
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), один из самых почитаемых старцев конца ХХ века, был глубоким знатоком человеческой души. Неудивительно, что за духовной поддержкой к нему ехали люди со всех концов страны — тогда ещё Советского Союза. Немало было и тех, кто надеялся получить от отца Иоанна мудрый совет о том, как построить семейную жизнь. И батюшка не раз говорил, что необходимо, чтобы создать и сохранить любящую семью. Его проповеди и наставления на эту тему вошли в сборник под названием «Основание семейной жизни. Размышления и советы архимандрита Иоанна (Крестьянкина)».
Кто-то может возразить: мол, у самого отца Иоанна семьи никогда не было. Фактически, всю жизнь он прожил в монашестве. Однако старец всегда смотрел на любую проблему с духовной стороны. Не были исключением и проблемы семьи и брака. Здесь, как и в остальном, отец Иоанн руководствовался собственным духовным опытом. И, разумеется, опытом Церкви и Священным Писанием. Он считал, что счастье, в том числе и семейное, достигается не материальным благополучием или какими-то другими внешними вещами. Оно обретается, прежде всего, в собственной душе. Об этом старец и говорит на страницах книги.
В первую главу сборника вошли фрагменты из проповедей отца Иоанна. В них он даёт универсальные жизненные советы. К примеру, напоминает о том, что краеугольный камень жизни каждого человека — это Бог. Убери Его из фундамента, и рухнет всё здание нашей жизни. А значит, и жизнь семейную необходимо строить таким образом, чтобы во главе угла всегда оставался Господь. Ведь и Сам Христос говорит в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Наше духовное состояние важно во всякий момент жизни, и особенно в семейных и брачных отношениях, — считал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). В качестве примеров для подражания он приводит святых, которые Духом Божьим укрепляли и облагораживали свою семейную жизнь: праведных Иоакима и Анну — родителей Пресвятой Богородицы; преподобную Иулианию Вяземскую, супругу князя Симеона Мстиславича, которая сохранила верность мужу даже перед лицом гибели.
Семейная жизнь — это искусство, уверен отец Иоанн. И постичь его может каждый, выполняя супружеские обеты: любить, чтить, верно служить, не покидать и беречь друг друга во все дни своей жизни. А помогать супругам будет Сам Господь. Для этого, по словам старца, нужно сделать семью «очагом молитвы». «Надо помнить, что, где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь посреди них. Тогда оживёт дом!» — читаем мы наставление старца на страницах сборника «Основание семейной жизни». И ещё одна фраза архимандрита Иоанна Крестьянкина из этой книги западает в самое сердце: «Берегите семью — это Божие благословение и путь спасения».
Все выпуски программы Литературный навигатор
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема