От Луки святое благовествование - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

От Луки святое благовествование

* Поделиться
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери

2 Кор., 185 зач., VIII, 1-5.

1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.

3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: 4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христианская любовь к собратьям понуждала апостола Павла повсюду собирать пожертвования для иерусалимских христиан. Нам сегодня довольно сложно представить, какой была их жизнь на Святой Земле, но достоверно известно, что из-за обрушившихся на них гонений они нуждались в самом необходимом. В сегодняшнем отрывке мы слышим, что апостол призывает Коринфян последовать примеру других европейских общин и не отказать в помощи Иерусалиму. Начинает он свою просьбу с сообщения о том, что благодать Божия снизошла к Македонским общинам, и, как следствие, христиане этих общин «среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью». У этих людей было множество самых разных проблем и бед, но это не ввергало их в уныние и отчаяние, а, напротив, делало радостными. Таково, по мнению апостола Павла, проявление Божией благодати. Именно она, а не что-то другое, делает людей счастливыми. Они были в нищете, были крайне бедны и в этой нищете и бедности все жили с тем добрым чувством, с той радостью, с которой встретили апостола Павла, и с величайшей готовностью уделяли Церкви Иерусалимской что могли от своей скудости.

Возникает вопрос: что было первым? Благодать или щедрость? Апостол Павел уверен, что готовность жертвовать последним ради другого привлекла благодать и сделала их радостными, несмотря на все скорбные жизненные обстоятельства. Павел призывает и коринфян исполнить то же дело любви, чтобы привлечь к себе благодать Святого Духа, о которой свидетельствовал в церквах македонских. Он говорит о том, что Бог принимает жертвы наши по усердию нашему. Дело не в количестве жертвы. Важно, с каким сердцем, с каким расположением, с каким усердием она приносится тем, кто нуждается и бедствует. Не требуется, чтобы кто-то обрекал себя на голод, чтобы отдали последнее; не требуется, чтобы нам было горькое чувство потери последнего. Нужно, чтобы была равномерность, чтобы в христианской общине не было тяжелого, глубокого неравенства, которое существует повсюду среди людей. Конечно же, это не какая-то исключительная мысль апостола Павла, это лишь пересказ Христовой заповеди.

Но наш критический разум не может не сомневаться: а что, если радость христиан церквей Македонских была иллюзорной? Ведь такое бывает: человек надумал себе что-то, разгорячил себя специально подобранными мыслями и ходит радуется. На эти сомнения прекрасный ответ дал священномученик Онуфрий (Гаглюк), который был убит за Христа, а до этого гоним, он прекрасно знал, что такое внутренняя христианская радость среди страшной жизненной бури. Вот его слова: «Не сами верующие создают себе иллюзорные радости, не выдумывают их, не плод это самовнушения, как говорят неверы, а милость Божия обнимает сердца скорбные и исполняет их духовным утешением, которое бьет в их сердцах, как из источника. Нужно верующим стараться лишь, чтобы не закрыть к себе милостей Божиих через нашу гордость, ропот, самочиние. Кто покорно несет трудности жизни, отдавшись на волю Божию, не стремясь свергнуть с себя иго Христово, того Господь невидимо утешает и дает силы и даже радость переносить бремя страданий и мук имени Его ради...»

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем