воли Божьей, несмотря на отсутствие рабочих обязанностей, оно тебя вдохновит потом, что ты уже с большим удовольствием, соскучившись, возвращаешься к своей работе и трудишься куда лучше.

А. Ананьев

— Вот мне очень интересно, отец Стахий, что скрывается за этим парадоксом, который вы сейчас озвучили: чтобы работать, нам нужно прикладывать усилия, а чтобы отдыхать, как выясняется, нам тоже нужно прикладывать усилия, и, пожалуй, что не меньше.

Свящ. Стахий Колотвин

— Тут, на самом деле опыт работы может очень пригодится, причем не в смысле работы священника. Мне, как священнику, воскресная служба, собирается много народу, ты совершаешь богослужение, хор поет, столько людей с тобой молится. Конечно, это момент такой, конечно, который очень радостный и которого, например, когда ты уехал в отпуск и воскресный день проводишь вдали от родного прихода, пусть даже если где-то ты и служишь в гостях, в другом городе, или даже в другой стране, в православном храме, чего не хватает. Да, бывают такие радостные моменты — то есть когда тебе работа доставляет абсолютную радость. А бывает какая-то рутинная часть работы, когда ты сидишь и ломаешь голову: вот был карантин, а проект планировки территории инженеры сидели, чертили, работали и как-то надо найти полмиллиона, чтобы его оплатить. В принципе, это та часть работы, которая тебя постоянно давит, ты предпринимаешь какие-то усилия, чаще всего это бесплодные усилия — какие-то средства изыскать. И тем не менее, для того, чтобы получить те радостные моменты, какой-то промежуточный результат, тебе приходится много какой-то рутинной деятельности сделать, которая в том числе бывает тебе неприятна, а где-то и тяжелые моменты работы, где-то, наоборот, грустные, несправедливые какие-то. Это всё есть. Но ты это всё преодолеваешь и все равно трудишься и от работы хоть когда-то удовольствие получаешь. Чем бы человек ни занимался, какой бы он профессии ни был, если он выбрал профессию и не совсем от безвыходности ею занялся, то у него обязательно будут в его рабочей деятельности тоже такие моменты, где он, вот как я сравнил радостные моменты работы, так же и человек может найти — да, есть какая-то рутинная часть работы и есть какая-то уже радостная. Может, маленький момент. Точно так же можно взять этот опыт работы, опыт этой радости от работы кратковременной и привнести ее в отпуск. И тогда ты сможешь к отпуску подготовиться.
Потому что если ты никак не готовился к отпуску, не разбирался, то даже если ты приехал в тот же замечательный Суздаль, который мы вспоминали, и ты ничего не понимаешь: что, где? Ну, ладно еще, слава тебе, Господи, нашел экскурсовода. Причем нашел экскурсовода, а, может, экскурсовод совсем неудачный. И уже то, что ты не потратил силы, не почитал отзывы, не поспрашивал совета, то ты себе возможность потратить средства на экскурсовода испортил, потому что ты их потратил, но получил человека, с которым тебе совершенно скучно, серо. А рядом другой экскурсовод другим людям рассказал всё в два раза интереснее. Или ты можешь обойтись спокойно и без экскурсовода, взять и почитать. Купить книжку, путеводитель. Или даже совсем эконом-вариант, тоже доступный всем, где есть интернет, хотя, конечно, есть такие глухие места, где нет интернета, но я думаю, что там и радио «Вера», наверное, сложно услышать. Так вот, тоже посидеть, подготовиться — понять, куда ты хочешь поехать, что ты там хочешь увидеть, какие советы люди дают, что там можно посмотреть. Какие из этих советов тебе близки, а какие нет.
Конечно, это тоже некоторый труд. Но по итогам этого труда ты получаешь радость. Кроме того, ты дальше думаешь: ой, чтобы доехать до какого-то водопада, надо трястись по какой-то разбитой дороге в духоте, солнце печет, мухи какие-то летают. И тут тоже: а зачем мне это нужно? Лучше я лягу на шезлонг на даче или на берегу моря, чем всё это буду терпеть. Но нет. Точно так же надо вспомнить свою работу, как ты взял какие-то тяжелые, неприятные моменты, рутинные моменты — ты их превозмог и в итоге получил какую-то радость, радость от результата своих трудов. Точно так же и здесь, в отпуске — ты вылез и взглянул на этот водопад, и вся эта дорога, и даже понимание, что и обратно придется по тем же самым камням трястись, но уже ты понимаешь, что это однозначно того стоило. И что потом у тебя будет середина рабочего года, какие-то будни, которые просто проходят, и ты будешь вспоминать прежде всего водопад, а не разухабистую дорогу. А, помимо этого, ты даже будешь вспоминать и вот эту дорогу. Но она у тебя будет совсем в других красках — ой, какое интересное приключение было, ой, как даже весело вспомнить и над какими-то своими трудностями и переживаниями посмеяться.


А. Ананьев

— «Семейный час» на радио «Вера» продолжается. Настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине, священник Стахий Колотвин рассуждает о пользе отдыха и том, каким он должен быть. И, вы знаете, дорогие друзья, я должен поделиться с вами своим ощущением. Если вы устали и хотите отдохнуть, просто вернитесь к этой программе и послушайте еще раз эти мудрые спокойные рассуждения отца Стахия. Я не знаю, как вы, я сейчас правда отдыхаю — для меня это 60-минутный отпуск, за что вам спасибо, отец Стахий. Я, Александр Ананьев и ведущая Алла Митрофанова, которая очень хочет задать свой вопрос.

А. Митрофанова

— Спасибо. Я соображением хотела поделиться. Получается, отец Стахий, что из ситуации, в которой мы сейчас оказались, тоже можно извлечь определенную пользу. Многие люди, когда планируют отпуск, целиком и полностью доверяют тем, кто, что называется, предоставляет полный пакет услуг. Вот, пожалуйста, хотите в Суздаль — мы вам организуем и дорогу, и экскурсовода, и проживание и так далее. А сейчас в целях экономии можно включить голову. Можно сесть и пострадать, что в этом году денег особенно нет, а можно включить голову, просчитать бюджет, найти варианты, как сэкономить, максимально хорошо подготовиться самому, причем так, чтобы, может быть, семье лекцию по дороге прочитать или даже скачать. Пожалуйста, в бесплатном доступе много разных путеводителей есть по городам. Пока по дороге едем, можно по дороге вместе послушать, в какое место мы отправляемся. Это требует определенных усилий, но это тоже хорошо, потому что отдача потом совсем другая. Когда тебе предоставляют полный пакет услуг, ты в полном смысле слова потребитель. А если ты готовишься и вкладываешься сам, то, в общем-то, и для близких это гораздо более ценный вариант.

Свящ. Стахий Колотвин

— Еще возможность вот так именно подготовиться к отпуску и не пользоваться каким-то готовым продуктом — это прекрасная возможность именно семейного отдыха. Когда ты приехал и находишься в отпуске вместе с женой, с детьми, и ты сосредоточен не вокруг человека чужого, который тебе что-то рассказывает, куда-то тебя ведет, куда-то заселяет, а ты целиком сосредоточен как раз на своей семье. Это тоже удивительным образом сплачивает. Да, это некоторое преодоление каких-то трудностей, но это того стоит. Еще я бы хотел отдельно сказать, что есть печальная ситуация, что родители стараются максимально свой отпуск провести без детей — отправить их в лагерь, отправить их к бабушке и дедушке. Причем и лагерь может быть интересный и у бабушки и дедушки тоже дети прекрасно проведут время. Но тут бы я хотел тоже сделать тоже маленькую ремарку. Очень важно порой родителям отдохнуть без детей и какой-то кусочек отпуска действительно провести вдвоем. Это тоже здорово, это тоже нужно понимать, что брак это прежде всего любовь двух людей и дети в этой любви растут и воспитываются, но тем не менее они предназначены, чтобы семью родительскую покинуть рано или поздно и свою семью создавать. Но тем не менее нужно и с детьми тоже время и внимание проводить.
Я хотел бы поделиться такой наработкой своей, что порой со всеми детьми в отпуске и правда тяжело, и детям тяжело, и это значительно накладнее по расходам. Но можно брать, когда ты отпуск делишь по частям, то тоже попросил бабушку и дедушку посидеть с детьми, но не со всеми, а только с частью детей. А одного ребенка взял с собой. А в следующий раз взял другого ребенка с собой. И в следующий раз взял третьего ребенка с собой. Понятное дело, что тяжело людям, у которых, в отличие от меня, по многу детей, не трое, а человек 7-9. Но тогда можно как-то частями брать, по 3 ребенка брать, а не сразу всех 9. И тогда у тебя появляется возможность больше уделить внимания, больше познакомиться с собственными детьми, больше с ними контакт наладить, потому что потом начнется беготня рабочего года и у тебя не получится, у тебя уже не будет той возможности заложить вот такую основу семейной дружбы, что детям с тобой будет настолько интересно. Конечно, можно преодолеть любые сложности и в течение рабочего года можно и нужно время своим детям уделять, но в отпуске это будет приятно не только детям. Поверьте, это будет приятно и вам самим. Поэтому те, кто избегает детей в отпуске, не бойтесь — они кусаются, но не сильно.

А. Ананьев

— А вот как вы относитесь к самой идее отдыха в одиночестве, без супруга или супруги? Некоторые считают, что и такой отдых нужен современному человеку, отец Стахий.

Свящ. Стахий Колотвин

— Мне кажется, что такой вариант отдыха тоже может быть, но он не заслуживает того, чтобы на него тратить длительное время. В частности, я даже по своей семье смотрю. Поскольку моя занятость прежде всего подразумевает повышенную дозу общения с людьми, мне порой охота без людей побыть. Но, на самом быть, без людей побыть для меня это как раз побыть в кругу семьи, это, можно сказать, почти людей вокруг нет. Ну, что такое, если 5 человек собралось, это разве толпа? А вот, например, моей жене приходится на протяжении почти полного круга суток выносить общество маленьких детей, которые очень активные и пьют всякие жизненные соки и поэтому ей охота провести несколько дней одной. Поэтому тоже, даже вне рамок отпуска, в рамках выходных, что тоже обязательно человеку нужно — возможность побыть в одиночестве предоставить. Когда ко мне подходит какой-то человек и говорит: «Ой, я хочу сейчас, у меня будет две недели отпуска и я думаю поехать в монастырь и там две недели потрудиться». Я говорю: «А где жена и дети?» — «Ну, жена и дети они где-то на даче посидят». Я говорю: «Нет. Придется вам трудиться на даче, вместе с женой и детьми. Все-таки и так вы на работе пропадаете, их не видите, а еще и потом запропасть, не нужно». Причем даже речь не о том, что какие-то искушения будут, какие-то знакомства и так далее, все-таки православный верующий человек, радиослушатель радио «Вера» и так это понимает. Нет, речь о том, будешь ли ты более счастлив, если ты сможешь ты провести рядом с человеком не только будни, когда надо решить вопросы, что приготовить, что купить, как детям зубы лечить, как одеться и так далее, а когда ты сможешь провести уже его вот в том свободном духе, как Адам и Ева проводили в раю и как праведники будут проводить время в Царствии Небесном.

А. Ананьев

— Сейчас я задам личный вопрос и буду надеяться на то, что мой личный вопрос будет актуален для всех слушателей радио «Вера», хотя понимаю, что далеко не все испытывают тот спектр эмоций, как я и не все такие, как я. Я не знаю, отец Стахий, как во время отдыха избавиться от тревоги? Причем есть два вида тревоги, которые я испытываю. Первая — это ощущение того, что жизнь — настоящая жизнь, с большой буквы, — проходит мимо. Горы сами себя не свернут, мамонты сами себя не победят и работа сама себя работать не будет. А я вместо этого гуляю по каким-то мощеным улицам, лежу на каких-то пляжах вместо того чтобы работать. Меня это тревожит. Я все время беспокоюсь, что упускаю из жизни что-то важное во время отдыха. Это первое. А второе — наверное, как и всех нас, жителей XXI века, больших городов, меня пугает тишина. Отдых и тишина — между ними можно поставить условный знак равенства. Но тишина нас не расслабляет, скорее, она нас напрягает. Поэтому во время ужина мы стремимся включить какой-то сериал или включить какую-то музыку или постоянно говорить. Если мы оказываемся в тишине, то это нас напрягает. И вдруг в отпуске на нас наваливается тишина и лишает нас почвы под ногами. Как избавиться от этих тревог во время отдыха?

Свящ. Стахий Колотвин

— Тут я с вами в чем-то солидарен, что в чем-то могу испытывать те же самые проблемы. Это вот то, о чем мы говорили в самом начале, что все равно я пока научился взять и на кусок дня в отпуске полностью отключить телефон и интернет, что со мной нельзя связаться. Потому что, может быть, пусть гора и не сворачивается, но колокольня возводится и как-то, хоть ты находишься за тысячу километров, но все равно ты чувствуешь, что без тебя дело дальше не пойдет. Хотя если посмотреть объективно, вполне пойдет. Но с другой стороны, я совсем не эксперт в ответе на свой вопрос уже второй, в плане тишины, потому что тишина может быть, когда ты тихо беседуешь с человеком в пустом храме между службами. Вот это, может быть, тишина для меня. А когда я в отпуске и рядом со мной дети, это уж совсем не тишина, это уже как-то наоборот. Отпуск заканчивается и такой привычный фоновый гул машин Москвы — вот это тишина, по которой даже успеваешь соскучиться. И сразу понимаешь, какой подвижник твоя жена, которая терпит это на протяжении 24 часов в сутки.
Но мне кажется, любой страх уходит на второй план, если есть страх Божий. Это не только к отпуску, это очень общее христианское рассуждение. Если ты думаешь, что ты что-то упускаешь, то, возможно, это действительно так. Вот ты лежишь на пляже и думаешь: а вот что это мне это дает? Если это не дает, то забрасывай пляж и иди по этим мощеным улочкам. Если ты идешь по мощеным улочкам и думаешь, что я упускаю, думаешь, а чего я хожу второй раз по этой мощеной улочке? Я бы мог бы пройти по мощеной улочке соседнего города, а я зачем-то второй раз здесь прошелся. Ну, так можно направиться в соседний город. Опять же, тут важно подготовиться к отпуску — не только что-то запланировать на время этого отпуска, но важно еще и подготовиться, чтобы все какие-то твои рабочие дела были решены, утрясены. Если ты едешь в отпуск, потому что у тебя удобные даты, куплены билеты, а у тебя кто-то из близких заболел. Причем, может быть, не из твоей семьи, а родители, брат, или коллега на работе, который должен тебя подменять, то уже спокойствия тебе не видать. И тогда, конечно, нужно перестраиваться. Тебе спокойнее будет.

А. Митрофанова

— Отец Стахий, мы слышим, что у вас там на заднем плане младший ваш подает сигналы, папу требует обратно. Мы не смеем вас больше долго задерживать. Единственное, из того, что вы сейчас сказали, позвольте сделать определенный вывод. Может быть, я неправа, но мне кажется, что порой оказаться в тишине — это полезно для нас самих, потому что дает возможность услышать себя. Вот тот страх, о котором Саша сейчас сказал, возможно, это страх оказаться наедине с самим собой и по большому счету наедине с Господом Богом. И мы почему-то бежим от этого, хотя именно отпуск как раз дает такую возможность — привести мысли в порядок. А тот ритм жизни, к которому мы зачастую привыкли — из множества дел, из необходимости быть одновременно в нескольких местах, он нас уводит от этого пристального взгляда в себя, что ли. И в этом смысле да, отпуск оказывается тоже определенным вызовом, но стоит ли от этого бежать?

Свящ. Стахий Колотвин

— Современный человек, городской человек, тем более живущий не в маленьком городке, а в мегаполисе, он раб суеты. То есть вроде вот тебе и скоростной транспорт, вот у тебя куда больше музеев и театров, а вот какая-то размеренная деревенская жизнь, с другой стороны, а человек большого города он привык суетиться, суета это норма. Именно из-за этой суеты люди говорят: «Ой, мне не удается помолиться дома». — «Почему?» — «Как-то нет времени». Как это, нет времени? На это время нашлось, на это нашлось, на это нашлось — то есть не только работа, ты и в магазины сходил и в интернете посидел, что-то посмотрел и с кем-то по телефону поговорил, сто разных сообщений отправил, не связанных с твоей рабочей деятельностью или не обязательно связанных, факультативных. И на всё это время нашлось. А это значит, что уже нашу свободу эта суета съела, что уже нам времени для молитвы не осталось. Именно поэтому и мы, когда у нас все-таки появляется вот это время, когда уже в отпуске время вроде есть, мы его тоже стараемся суетой наполнить. Поэтому тоже, если порой очень много суетиться в отпуске, ради галочки стараться каждую свободную секунду забить, если ты бегаешь… Потому что, наоборот, вроде я всю нашу беседу призывал к более активному проведению отпуска, более активному отпуску, то здесь, чтобы мы, как христиане, помнили, что нужно идти по «срединному царскому пути», нужно и о другой опасности сказать — что, правда, очень полезно, полезно где-то остановиться, перевести дух, не бежать, не гнаться. Все равно наша земная жизнь коротка и абсолютно всё здесь не успеешь, сколько бы ты ни прожил. Даже если ты проживешь, как праотец Адам, больше 900 лет, все равно ты все дела не успеешь сделать, все уголки мира не успеешь повидать, всех достижений не добьешься. Все равно ты что-то упустишь. Абсолютно всё, абсолютно всю полноту бытия мы получим в Царствии Небесном.
Поэтому надо так, чтобы отпуск нам был хорошей базой для того чтобы мы передохнули, вернулись к своему труду, приносили с помощью своего труда пользу людям, служили Богу и людям, исполняли заповедь любви своим трудом. Чтобы мы взяли и уделили чуть больше времени и внимания своим родным и близким, которым в условиях нашего несовершенного мира мы не можем уделить полноценного внимания, какого бы хотелось в течение рабочих дней. Если мы всем этим воспользуемся, то мы, наш каждый прожитый день, — что в отпуске, что на работе, — будет нас приближать не к такому колесу суеты, в которую, как белочка забегает и только крутится, а все-таки будет приближать ко вратам в Царствие Небесное. А уж в Царствии Небесном там будет всё интересно, совершенно, и насыщенно. И при этом не напряжно, современное слово если употребить, потому что там уже с Богом будет абсолютное полноценное общение, которое источник всего интересного, всего замечательного в этом мире. Пока же, пока мы Царствия Небесного не достигли, то будем благодарны Господу Богу, что сейчас у нас в XXI веке в нашем богоспасаемом государстве отпуск гарантирован законодательством, и мы можем его провести. Кто-то в соседнем парке, рядом с домом, кто-то, счастливые обладатели загородных поместий, проводят на даче, кто не имеет загородных поместий, не связаны ими, могут куда-то подальше уехать и так далее. И уже за это Господу должны быть благодарны. Потому что если мы Господа не только просим, но и Его благодарим, то Господь никогда в долгу не остается и еще больше нам всяких благодеяний нам даст.

А. Ананьев

— Подумалось, что там всё будет включено в самом высоком духовном, исключительном и абсолютном смысле. Спасибо вам за этот удивительный, похожий на маленький отпуск, еще раз повторю, разговор, дорогой отец Стахий. Сегодня мы беседовали о летнем отпуске с настоятелем храма Воздвижения Креста Господня в Митине, священником Стахием Колотвиным.

А. Митрофанова

— Спасибо, отец Стахий.

Свящ. Стахий Колотвин

— Всем хорошего отпуска.

А. Ананьев

— С вами была Алла Митрофанова —

А. Митрофанова

— Александр Ананьев —

А. Ананьев

— Вернуться к этому разговору можно на нашем сайте www.radiovera.ru. До новых встреч ровно через неделю.

А. Митрофанова

— До свидания.

Свящ. Стахий Колотвин

— До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем