На днях в одной интернет-дискуссии я увидела резанувшее меня определение в отношении ребенка с психическим заболеванием. "Неполноценный" - так назвала его автор блога в ЖЖ и посетовала, как же не повезло его матери!
Сложно найти тему, которая бы больнее цепляла меня, чем недостойное отношение к особым детям. Хотя, казалось бы, за 10 лет могла бы уже привыкнуть и нарастить броню. Ведь каких только реакций я не встречала на моего нестандартного ребенка: от невероятно добрых, милосердных, по настоящему, от души отзывчивых, до отталкивающих, жестоких и грубых. Мой очень громкий и непонятно говорящий глухой ребенок всегда привлекает к себе общественное внимание, не всегда доброжелательное. Самое тяжелое для меня было впечатление, когда очень близкий мне человек в конфликте с гуляющими людьми в парке запальчиво воскликнул: "Вам бы такого ребенка!"
То есть получается, большинство людей, даже хорошо знакомых с моей жизнью и моим сыном, воспринимают его недуг как бремя, как невыносимую тягость. "Это твой крест" - так часто говорят мне, как матери ребенка-инвалида. Но при этом не понимают, что для меня мой ребенок -- совсем не бремя и не крест. Конечно, мне бывает с ним тяжело: иногда я устаю от него, как и любая мать. Однако, особенности его развития для меня просто особенности: без знака минус. Знаком минус наделяют их те, кому они мешают. Но и с этим можно жить. Я иногда думаю, что задача моего сына -- учить терпению тех, кто не умеет воспринимать людей, не похожих на них самих.
Разумеется, это требует от окружающих немалой выдержки. Но за последние несколько лет в нашем обществе произошли существенные изменения; и я это чувствую. Случаются еще дикие случаи, когда родители, забирают ребенка с площадки, где гуляет ребенок-инвалид, или рекомендуют своим детям не общаться с особым ребенком. Однако, чаще всего люди стараются идти навстречу, учиться общаться и сосуществовать с теми, чьи возможности ограниченны. И в этом главную роль играет очень широкое распространение информации. Почему люди боятся инвалидов? Чаще всего потому, что они просто не знают, как себя с ними вести. Им неловко с нестандартными людьми, они не понимают, можно ли смотреть на них любопытно, задавать вопросы, не обидит ли их сочувствие и жалость?
Помню, как однажды зимой в одном маленьком итальянском кафе я увидела мужчину на костылях: он собирался выходить. На крыльце было скользко, я послала старшего сына помочь ему выйти. Мужчина оттолкнул мальчика, в его взгляде были гнев и возмущение: как посмели воспринять его немощным калекой?
Нельзя не принимать во внимание особенности людей с ограниченными возможностями, делать вид, что они ничем не отличаются от здоровых людей. Самое сложное для родителей особого ребенка: осознать и смириться с тем фактом, что их ребенок всегда будет другим, что он никогда не будет таким, как его ровесники. Очень долго, узнав о диагнозе, родители ищут "волшебную таблетку", которая справится со всеми проблемами, и их малыш станет не хуже, чем другие. И только тогда, когда любовь к нему превысит желание жить "как все", можно принять эту ситуацию. Я помню, как это произошло у меня, когда я узнала диагноз сына: я смотрела в окно, на бесконечные бетонные джунгли, на серое низкое небо над огромным равнодушным городом... И вдруг, среди всех внутренних метаний, от надежды к отчаянью и обратно, всех деловитых соображений, что еще сделать, к какому специалисту обратиться, какого педагога нанять, возникло твердое осознание. Выше головы не прыгнешь. Мой ребенок такой, какой он есть, и пора уже смириться с этим. Ведь то, что он не может слушать Римского-Корсакова и группу Битлз, не читает Астрид Линдгрен или Пушкина, не помешает мне играть с ним в шахматы или плавать наперегонки. Никакие его особенности не помешают мне любить его и чувствовать его любовь ко мне.
Еще очень сложно – перестать обвинять себя во всех бедах своего ребенка. К сожалению, иногда даже священники допускают высказывания, в которых обвиняют родителей детей-инвалидов в их болезнях, утверждают, что больные дети рождаются лишь у наркоманов и алкоголиков, в наказание за их неправедную жизнь. Это неправда. Больной ребенок может родиться даже у самых здоровых родителей. И уж точно он не наказание за их какие-то особые грехи. Лучший ответ на вопрос, кто согрешил так, что появился на свет особый ребенок, дал Сам Спаситель: «Не согрешил ни он, ни родители его. Но это для того, чтоб на нём явились дела Божии».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер