
Страны Прибалтики — регион, где на протяжении веков живут по соседству друг с другом православные, католики и протестанты. Мирному сосуществованию прибалтийских христиан способствует почитание общих святынь.
Одна из них — Остробрамская икона Пресвятой Богородицы. Она находится в столице Литвы, Вильнюсе, и одинаково почитается литовскими католиками и православными. В настоящее время святой образ находится в католической часовне над Остробрамскими воротами «старого» города, исторического центра Вильнюса. Икона имеет высоту 2 метра и ширину чуть более полутора метров. Написана она на дубовых досках толщиной два сантиметра.
Название «Остробрамские ворота» возникло благодаря польскому языку. Когда-то Литва и Польша являлись двумя составляющими одного большого государства — Речи Посполитой. Так вот, «брама» по-польски означает — «ворота». Соответственно, «острая брама» — «острые ворота». Такое название возникло благодаря тому, что в первоначальном варианте ворота были украшены острыми готическими шпилями. Впоследствии ворота перестроили и теперь они являются примером классической архитектуры. Остробрамская икона относится к тому же типу образов Богоматери что и икона «Умиление». На ней Дева Мария изображена одна, без Богомладенца. Фактически, что Остробрамская икона, что «Умиление» являются частью изображения события Благовещения, когда Богородица со смирением приняла от архангела Гавриила весть о предстоящей Ей миссии — привести в мир Христа Спасителя.
Имеется две версии относительно происхождения Остробрамской иконы По одной из них — она появилась прямо на «Острых воротах» Вильнюса чудесным образом ещё в XV веке. А точнее 14 апреля 1431 года, в этот день (14 апреля по старому стилю или 27 апреля по новому) католиками отмечается день «Остробрамской» иконы. Православные празднуют память иконы 8 января. Есть и вторая версия появления образа. Она гласит, что святыня была подарена литовскому князю Ольгерду византийским императором Иоанном Палеологом или привезена им же, князем, из Херсонеса. Херсонес иначе называется Корсунью, поэтому Остробрамский образ иногда называют еще и Корсунским.
Каждый день помолиться перед Остробрамской иконой в надвратную часовню приходят многочисленные православные и католики. Не только литовцы — поклониться святыне в Вильнюс приезжают паломники из России, Беларуси, Украины и иных стран. В благодарность за помощь они оставляют в часовне многочисленные дары. В центральном зале часовни, там, где расположен чудотворный образ, располагаются целые стеллажи с серебряными предметами. Но почитание чудотворного образа выражается не только в этом. По установившейся в Литве традиции местные христиане помещают небольшую копию Остробрамской иконы над входной дверью. Литовцы верят — Богородица через Свой образ оберегает семейную жизнь от ссор, разлук и сплетен. Кроме того, перед Остробрамской иконой молятся женщины, желающие забеременеть и благополучно родить.
Все выпуски программы Вселенная православия
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема